Расположенный в Уссурийске драматический театр Восточного военного округа известен, как один из лучших армейских театров страны. За долгие годы своего существования, а это без мало 84 года, он сменил много руководителей. Но вот уже более 20 лет его деятельностью руководит заслуженный работник культуры РФ Николай Столбоушкин. В канун своего юбилея он пообщался с журналистами и рассказал о неслучайности выбора профессии, своей любви к супруге и театру.
"Я всегда хотел стать военным…"
Наш юбиляр посвятил 30 лет жизни военной службе и вышел в отставку в чине подполковника. В настоящий момент продолжает служить, но уже искусству — в чине директора театра и звании подполковника запаса. Конечно, нам было интересно узнать, с чего он начинал свой путь и как сделал свой выбор в профессии.
— Мой приход в военную культуру не был случайным. Свой выбор я сделал осознанно. Я родился в маленьком городке Бугуруслан, одном из старейших городов на Южном Урале, – начал Николай Константинович свой рассказ.
Вспоминая родной город, он незаметно и нас посвятил в его историю. Не забыл и упомянуть, что основанный при Екатерине II, город славился не только добычей нефти и газа. Летчикам страны наверняка известно Бугурусланское летное училище, ныне — это филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.
— Мама долгое время трудилась в сфере нефтяного хозяйства, позднее – в библиотеке. Отец всю жизнь проработал электриком. Но мама пела, дед мой чудесно пел… Может быть, это послужило своеобразным толчком, — рассказывает юбиляр. — Будучи школьником, я занимался в драматическом кружке при Дворце пионеров. Потом была театральная студия при Бугурусланском драматическом театре Н.В.Гоголя. Мы играли для рабочей молодежи, одна из моих ролей – секретарь комсомольской организации. Это было модно.
Николай Константинович и сегодня следит за судьбой театра, на подмостках которого началась его театральная жизнь. С его слов нам представились маленькие, но уютные залы. Не без гордости отметил он, что театр на хорошем счету у Александра Калягина, председателя Союза театральных деятелей России.
— А в 14 лет мне подарили кинокамеру, и я с головой ушел в кино, — качает Николай Константинович головой. — Да, все время театр, а тут… У нас при музыкальной школе была, да она и сейчас есть, любительская киностудия под названием "ЮГ — Фильм" (Ю — Юрий, Г— Гришин — Фильм — прим. ред.). Руководил студией талантливый человек — Юрий Дмитриевич Гришин. Человек, которого я по праву могу назвать своим первым учителем. Мы снимали игровые фильмы, снимались сами, привлекали к съемкам актеров. Было очень интересно! Иногда приходилось попробовать себя даже в роли оператора, — с улыбкой добавляет он. — И когда пришло время выбирать дальнейший путь, я оказался на распутье. С детства у меня была мечта — стать военным. Но Юрий Дмитриевич, видимо, чувствуя во мне способности, считал, что я должен развиваться в творческой сфере. Решение нашлось совершенно случайно. Во время одного из допризывных приходов я узнал о том, что во Львове есть высшее военно-командное училище, единственное на весь Советский Союз и все страны Варшавского договора, которое принимает на факультет культурно-просветительской работы и факультет военной журналистики. И так, все звезды совпали.
Приезжая в город детства, Николай Константинович обязательно заходит к одному человеку.
-У нас с супругой есть традиция: мы покупаем торт и идем к Юрию Дмитриевичу в гости, долго общаемся за чаем. Этому человеку я, конечно, обязан многими ценными советами.
"Это были самые лучшие годы в моей жизни!"
Вспоминая годы учебы во Львовском высшем военно-командное училище, Николай Константинович отмечает, что творческая жизнь била ключом. А ведь поступил он в него не сразу.
— В первый раз я нацелился на факультет журналистики. Взяв рекомендации с радио и местной газеты "Бугурусланская правда", где я успел поработать, и заручившись путевкой комсомола, я поехал поступать. Сдал экзамены, но в то время до них была еще так называемая "специализация". Я написал очерк на тему "Почему я люблю профессию военного журналиста", моему рецензенту – подполковнику работа понравилась, вернулась она с отметкой "рекомендован" и тут мне сообщают, что у меня по сочинению "гусак", — со смущением рассказывает Николай Константинович. — Я не поверил. Меня пригласили на мандатную комиссию, открыли работу — ни одной ошибки, в конце стоит двойка и замечание "не полностью раскрыта тема". Мне предложили поступать на следующий год.
