Солдаты Никольск-Уссурийского гарнизона. Начало ХХ в.
Фото: из фондов МБУК "Уссурийский музей"

Кто и зачем сжег село Никольское 150 лет назад: малоизвестная история Уссурийска (часть 3)

Где сейчас бы находились центральные улицы, да и вообще, возвели бы город вновь, знают краеведы

Общество

15.04.2018

Уссурийск – что это? Примерно, так могли бы говорить современные жители Приморья. 150 лет назад молодое село Никольское (будущий Уссурийск) было сожжено бандитами-хунхузами. Несколько позже события назвали "манзовской войной", почти забытой сегодня. Александр Мезенцев, председатель Уссурийского местного отделения Русского географического общества, рассказал ИА UssurMedia подробности тех трагических дней, собранные по краеведческим материалам. Продолжение истории.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3. Почему полиция и войска не помешали бандитам?

Бандиты пришли и сожгли деревню. Как так? А полиция где, а солдаты? Уссурийск же город военных. Но военные не были в рядах основателей нашего города. А полицейские функции в то время здесь выполняла армия.

Да и деревня что тогда из себя представляла? Планов того времени нет, но примерно от перекрестка Краснознаменная – Агеева до улицы Лазо и небольшой участок по улице Сибирцева. Т.е. ул. Калинина – это уже за селом, как и улица Тимирязева.

План с. Никольского предположительно во второй половине 1870-х годов

План с. Никольского предположительно во второй половине 1870-х годов. Фото: из архива Приморского краевого отделения РГО – Общества изучения Амурского края

Расположение войск на момент начала Манзовской войны подробно описано у Н.М. Тихменева. Этому посвящена вся пятая часть его исследования манзовской войны. Ниже цитируем его описание.

Согласно приказу военного министра от 6 августа 1865 года штатный состав всех постовых команд был определен в семь офицеров, 72 унтер-офицера и 660 нижних чинов.

Приморская область была распределена на три постовых округа (4-й округ был Сахалинский): Новгородский, Александровский (Де-Кастринский) и Ольгинский. Наиболее важное значение из всех пунктов Приморской области в то время придавалось Новгородскому полуострову с бухтой Экспедиции. По своим удобным гидрографическим свойствам и географическому положению на путях, идущих в наши пределы из города Хунчуня и Кореи, этот полуостров с бухтой признавался за важнейшую базу в Приморской области. Только много позже Владивосток, после борьбы с Ольгой, занял соответственное своему названию положение. Сообразно со значением Новгородского поста сила назначенной туда команды была наибольшей: четыре офицера, 30 унтер-офицеров и 320 рядовых. (Сегодня Новгородский пост нам известен как поселок Посьет). От трех главных постовых команд приказано было выделить небольшие отряды силой 25 человек каждый в следующие пункты: во Владивосток, Находку и на реку Даубихэ в места соединения трактов (частью будущих) Ольгинского и Уссурийского – от Новгородской команды; в заливе св. Владимира – от Ольгинской и в Императорскую гавань (п. Константиновский) от Александровской команды. Несколько позже был еще образован полупост в бухте Стрелок (в наше время это окрестности п. Дунай), куда было отправлено несколько солдат. Этот пункт – Стрелецкий пост – сделался при начале беспорядков 1868 года первой жертвой китайцев. Таковы были незначительные силы и территориальное распределение тех наших местных войск и управлений, которыми мы должны были в действительности закрепить за собою Южно-Уссурийский край, держать в повиновении местное китайское население.

Местность

Местность. Фото: Фото В.В. Ланина 1875 г. из "Альбома Амура и Уссурийского края"

К апрелю 1868 года формирование постовых команд и управлений было почти закончено. Каждый из округов был разделен на участки, с подчинением их особым офицерам. На постовых начальниках и на подчиненных им участковых лежало заведывание всею внутренней, военно– и гражданско–полицейской частью в пределах постовых округов; всем местным населением, не исключая и туземного, они ведали на правах исправников. Для охранения границы они должны были пользоваться полевыми войсками – т.е. частями линейных батальонов, которые были в районе постового округа.

Местность

Местность. Фото: Фото В.В. Ланина 1875 г. из "Альбома Амура и Уссурийского края"

Результаты такой организации к весне 1868 года оказались удачными. Устройство постовых управлений было первой административной мерой, которой местному населению имели в виду заявить о присутствии в крае русской власти.

Кроме водворения постовых команд в постах в Южно-Уссурийский край были передвинуты, с целью более прочного занятия края и охраны границы от вторжения разбойничьих китайских шаек, выходивших из сопредельных китайских провинций на грабеж живших в наших владениях туземцев – два линейных батальона и горный артиллерийский дивизион, что и было выполнено в течение 1867 года. К весне 1868 года полевые войска (1 и 3 батальоны) занимали в Южно-Уссурийском крае следующие места. 3-й батальон имел штаб-квартиру и две роты в Камне Рыболовов (тогда он так назвался) на оз. Ханке; одна очень слабая рота была в п. Находке. Эту роту предполагалось укомплектовать, так как на обязанности ее имелось в виду возложить охрану всех золотоносных месторождений между Находкой и р. Майхэ (Артемовкой). От этого же батальона содержался караул у Турьего рога, в 70 верстах от Камня Рыболовов. Из прочих двух рот этого батальона одна пошла целиком на сформирование Новгородской постовой команды, а другая была в Раздольном.

Карта

Карта. Фото: Фото В.В. Ланина 1875 г. из "Альбома Амура и Уссурийского края"

1-й батальон в полном составе, с взводом артиллерии, стоял в ур. Новокиевском (ныне это Краскино), выставив от себя пограничные караулы: Корейский, Хунчунский и Тизенхинский, на путях из Кореи и Хунчуна. Другой взвод горного дивизиона был при Владивостокской постовой команде. Затем ближайший к перечисленным войскам 5-й батальон разместился в Хабаровке (еще село, городом Хабаровском станет чуть позже).

Таково было размещение всех войсковых средств линейных батальонов и команд в Южно-Уссурийском крае к весне 1868 г. Разбитые на мелкие отряды, разбросанные на огромном расстоянии, без возможности быстрого сообщения, не высокие по качеству, войска эти не представляли собой внушительной силы. К этому же большая часть их находилась на юге наших владений – вне района военных действий. На этом цитату Н.М. Тихменева оборвем.

На проблему защиты края внимание обращалось всеми. Но и служба первых гарнизонов была не сказочной. Вот как это описывал полковник Генштаба А.Ф. Рагоза в 1891 году: "Войскам, передвинутым в Южно-Уссурийский край, помимо тех трудов и лишений, которые выпали на их долю как по устройству самих себя, так равно и по благоустройству этой дикой и еще пустынной местности, чуть ли не с первых шагов пришлось встать в неприязненные отношения к манзовскому населению. К 1868 году численность наших войск простиралась едва только до 1500 штыков (все те войска, что перечислены Тихменевым), что были разбросаны к тому более чем на 1500 квадратных миль". Войск немало по отношению к гражданскому населению. Полторы тысячи тех и полторы – других. Но помним, что подданных цинской империи набежало в край уже 40 тысяч.

Как видим, в новой деревне Никольской нет еще никакого гарнизона. Именно манзовская война обозначила необходимость военных в будущем Уссурийске. Ближайшие войска в Раздольном и Камне-Рыболове. Кто будет шустрее – бандиты, поджигающие дома, или солдаты, даже на конях, скачущие из Раздольного или Камня-Рыболова?