Хунхузы
Фото: из фондов МБУК "Уссурийский музей"

Кто и зачем сжег село Никольское 150 лет назад: малоизвестная история Уссурийска (часть 2)

Где сейчас бы находились центральные улицы, да и вообще, возвели бы город вновь, знают краеведы

Общество

4.04.2018

Уссурийск – что это? Примерно так могли бы говорить современные жители Приморья. 150 лет назад молодое село Никольское (будущий Уссурийск) было сожжено бандитами-хунхузами. Несколько позже события назвали "манзовской войной", почти забытой сегодня. Александр Мезенцев, председатель Уссурийского местного отделения Русского географического общества, рассказал ИА UssurMedia подробности тех трагических дней, собранные по краеведческим материалам. Продолжение истории.

Часть 1. Где поставим свое село?

Часть 2. Хунхузы

В любой местности есть свои страшилки. Где-то болото, где-то лес или еще какое место, куда настойчиво не рекомендовалось заходить. В нашем крае более полувека такой страшилкой были лихие люди – хунхузы.

Пожалуй, никто из жителей края за полтора столетия не обладал тем ореолом страха, наводимого на население, коим отличались хунхузы. Это члены организованных банд, действовавших в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии) и на прилегающих территориях российского Дальнего Востока, Кореи и Монголии во второй половине XIX — первой половине XX вв. В широком смысле — это любой преступник, промышляющий разбоем. На территории России под хунхузами подразумевались этнические китайцы, составлявшие абсолютное большинство членов хунхузских бандитских группировок. Впрочем, их жертвами на российской территории было также в основном мирное китайское и маньчжурское население. В ХХ в. в состав шаек входили представители разных национальностей, которых соперничающие китайские банды начали использовать для сведения счетов между собой. Примерно такое определение мы можем найти в разных словарях.

Полковник Барабаш, проживший на Амуре около 10 лет, в отчете о своем путешествии в Маньчжурию в 1882 году следующим образом определяет, что такое хунхузы: "В числе китайцев, наводнявших Маньчжурию, были преступники, спасавшиеся от преследований закона; люди, бросившие свои дома и семейства, вследствие разорения от кутежей и игры в карты, вообще люди порочные. Не всегда, однако же, оправдывались расчеты этих людей даже на насущный кусок хлеба. И тогда они под влиянием безысходной нужды обращались в разбойников и грабителей, известных под именем хун-ху-цза, или хунхузов".

Рулетка снов

Рулетка снов. Фото: В.К. Арсеньев. Китайцы в Уссурийском крае. Записки Приамурского отдела ИРГО. Т. Х. в. 1. – Хабаровск, 1914.

Полковник Надаров, активный исследователь северного Приморья, еще в 1896 г. характеризовал их так:

"Это разбойник, сделавшийся таковым в силу тех или других обстоятельств. В первые годы по присоединении нами Уссурийского края почти неслышно было о проделках хунхузов в наших пределах. Объясняется это тем, что русское население было слишком редкое и сосредоточивалось преимущественно в пунктах, где были расположены наши войска.

Но уже во второй половине 60-х годов хунхузы проявили себя нападениями на наши поселения, причем переселенцы Южно-Уссурийского края не только познакомились с названием хунхузов, но и потерпели от их разбоев".

Ф.Ф. Буссе, известный исследователь края, первый председатель Общества изучения Амурского края и начальник переселенческого управления сталкивался со следами их деятельности регулярно. В 1880 году он писал, что ближайшими своими врагами хунхузы считают русских, от которых исходят стеснения их деятельности. Эта ненависть распространяется на всякого европейца, и нет ему пощады, если обстоятельства позволяют совершить убийство. Одинокий крестьянский двор, охотник в лесу, путник с котомкой убиваются из принципа, даже без корыстной цели. Между русскими уже в 1866 году укрепилось мнение, что хунхузы намереваются вырезать все европейское население.

