Кто и зачем сжег село Никольское 150 лет назад: малоизвестная история Уссурийска (часть 6)

Где сейчас бы находились центральные улицы, да и вообще, возвели бы город вновь, знают краеведы
Деревня Астраханка
Фото: Фото В.В. Ланина, 1875 г. Источник: http://andcvet.narod.ru/sib1/01/01/sam.html

15 июня 2018. Уссурийск – что это? Примерно, так могли бы говорить современные жители Приморья. 150 лет назад молодое село Никольское (будущий Уссурийск) было сожжено бандитами-хунхузами. Несколько позже события назвали "манзовской войной", почти забытой сегодня. Александр Мезенцев, председатель Уссурийского местного отделения Русского географического общества, рассказал ИА UssurMedia подробности тех трагических дней, собранные по краеведческим материалам. Продолжение истории.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6. Наше пепелище

Молодая деревня, возникшая полтора года назад, сожжена. Н.М. Тихменев – сын командующего русскими войсками в манзовской войне – собрал об этой войне много информации, в том числе переписываясь с участниками событий, и опубликовал материал в 1908 г.

Однако еще раньше были и другие жители края, которые не желали предавать забвению ни события, ни жертвы этой войны.

Как раз в самый разгар бандитского беспредела в нашем крае занимался исследованиями Н.М. Пржевальский. Для уссурийцев не секрет его описание деревни, предшественницы нашего города.


Николай Михайлович Пржевальский. Фото: Предоставлено Александром Мезенцевым

"Как Никольская, так и Суйфунская основаны в 1866 году, одновременно с селением Астраханским и выходцами из тех же самых губерний, т. е. Астраханской и Воронежской. Но здешним крестьянам с первого раза не повезло, и в мае 1868 года обе деревни были сожжены партией китайских разбойников (хунхузов), ворвавшихся в наши пределы.

Однако, несмотря на недавний погром, Никольская и Суйфунская успели немного оправиться и даже расшириться, так как в том же 1868 году сюда перекочевали крестьяне, жившие первоначально на верхней Уссури и Даубихэ.

Во всяком случае, нет сомнения, что Никольское селение в скором времени достигнет полного благосостояния, чему лучшим ручательством служат трудолюбивая энергия её обитателей, с одной стороны, и прекрасная местность — с другой".


Федор Федорович Буссе. Фото: Предоставлено Александром Мезенцевым

Ф.Ф. Буссе свои материалы опубликовал в 1880 году. Описывая многочисленные бесчинства хунхузов, уделяет несколько строк Никольскому. "Потом хунхузы двинулись на реку Суйфун, выжгли два крестьянские двора у поста Суйфунского и селение Никольское. В Никольском они успели захватить крестьянку с двумя детьми и убили их после ужасных истязаний".

М. Степанова в том же 1880 году описала события кратко. "Выжгли поселение Никольское и угнали крестьянский скот. Деревня, хорошо обстроенная с обширными запашками, представляла печальное пепелище, жители, потеряв убитыми одну крестьянку и двух ее детей, бежали в пост Камень-Рыболов, но в августе уже возвратились, сняли нестоптанные засевы и начали вновь строиться, под защитою роты солдат, передвинутой сюда из поста Камень-Рыболов".

Полковник Генштаба А.Ф. Рагоза в 1891 году тоже повествует о том, что Никольское могло быть спасено. Еще 10 мая полковник Тихменев по телеграфу отдал приказание капитану Холевинскому занять селение Никольское с Ситхинским гарнизоном в составе 85 человек, который недавно прибыл из Русской Америки. Но, главное скопище манз, направляясь к границе Маньчжурии, достигло реки Суйфуна, внезапно напало на село Никольское, сожгло его и вынудило жителей, под прикрытием расположенной в деревне небольшой команды линейных войск, отстреливаясь, отступить к посту Камень-Рыболов.

И в 1896 году событиям внимание уделил полковник И.П. Надаров. "Убив несколько человек на посту Стрелок, хунхузы (в данном случае это название наиболее приличествует возмутившимся манзам) двинулись к русской деревне Шкотовой на реке Цемухе (ныне Шкотовка), напали на нее и выжгли, заставив жителей спасаться бегством. Отсюда часть хунхузов разбрелась по Южно-Уссурийскому краю, направившись в верховья рек Даубиха (Арсеньевка), Улахе (верхнее течение Уссури) и Сучана (Партизанская), а главное скопище их перешло через верховья реки Майхе (Артёмовка) к селу Никольскому, нынешнему центру Южно-Уссурийского округа. В начале 80-х годов я видел уже отцами семейств тех из жителей села Никольского, которые во время знаменитого бегства от хунхузов в 1868 году, были еще мальчиками и юношами.


Иван Павлович Надаров. Фото: Предоставлено Александром Мезенцевым

Жители Никольского рассказали мне еще некоторые подробности. Вооруженная толпа хунхузов, по их словам, напала на Никольское внезапно, когда большинство взрослых жителей находилось на полевых работах по заимкам. Там же были лошади и скот. В селении оставались только старики, женщины и дети. Весть о приближении хунхузов мигом облетела незначительное тогда селение. Так как хунхузы окружили селение и единственно свободный путь оставался только на север, к Камню-Рыболову, то застигнутые врасплох жители направились туда. Насколько велика была сила страха беззащитных жителей, показывает следующее обстоятельство. Матери бежали, имея на руках грудных младенцев и ребят, не могущих еще самостоятельно бегать. Расстояние между селом Никольским и Камень-Рыболовом достигает 105 верст и беглецы пробежали до него в сутки. На другой день, почти в тот же час, беглецы из Никольского были уже в Камень-Рыболове, а хунхузы в это время разоряли и жгли их селение.

По отзывам старожилов, паника в это время была настолько велика, что из Турьего Рога и соседних селений жители бежали через китайские пределы северным берегом озера Ханка на исток реки Сунгачи к нашему Сунгачинскому посту № 4, где по настоящее время сохранился окоп-редут, построенный беглецами на случай нападения хунхузов".

Зачем бежали на Ханку? Там Камень-Рыболов и там же Астраханка. В посту стоят войска. В Астраханке земляки, с которыми два года добирались до Приморья. Бежали то ко своим землякам и под защиту военных.

Но ведь в пяти верстах от Никольской тоже стоял пост…

Продолжение следует.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость