26 октября. В конце октября свой профессиональный праздник отмечают российские таможенники. Ежедневно им выпадает счастье видеть сотни туристов, пересекающих границу, и оформлять целые вереницы автотранспорта, следующих по международным маршрутам. Контрабандистам и прочим нарушителям с сотрудниками службы лучше не шутить, ведь эти люди в погонах научились видеть злоумышленников насквозь (в том числе с помощью рентген-сканеров).
Так работает и Уссурийская таможня, и их труд демонстрирует головокружительные показатели. Один только 2024 год позволил подразделению внести значительный вклад в увеличение грузо— и турпотока, в развитие таких направлений, как ввоз автомобилей и экспресс-посылок из Китая. Подробности об итогах 9 месяцев работы таможенных органов выяснил корр. ИА UssurMedia.
"Сети" Уссурийской таможни в Приморском крае раскинуты весьма широко. В зоне ее ответственности сегодня находится 10 таможенных постов, семь пунктов пропуска: четыре автомобильных и три железнодорожных. Все они связывают регион с соседним Китаем, за исключением пункта пропуска Хасан. К слову, именно он в этом году, как говорят сами таможенники, начал новую жизнь.
— Сейчас запускаются новые туристические маршруты, в том числе и в Корейскую Народную Демократическую Республику. Буквально на днях правительство края проводило большое совещание по запуску еще одного пассажирского поезда через пункт пропуска Хасан в КНДР, — рассказал начальник Уссурийской таможни Алексей Кузьмин.
Алексей Кузьмин. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
И без того обширный список подразделений ждет большое пополнение, причем оно может случиться уже к середине следующего года. В высокой степени готовности находится новый погранпереход на МАПП "Пограничный", строительство которого долго находилось в заморозке. Активные работы продолжаются и в Краскино: по словам уссурийских таможенников, свежие постройки хорошо видны туристам по пути в китайский Хуньчунь. В конце следующего года также ожидается окончание строительства ДАПП "Марково" в Лесозаводске.
— Пункты пропуска строятся весьма интенсивно. Мы вместе с подчиненными контролируем процесс строительства и видим, что в последнее полугодие интенсивность работ при строительстве новых пунктов пропуска значительно повысилась. Почти не сомневаюсь, что в середине следующего года объекты будут достроены, и мы будем с вами пользоваться современными, красивыми пунктами пропуска, когда будем пересекать границу, — добавил Алексей Кузьмин.
Руководство Уссурийской таможни не скрывает, что реконструкции также требуют находящиеся в подтопляемой зоне пункты пропуска Турий Рог и Полтавка. Для первого объекта уже изданы необходимые документы, а для второго разрабатывается проектно-сметная документация.
Увеличение грузопотока между Приморьем и КНР в Уссурийской таможне назвали приоритетным направлением, и в этом году служащим удалось побить существующие рекорды. С января по октябрь через их автомобильные пункты пропуска проехало почти 143 тысячи фур — это практически на 35% выше прошлогодних цифр и в три раза больше, чем в доковидные времена. Все эти машины, как подчеркнули уссурийские таможенники, перемещают необходимые для российской экономики товары, и общий их вес в этом году составил больше миллиона тонн.
Рекорда, возможно, могло и не случиться, если бы не серьезные обновления в системе. Даже далеким от таможенной сферы жителям Приморья знакома такая проблема, как загруженность автомобильных пунктов пропуска и заторы из фур на границе. Потому в прошлые годы ФТС значительно увеличила штат в МАПП "Краскино" и "Пограничный". Теперь в случае задержек на перегруженные участки оперативно командируются сотрудники более свободных подразделений.
Отдел таможенного оформления и таможенного контроля№ 4 Уссурийского таможенного поста. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
На повышении грузопотока сказались и новые технологии. Так, в мае этого года в зоне действия Уссурийской таможни создано "иное место прибытия и убытия" — именно туда следуют грузовые автомобили, не задерживаясь в пункте пропуска. Находится это место рядом с МАПП "Пограничный".
— Когда машина заходит, мы проверяем лишь наличие у нее необходимых документов. И эта машина далее следует в иное место прибытия, покидая пункт пропуска, тем самым освобождая его территорию для других машин.
С начала работы эта технология позволила нам пропустить почти 10 тысяч автомобилей, — подчеркнул Алексей Кузьмин.
Не задерживать фуры сотрудникам службы помогают и приборы информационно-диспетчерского контроля (ИДК). Одним из таких в 2024 году оснастили МАПП "Пограничный". Девайс отечественного производства, как говорят уссурийские таможенники, в разы превосходит своего французского предшественника. Еще один ИДК к концу года появится в железнодорожном пункте пропуска Пограничный.
Вот уже два года Уссурийский таможенный пост занимается ввозом китайских автомобилей. Только в этом году через руки служащих прошло больше 8,6 тысяч иномарок, а их владельцы выплатили свыше 4,5 млрд рублей таможенных платежей. Интерес россиян к автопрому из Поднебесной таможенники объясняют его доступностью в сравнении с другими странами.
На территории РФ "ласточки" не отправятся к своим хозяевам, пока не пройдут этап таможенного транзита. В рамках этой процедуры многие фуры, груженные автомобилями, от границы следуют прямиком в Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 4. Он располагается в Уссурийске.
Прогулявшись по территории отдела, случайный гость (такой, как корр. ИА UssurMedia) вряд ли сосчитает, сколько машин здесь находится на временном хранении, но их многочисленностью и разнообразием явно удивится.
— Марки представлены совершенно разные: как китайские, так и европейские, прибывающие из КНР и производящиеся там же. Наш отдел занимается тем, что проводит фактический контроль в отношении ТС для личного пользования. Необходимость такого контроля возникает при какой-либо попытке избежать таможенных платежей. В документах могут занижать мощность либо указывать другие несоответствующие сведения, — рассказал начальник Отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 4 Уссурийского таможенного поста Владислав Беломестнов.
Владислав Беломестнов. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
На попытке обмануть таможенников, похоже, попался покупатель серенькой KIA: пока начальство проводило экскурсию по площадке, к автомобилю подошел специально обученный сотрудник с портативным оборудованием. Наблюдая за проверкой машины, делаем вывод, что с документами лучше не шутить, если не хочется остаться пешеходом.
Адаптироваться к работе таможне молодым специалистам помогает программа наставничества.
— За молодым сотрудником сразу закрепляется какой-нибудь матерый таможенник, который его всем премудростям нашего ремесла обучит, расскажет и вовремя его проконтролирует. И в конце они вместе сдают что-то вроде зачета. То есть, мы оцениваем не только на то, как новый сотрудник освоился, но и как с ним работал наставник, — добавил начальник Уссурийской таможни.
Заинтересованы таможенники и в том, чтобы привлекать новых сотрудников из других регионов. О серьезности намерений говорит и решение президента Владимира Путина о строительстве служебного жилья возле приоритетных пунктов пропуска. Как заявили в руководстве Уссурийской таможни, под жилые комплексы уже подготовлены участки в поселках Краскино и Пограничный. Строительство домов для таможенников может начаться уже в следующем году.
Отметим, неслучайно День таможенника Российской Федерации отмечается 25 октября. Именно в этот день в 1653 году царь Алексей Михайлович подписал Единый торговый Устав о взимании таможенных пошлин. С этой даты таможня и отчитывает срок своего создания. Праздник же утвержден по указу президента Бориса Ельцина от 4 августа 1995 года.