Заветам Станиславского в театре следуют не только актеры и режиссер, ведь чтобы зритель во время спектакля верил всему, что происходит на сцене, не подвести должны и декорации. Для Светланы Зарубиной театр точно начинается с вешалки, а точнее, с наряда на ней, ведь только главный художник видит весь спектакль, так сказать, с изнанки. О том, почему шедевр рождается только в спорах, и как стоит разгружаться после каждого спектакля, корр. ИА UssurMedia рассказали сотрудники театра.
Впервые в этом году жюри приморской театральной премии "Серебряный медальон" имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка учредило новую конкурсную номинацию "Лучший художник по костюмам". И первой победительницей в этой номинации стала главный художник уссурийского театра драмы имени Веры Комиссаржевской Светлана Зарубина. Это уже третья премия имени Андрея Присяжнюка в ее активе, ведь Светлана – дважды лауреат "Серебряного медальона" в номинации "Лучшая сценография" за работу над спектаклями "Пигмалион" и "Убийство по ошибке". Член Союза театральных деятелей и Российского авторского общества. Четырежды лауреат премии театра "Прорыв", где победителей в номинациях определяли зрительским голосованием. Обладатель Золотого диплома XV Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь" за оформление спектакля "Лесная сказка".
Награды. Фото: предоставлено дирекцией театра драмы имени В. Ф. Комиссаржевской
А первой победой в профессиональной номинации стала награда Всероссийского театрального фестиваля "Русская классика" в городе Лобня, где было отмечено оригинальное оформление спектакля "Женитьба Бальзаминова" (режиссер Станислав Мальцев), в 1999 году. С тех пор из-под легкой руки Светланы вышло немало спектаклей, отмеченных призами различных фестивалей, в том числе и международных: "Обрезанный ломоть" (режиссер Сергей Пацаль), "Дурочка" и "Маскарад" (режиссер Денис Малютин) и, конечно же, обладатель приза "Серебряный Витязь" XIII Международного театрального форума "Золотой Витязь" и Гран-при XXXIII Международного театрального фестиваля в г. Ульсан (Южная Корея) – спектакль "Саня, Ваня, с ними Римас" (режиссер Станислав Мальцев). Так что можно смело заявить, что в театре имени В.Ф. Комиссаржевской работает самый титулованный театральный художник Уссурийска.
Каждая работа — с чистого листа
Сколько бы ни было поставлено спектаклей, каждый из них особенный, оставляет после себя воспоминания о работе над ним. И каждый раз, приступая к чему-то новому, постановочная команда проходит весь путь с самого начала.
— Концепция спектакля рождается в долгих обсуждениях, даже спорах, — отметила Светлана Зарубина. – Поэтому всегда, а в наше время особенно, я подчеркиваю, что театр – это искусство коллективное.
Лучший пример тому "Лесная сказка", обладатель "Золотого Витязя" и семи Золотых дипломов XV Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь". Ее успех складывается из множества факторов. Это и режиссерский замысел Лидии Василенко, и сама идея этнической тематики, которая стала ключом к сценографии, пластике, музыке спектакля, и костюмы для персонажей, стилизованные под удэгейскую национальную одежду. Каждый участник творческого процесса привнес в него все лучшее, в этом и есть секрет "Лесной сказки".
Театр – это то место, что возбуждает желание думать
— Оформление сцены тоже символично, в нем использованы только те материалы, которые окружают удэгейцев в обычной жизни. На сцене нет случайных деталей, — говорит Светлана Зарубина.
Фото с выставки театральных художников в г. Чхонджу 2016 г.. Фото: предоставлено дирекцией театра драмы имени В. Ф. Комиссаржевской
Помня об этом, внимательный зритель сможет открыть новое в уже знакомых спектаклях или более полно "прочитать" концепцию новой постановки. Так, в премьерной фантасмагории "Шальные деньги" все кресла и диван явно из разных гарнитуров, что намекает на скромный достаток главных героев. Ряды зрительских кресел в "Талантах и поклонниках", размещенные на сцене, дают нам понять, что действие разворачивается в театральном закулисье, а роскошные, футуристичные наряды из спектакля "Тень", которым впору участвовать в модных показах, дают беспощадные характеристики персонажам. Знаменитая певица Юлия Джули меняет свое мнение с той же легкостью, что и яркие парики. Фуражка "а-ля Пиночет", которую Тень Ученого надевает при вступлении на престол, намекает, какая жизнь ожидает его подданных. А все придворные, оказавшись под властью Тени, носят только черное. И лишь верная Аннунциата прячет под черным плащом белое подвенечное платье.
Кстати, именно костюмы к спектаклю "Тень" Светлана Зарубина считает одной из своих удачных работ.
Когда работаешь без перерыва, есть опасность перейти на штампы
Переключиться, по ее словам, помогают новые впечатления, поэтому она так любит путешествия. Если есть возможность, то и в другую страну. Еще один способ переключения – перемена направления деятельности, если оформление спектаклей для нее работа, то написание картин – это уже личное. Тем более что в их содержании художник зашифровывает метафизические и философские смыслы. Об этом говорят и названия картин: "Зарождение", "Храм души", "Саламандра", "Око света".
За последние три года Светлана Зарубина уже трижды принимала участие в международных выставках: в 2016 году в рамках I Международного фестиваля театрального искусства Республики Корея в Чхонджу проходила Международная выставка театральных художников, на которой Светлана была единственным представителем России. Правда, заочно: в Корею отправились выбранные организаторами выставки эскизы и фотографии декораций к спектаклям "Дурочка", "Саня, Ваня, с ними Римас", "Очень простая история" и "Убийство по ошибке", эскизы костюмов и сами костюмы из спектаклей "Тень", "Маскарад" и "Инкогнито". Уже в 2017 году в Уссурийске состоялась Международная выставка художников Уссурийска и города Чхонджу, где были представлены уже не театральные, а живописные работы Светланы. Российскую сторону в международном вернисаже представляли также заслуженный работник культуры РФ Алла Гринченко и заслуженный художник РФ Ольга Никитчик. Немаловажно, что именно в день выставки было подписано соглашение о сотрудничестве между ассоциацией художников Республики Корея города Чхонджу и уссурийским отделением организации Союза художников России. В рамках этого соглашения ответный визит в Южную Корею состоялся в апреле 2018 года.
"История одной женщины" родилась из-под пера двух мастеров
Еще один уникальный опыт, получивший высокую оценку за рубежом, — спектакль "История одной женщины", над которым работала интернациональная постановочная команда. Оформлением спектакля занимались сразу два художника-постановщика: Светлана Зарубина и Мин Бен Гу. Обмен творческими идеями происходил через переводчика, но это не помешало достигнуть взаимопонимания. В 2017 году "История одной женщины" отправилась сразу на два театральных фестиваля в Южную Корею, где зрители очень тепло приняли спектакль.
Картины. Фото: предоставлено дирекцией театра драмы имени В. Ф. Комиссаржевской
— Я только "за", когда приглашают к оформлению спектакля других художников, в том числе и приезжих. Во-первых, у них всегда есть чему научиться. Во-вторых, это позволяет "разгрузить" голову, вернуть свежий взгляд. Когда без перерыва работаешь над спектаклями, один за другим, есть опасность перейти на штампы, а это недопустимо, — рассказала Светлана.
В этом году появилось и еще одно соглашение о сотрудничестве: между отделением федерации театральных организаций Республики Корея в Ульсан и уссурийским театром драмы имени Веры Комиссаржевской. Культурный обмен, творческое общение, новые впечатления, путешествия и встречи – все это обязательно будет.