Федором Федоровичем было собрано много фактов о деятельности бандитов. Вот другой пример. В 1874 году Янковский во главе поисковой партии исследовал местность около бухты Мелководной. Однажды его обогнала толпа конных вооруженных китайцев, назвавшихся охотниками. Вскоре они услышали крик, и им навстречу выбежал окровавленный таз [местные аборигены, охотничье племя, живет в фанзах китайского образца, рассеянных в местности от бухты Посьета до реки Суйфун и в долине этой реки] и взывал о помощи против грабителей. Янковский немедленно поехал во двор таза, но уже никого не застал там: хунхузы увезли с собой, кроме убогого имущества, жену и дочь хозяина. Янковский предложил тазу преследовать хунхузов и отбить у них добычу, но запуганный инородец нашел это безнадежным, потому что враги убили бы немедленно женщин, да и сверх того он сомневался в возможности настигнуть беглецов, удалившихся в горные трущобы. На вопрос, какая участь ожидает женщин, таз безнадежно махнул рукой и высказал уверенность, что хунхузы через несколько дней убьют свои жертвы, чтобы не везти лишний груз.

Немало внимания уделил данному явлению и Н.М. Тихменев.

"Рядом с грабежом, главной приманкой для хунхузов служит хищническая промывка золота. Все преступления хунхузов остаются без взысканий, вследствие полной невозможности разыскать виновных. Это обстоятельство вселяет постоянный страх жителям края, особенно русским, которым нет пощады.

Звериный промысел, дающий населению мясо и хороший заработок, почти оставлен крестьянами, частью вследствие личной опасности, частью потому, что китайцы загородили все главные пути движения оленей и коз изгородями и зверовыми ямами. Уничтожить эти препятствия и отнять монополию у чужестранцев крестьяне не решаются, боясь жестокого возмездия. Между тем, вредная система промысла уничтожает зверей и леса.

Удалось узнать, по каким признакам манзы в совершенно незнакомом им человеке отличали хунхуза. Оказывается, что большинство хунхузов не носили косы, а вместо нее короткие волосы, свернутые пучком; только те, которые более долгое время жили в наших пределах между манзами, начинали носить косу, чтобы не отличаться от местного населения".

Игральные карты

Игральные карты. Фото: В.К. Арсеньев. Китайцы в Уссурийском крае. Записки Приамурского отдела ИРГО. Т. Х. в. 1. – Хабаровск, 1914.

Именно хунхузы полтора века назад бросили вызов Российской империи. Инициативу хунхузов поддержали и некоторые манзы. В основной своей массе они заняли либо нейтральную позицию, либо оказали содействие хунхузам. Бандиты не желали подчиняться ни русским, ни цинским властям. Строго говоря, тогда встал реальный вопрос – сумеет ли Россия закрепиться на новых территориях или будет выдавлена.

До манзовской войны противодействие русским властям и населению было относительно активным. Немногочисленность переселенцев и войск развязывали бандитам руки.

Помимо грабежа хунхузов интересовало золото. С золотыми приисками связано несколько историй. Ближайший к нашему городу случай описан Ф.Ф. Буссе в 1880 г. "В августе 1876 года Янковский отправился на реку Правая Паустена, в восьми верстах выше селения Никольского, впадающую в реку Суйфун с левой стороны, для осмотра золотого прииска, отведенного в 1873 году на имя генерала Ланского. Он нашел, что вся площадь, на протяжении почти пяти верст, выработана манзами, причем промывались только богатые золотом места, остальное пространство было загромождено отвалами, делающими невыгодной дальнейшую разработку прииска. Площадь эта потеряна для золотопромышленности. Здесь работало много хунхузов, по словам соседних манз. В окрестных фанзах велась меновая торговля на шлиховое золото, и были устроены увеселения и игорные дома".

Даже когда наше село Никольское стало крупным, в его окрестностях хунхузы чувствовали себя весьма вольготно. В 1879 году партия хунхузов сделала набег на корейскую деревню, близ села Никольского, угнала 105 лошадей и убила пять жителей.

Ну а за 11 лет до этого, на момент сожжения Никольского, крестьян не охранял даже хоть какой-то маленький гарнизон. Сегодня трудно себе представить, чтобы в Уссурийске не было ни одной воинской части и ни одного военного. Но в истории был такой момент, когда на наших улицах военные были редкостью.

В таком окружении оказались астраханские переселенцы, два года шедшие на новую родину и начавшие ставить небольшую деревню Никольскую. Вряд ли в тот год у кого-то были мысли о превращении деревни в город уже весьма в скором времени. Надежда на свои крепкие руки, да на Божью помощь вселяла уверенность в завтрашнем дне.