Не поступив на факультет журналистики, я отправился на срочную службу. Отслужив один год в Монгольской Народной Республике, я сдавал экзамены уже выездной комиссии в Чите. Поступали 24 человека, а поступили только четыре. В их числе и я. Так я начал учиться в Львовском дважды Краснознаменном высшем военно-командном училище.
По словам Николая Константиновича, училище жило насыщенной жизнью. В шутку его даже называли "пехотно-балетным", потому что помимо тех дисциплин, которые должен знать офицер пехоты, а их обучали по общевойсковой системе, учащиеся факультета культурно-просветительской работы должны были играть на музыкальных инструментах, сдать экзамен по вокалу и хореографии.
— Годы учебы — это были лучшие годы в моей жизни! Мы постоянно взаимодействовали с учащимися других учебных заведений, а их вокруг нас было 11! Что-то совместно готовили, все время где-то участвовали…
Николай Константинович не скрывает, что ему приятно, что многие выпускники его "альма-матер", с некоторыми из которых он до сих пор общается, за судьбой некоторых следит, возглавляли Центральные учреждения культуры Министерства обороны нашей страны.
"В жизни мне повезло дважды"
Выпускник Львовского военно-командного училища пишет рапорт с просьбой о назначении на Дальний Восток. Так, Николай Столбоушкин делает следующий выбор в своей жизни.
— Меня тянула какая-то интуиция. Здесь я встретил свою вторую половину, будучи лейтенантом женился. У нас было двое детей, но сын погиб, он служил в милиции. Осталась дочка, сейчас у нас внук подрастает. Он для меня очень много значит, — делится он.
Вообще, я считаю, мне в жизни повезло дважды. Первый раз — это семья. Я благодарен моей супруге, которая верный тыл, она всегда за мной, как настоящая жена офицера. Я был назначен начальником Дома офицеров — она стала преподавать там, меня назначили замполитом в батальон — она стала председателем женсовета. Меня назначили в театр, тут она уже по инициативе Бориса Светличного (бывший главный режиссер театра ВВО — прим. ред.) поступила в Приморский колледж культуры, закончила его и вот уже сколько лет трудится заведующей труппой.
Второй раз — это любимая работа. Я всегда мечтал о театре. В тоже время я рад, что до своего назначения прошел все основные вехи — был и начальником солдатского клуба нескольких частей в стрелковом и артиллерийском полках, некоторое время был замполитом батальона.
В театр меня назначили в 1997 году, я сразу вступил в должность начальника театра.
В 1998 году, когда возникла необходимость пополнить знания, я поступил на театральный факультет в Хабаровске. Там я встретил еще одного человека, которому я тоже очень в жизни благодарен. Замечательный человек, декан факультета — Владимир Геннадьевич Павленко. Но несколько лет назад я с большим прискорбием узнал весть о том, что он ушел из жизни. Если Юрий Дмитриевич Гришин дал толчок моей творческой жизни, то Владимир Геннадьевич сыграл большую роль в моем становлении как режиссера, театрального деятеля. Извините, что я так сумбурно…, — но после наших одобряющих кивков, уже уверенней продолжает, — во главе театра я уже вот 22 года и хотя разные были времена, я надеясь, что мы их пережили. Без любви в театре работать нельзя. Тот, кто остается, кто всю жизнь посвящает театру — тот однозначно любит его. Я считаю, театр имеет право в любые времена и при любых сложностях жить и творить!
"Гастроли – это хорошая память!"
Мы много разговаривали о работе, с любых тем, касающихся только его личности, юбиляр переводил разговор в русло о театре. Видно, что Николай Константинович ратует о материальной базе, которую настала пора обновить. В этой связи не могли мы не коснуться темы гастролей.
