Игравший предателя боялся выходить на сцену: история военного театра в Уссурийске

Интервью у директора драматического театра ВВО взяли суворовцы
Игравший предателя боялся выходить на сцену: история военного театра в Уссурийске. Фото: Предоставлено УСВУ

2019 год в России объявлен Годом театра. В преддверии Международного дня театра, который празднуется 27 марта, ребята Уссурийского суворовского военного училища отправились в драматический театр Восточного военного округа. Директор театра, Николай Столбоушкин, рассказал юным корреспондентам об истории театра и его роли в мирное время. Текст интервью публикует ИА UssurMedia.

Беседа проходила в музее театра, который сами актеры называют музейной комнатой, но очень ею гордятся, так как здесь собраны уникальные фотографии и награды за всю историю существования театра. А история эта очень богатая и насчитывает даже больше лет, чем история нашего училища. Оказывается, драматический театр Восточного военного округа появился в далекие 30-е годы ХХ века, когда наша Красная армия только набирала мощь. Кстати, в нашей стране таких театров всего шесть – четыре флотских, Центральный академический театр Российской армии и наш — драматический театр ВВО.

— Николай Константинович, зачем нужны военные театры?

— Быть человеком военным всегда нелегко. А если приходится выполнять боевые задачи, это сложнее вдвойне. И театр здесь выполняет роль духовного лекарства. Наверное, вы знаете, что военные журналисты воевали пером и острым словом. Коллектив нашего театра должен был вложить свой вклад в дело разгрома ненавистного врага, создавая на сцене образы бесстрашных советских воинов. Наш военный театр рос и развивался вместе с армией. Кстати, начинался он как студия при Доме Красной армии и только через три года получил статус самостоятельного театра.

Во время Великой Отечественной войны были созданы передвижные фронтовые театральные и концертные бригады, которые выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, ездили со спектаклями на фронт. Вместе с Красной армией артисты прошли всю войну, старались поддерживать в солдатах настрой на победу и выступали в тяжелых и опасных для жизни условиях: на палубах военных кораблей, в блиндажах и окопах.

— Актеры театра обязательно должны быть военнослужащими?

— Первыми актерами были красноармейцы. Потом ряды пополняли выпускников институтов и театральных студий.

В январе 1941 года на гастроли по Дальнему Востоку приехал Сталинский Донбасский театр комедии. Из-за начала войны вернуться на родину труппа не смогла и осталась на Дальнем Востоке. Артисты театра комедии вошли в состав армейского театра в Ворошилове.

Игравший предателя боялся выходить на сцену: история военного театра в Уссурийске

Игравший предателя боялся выходить на сцену: история военного театра в Уссурийске. Фото: Предоставлено УСВУ

— Наверное, все спектакли театра о войне?

— Не все, но большинство. Когда началась Великая отечественная война, соответствующих пьес еще не было написано, и приходилось придумывать их самим на злобу дня. Главный режиссер театра А.С. Ларский сам написал сценарий спектакля "Иван Голубь". Артист, играющий роль предателя в этой пьесе, боялся выходить на сцену. Зрители – вооруженные солдаты — воспринимали его как настоящего преступника и испытывали к нему неподдельную ненависть.

В августе 1945 года театр двигался вглубь Маньчжурии вместе с нашими наступающими войсками, давая спектакли и концерты. Об одном военном спектакле писали все газеты Китая, Кореи, Европы и Америки. Это постановка 1952 года "Порт-Артур". Спектакль играли прямо на берегу моря, освещением служили корабельные прожекторы, а зрители сидели на камнях.

— Роль военного театра во время войны понятна, а сегодня какие задачи у театра?

— Те же самые. Мы проживаем жизнь вместе с нашей армией. К сожалению, военные конфликты продолжаются.

Совсем недавно мы отметили 30-ю годовщину вывода войск из Афганистана. Тогда, 30 лет назад, многие части Уссурийского гарнизона выполняли задачи в Афганистане. Та война не афишировалась, информацию мы собирали по крупицам из периодический печати, из рассказов тех, кто там побывал. Огромный успех имел спектакль "Баллада о десанте". На сцене рассказывали правду о той войне, а в зале сидели матери, которые так и не дождались своих сыновей. Позже началась чеченская компания. Мы поставили спектакль, написанный военным драматургом полковником Н. Ивановым "Кавказский пленник". Автор пьесы – участник тех событий — более трех месяцев провел в чеченском плену. Спектакль получился очень достоверным, и зрители с трудом сдерживали слезы.

Театр постоянно выезжает в воинские части и гарнизоны, на полигоны во время учений, помогая военнослужащим отдохнуть и зарядиться положительными эмоциями. Уметь обращаться с оружием, знать инженерную подготовку и другие военные дисциплины очень важно, но без боевого духа сложно выполнить поставленную задачу. Вот мы и помогаем создать нужный настрой.

Еще одно направление нашей работы – военно-патриотическое воспитание. Наши постановки помогают вам изучать историю, растить на примерах мужества и героизма настоящих воинов развитых как физически, так и духовно. Помимо спектаклей военной направленности в репертуаре немало комедий, пьесы зарубежных классиков, сказки.

Игравший предателя боялся выходить на сцену: история военного театра в Уссурийске

Игравший предателя боялся выходить на сцену: история военного театра в Уссурийске. Фото: Предоставлено УСВУ

— А зачем в военном театре ставят сказки?

— Мне очень понравилось, как один детский драматург сравнил зрителя с реликтовым лесом, который надо выращивать не один десяток лет, чтобы выросла красивая роща. Если человек будет впитывать искусство театра с раннего детства, в дальнейшем оно станет для него эстетической потребностью.

— А какой ваш любимый спектакль?

— Сложный вопрос. Если спектакль – моя режиссерская работа – мне это интересней. Ведь в каждую свою постановку вкладываешь душу, руководствуешься не только пьесой, ищешь дополнительную литературу, изучаешь историю по этому вопросу. У каждого спектакля своя судьба, каждый актуален и интересен. Я с удовольствием пересматриваю многие из них по несколько раз. Это и "Спящая красавица", и "Белый лист" — о судьбе ветерана, которому за молчание предлагали разные блага, и "Белая гвардия", в котором задействовано более 50 актеров, а в массовке юнкеров играли суворовцы.

— Чего вы ждете от Года театра?

— Большего количества театральных конкурсов и фестивалей, которые обратят внимание людей на этот вид искусства. Конечно, хотелось бы получить дополнительное финансирование. Ведь чтобы спектакль поучился красивым, в него нужно вкладывать деньги. В позапрошлом году я был в Севастополе и посетил два театра – муниципальный и драматический театр Черноморского флота. В первом ставили "Анну Каренину" с бюджетом 5 миллионов рублей, а во флотском — "Три сестры", стоимостью 200 тысяч рублей. Согласитесь, существенная разница.

— Наверное, современное кино и Интернет составляют серьезную конкуренцию театрам?

— Никогда! Н.В. Гоголь сказал: "Театр вовсе не пустая вещь, если примешь во внимание то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не схожая между собою, может вдруг потрястись одним потрясением. Зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом…" Театр создается на глазах зрителя и с их участием. Актер кино работает на камеру, снимаясь эпизодами и, порой, не видя цельной картины. А актер театра любую фразу говорит на зрителя, каждый раз проживая заново свою роль целиком. Ничто так, как театр, не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И поверьте, театр способен сделать человека гуманным, добрым, человечным. А потому ждем вас в нашем зрительном зале.

Александр Динабург, Иван Соловьев, 4-я рота.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia