4 декабря 2018. Заветам Станиславского в театре следуют не только актеры и режиссер, ведь чтобы зритель во время спектакля верил всему, что происходит на сцене, не подвести должны и декорации. Для Светланы Зарубиной театр точно начинается с вешалки, а точнее, с наряда на ней, ведь только главный художник видит весь спектакль, так сказать, с изнанки. О том, почему шедевр рождается только в спорах, и как стоит разгружаться после каждого спектакля, корр. ИА UssurMedia рассказали сотрудники театра.
Впервые в этом году жюри приморской театральной премии "Серебряный медальон" имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка учредило новую конкурсную номинацию "Лучший художник по костюмам". И первой победительницей в этой номинации стала главный художник уссурийского театра драмы имени Веры Комиссаржевской Светлана Зарубина. Это уже третья премия имени Андрея Присяжнюка в ее активе, ведь Светлана – дважды лауреат "Серебряного медальона" в номинации "Лучшая сценография" за работу над спектаклями "Пигмалион" и "Убийство по ошибке". Член Союза театральных деятелей и Российского авторского общества. Четырежды лауреат премии театра "Прорыв", где победителей в номинациях определяли зрительским голосованием. Обладатель Золотого диплома XV Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь" за оформление спектакля "Лесная сказка".
Награды. Фото: предоставлено дирекцией театра драмы имени В. Ф. Комиссаржевской
А первой победой в профессиональной номинации стала награда Всероссийского театрального фестиваля "Русская классика" в городе Лобня, где было отмечено оригинальное оформление спектакля "Женитьба Бальзаминова" (режиссер Станислав Мальцев), в 1999 году. С тех пор из-под легкой руки Светланы вышло немало спектаклей, отмеченных призами различных фестивалей, в том числе и международных: "Обрезанный ломоть" (режиссер Сергей Пацаль), "Дурочка" и "Маскарад" (режиссер Денис Малютин) и, конечно же, обладатель приза "Серебряный Витязь" XIII Международного театрального форума "Золотой Витязь" и Гран-при XXXIII Международного театрального фестиваля в г. Ульсан (Южная Корея) – спектакль "Саня, Ваня, с ними Римас" (режиссер Станислав Мальцев). Так что можно смело заявить, что в театре имени В.Ф. Комиссаржевской работает самый титулованный театральный художник Уссурийска.
Сколько бы ни было поставлено спектаклей, каждый из них особенный, оставляет после себя воспоминания о работе над ним. И каждый раз, приступая к чему-то новому, постановочная команда проходит весь путь с самого начала.
— Концепция спектакля рождается в долгих обсуждениях, даже спорах, — отметила Светлана Зарубина. – Поэтому всегда, а в наше время особенно, я подчеркиваю, что театр – это искусство коллективное.
Лучший пример тому "Лесная сказка", обладатель "Золотого Витязя" и семи Золотых дипломов XV Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь". Ее успех складывается из множества факторов. Это и режиссерский замысел Лидии Василенко, и сама идея этнической тематики, которая стала ключом к сценографии, пластике, музыке спектакля, и костюмы для персонажей, стилизованные под удэгейскую национальную одежду. Каждый участник творческого процесса привнес в него все лучшее, в этом и есть секрет "Лесной сказки".
— Оформление сцены тоже символично, в нем использованы только те материалы, которые окружают удэгейцев в обычной жизни. На сцене нет случайных деталей, — говорит Светлана Зарубина.
Фото с выставки театральных художников в г. Чхонджу 2016 г.. Фото: предоставлено дирекцией театра драмы имени В. Ф. Комиссаржевской
Помня об этом, внимательный зритель сможет открыть новое в уже знакомых спектаклях или более полно "прочитать" концепцию новой постановки. Так, в премьерной фантасмагории "Шальные деньги" все кресла и диван явно из разных гарнитуров, что намекает на скромный достаток главных героев. Ряды зрительских кресел в "Талантах и поклонниках", размещенные на сцене, дают нам понять, что действие разворачивается в театральном закулисье, а роскошные, футуристичные наряды из спектакля "Тень", которым впору участвовать в модных показах, дают беспощадные характеристики персонажам. Знаменитая певица Юлия Джули меняет свое мнение с той же легкостью, что и яркие парики. Фуражка "а-ля Пиночет", которую Тень Ученого надевает при вступлении на престол, намекает, какая жизнь ожидает его подданных. А все придворные, оказавшись под властью Тени, носят только черное. И лишь верная Аннунциата прячет под черным плащом белое подвенечное платье.
Кстати, именно костюмы к спектаклю "Тень" Светлана Зарубина считает одной из своих удачных работ.
Переключиться, по ее словам, помогают новые впечатления, поэтому она так любит путешествия. Если есть возможность, то и в другую страну. Еще один способ переключения – перемена направления деятельности, если оформление спектаклей для нее работа, то написание картин – это уже личное. Тем более что в их содержании художник зашифровывает метафизические и философские смыслы. Об этом говорят и названия картин: "Зарождение", "Храм души", "Саламандра", "Око света".