— Округ, как вы знаете, увеличился, теперь он простирается от Байкала до самой Курильской гряды. Я считаю, театр должен ездить. Ведь, представьте себе, ни одна гражданская структура не поедет в отдаленный гарнизон. А военный театр может и должен ездить!
Приезд театра — это всегда событие для жителей гарнизона, тем более отдаленного. Мы всегда, когда есть возможность, пока готовим декорации, стараемся пообщаться с солдатами, рассказать им о нашем театре, чтобы у них было представление, кто к ним приехал. А ведь у нас уникальные люди работали. Хотя сейчас труппа пополнилась новыми, молодыми артистами, которые уже заявляют о себе – Василий Кирин, Олеся и Сергей Литвиненко, Александр Ракша. Как режиссёр, я успел с ними поработать, и я благодарен им.
Любая гастрольная деятельность театра — это как некий венец работы, проверка на практике. Как принимает зритель, как зритель относится к спектаклю, так и можно о нем судить. Потому что зритель на каком-то безошибочном интуитивном уровне определяет то или иное значение спектакля.
А еще, каждые гастроли — это хорошая память! Поэтому в год 75-летия Великой Победы было бы интересно провести обменные гастроли, чтобы наш коллектив, например, слетал в город-герой Севастополь. У нас тоже есть места, политые кровью павших. Взять с собой капсулу с этой землей. Можно провести в Севастополе Дни культуры Дальневосточного округа, вручить капсулу музею Черноморского флота. Уверен, что они передали бы нам капсулу с землей со знаменитой Сапун-горы. Это были бы очень интересные гастроли, и в плане политической значимости, и для всего коллектива театра.
Если руководство поддержит нас, тем более есть какие спектакли повести, с удовольствием повидаем наших коллег – драматический театр Черноморского флота. Мы знаем, что у них тоже много хороших работ, так как встречаемся с ними на фестивале "Звездная маска".
"Театр — это искусство вечное"
Свой путь театрального режиссера Николай Константинович начал в 2008 году, по нынешним меркам поздно — в 40 лет. На его режиссерском счету около 15 работ, одна из последних, премьеру которой зритель, скорее всего, увидит в начале следующего сезона — постановка по пьесе Семена Злотникова "Пришел мужчина к женщине".
— Одиночество людей. Главная идея этого спектакля и пьесы в том, что у каждого человека должна быть половинка. И вот одним это удается, а кто-то всю жизнь ищет, но не может найти, — разводит руками режиссер.
На вопрос о том, что испытываешь, как режиссер, когда выпускаешь спектакль, Николай Константинович отвечал честно.
— Я всегда испытываю стресс, я ведь понимаю, что это мое детище. И когда начинаешь слышать хлопки, тут и комок к горлу подступает. И конечно, если кто-то не понял, обидно — это значит твоя недоработка, потому что артист — это все-таки должность зависимая, он может быть видит иначе, но режиссер говорит "играй так".
На вопрос о том, чтобы хотелось еще поставить, Николай Константинович говорит, что хотел бы восстановить ряд старых спектаклей, чувствует, что в этом есть необходимость. А еще есть давняя мечта – "Дюймовочка".
На избитый вопрос, который мы все-таки не удержались задать — "Долго ли еще, на фоне развития современных технологий продержится театр?", отвечает так:
— Театр — это особый вид искусства, он ни с чем не сравним. В кино мы видим уже зафиксированное действие, театр отличается своей животрепещущей основой, потому что спектакль зарождается на глазах зрителей, с обязательным участием зрителя. Потому что в противном случае артист, наверное, будет просто ходить по сцене и озвучивать текст. Не будет того полноценного спектакля. Спектакль живой, он каждый раз меняется, и каждый раз рождается по-новому. Поэтому я считаю, театр — это искусство живое, вечное!
Чем дольше мы разговаривали, тем больше становилось нам понятно, что перед нами человек беззаветно любящий театр. В его юбилей нам хочется пожелать ему крепкого здоровья, творческого долголетия, и чтобы его слова о театре действительно сбылись.
Директор драматического театра ВВО в Уссурийске в день своего юбилея рассказал журналистом о театре. Фото: предоставлено пресс-службой театра ВВО