Ксения Кобылец – молодой бортпроводник авиакомпании "Аэрофлот". Впервые за год своей "небесной" работы она попала на рейс "Москва-Владивосток" и прилетела в родной город. В интервью ИА PrimaMedia Ксения рассказала, как проходит отбор в авиашколу, зачем бортпроводникам навыки хореографии и как совмещать "полетную" и личную жизнь.
Как становятся бортпроводниками?
Лично я к этой работе прошла долгий путь. Я знала, что стюардессы проходят строгий отбор, и прежде чем отправить резюме, провела серьезную работу над собой, хотелось быть подготовленной. Я подтягивала английский, работала над своими коммуникативными навыками и только потом направила свое резюме. На собеседование нужно было лететь в Москву.
Собеседование строгое?
В первую очередь обращают внимание на знание языка, во время беседы могут перейти на английский. Потом очень важно произвести приятное впечатление. Во внимание берется все — как одета, доброжелательность, коммуникабельность, стрессоустойчивость. Вообще, чтобы приступить к работе, нужно пройти три этапа. И как раз собеседование – первый этап. Это очень волнительный и даже, я бы сказала, стрессовый процесс. Со всей страны приезжает очень много людей, но даже первоначальный этап проходят далеко не все. Второй этап — очень серьезная медицинская комиссия. Здоровье должно быть идеальным, комиссия длится несколько дней. Если все хорошо – можно приступать к обучению в авиашколе Аэрофлота.
А есть какие-то требования к внешности?
Главное — произвести приятное впечатление.
Чему обучают бортпроводников?
Обучение очень интенсивное. За относительно короткий срок – три месяца – нужно изучить целый ряд дисциплин. Это умение реагировать во внештатных ситуациях, аварийно-спасательная подготовка, медицинская подготовка, в том числе учат принимать роды. Бортпроводники изучают психологию, профессиональный английский язык, им дают анализ авиационных происшествий.
Как распределяются выпускники?
После окончания обучения выпускники начинают выполнять полеты на узкофюзеляжных воздушных судах. В дальнейшем, учитывая знание иностранного языка и успехи в работе, проходят переподготовку на широкофюзеляжных. У меня сейчас есть допуск на все типы самолетов.
У бортпроводников есть такое понятие – режим работы?
У всех бортпроводников есть график работы и отдыха на месяц, график отпусков на год. Рейсы выполняются и в дневное и ночное время, в соответствии с нормативными документами, бывают разворотные и "эстафетные" (с отдыхом сутки и более).
С таким напряженным графиком остается время на личную жизнь?
Времени хватает и на отдых, и на личную жизнь. Я с детства очень люблю путешествовать. А профессия бортпроводника открывает для этого новые возможности.
Вы много мест посетили за этот год? Где больше всего понравилось?
Я и до работы бортпроводником много где побывала. Но работа позволила мне расширить географию таких мест. Например, Арабские Эмираты, Пекин, Шанхай. Одно из любимых мест – это Испания. Мне очень нравится приветливое средиземноморское побережье.
Чем вы занимаетесь в отпуске? У вас есть скидки на перелеты?
Да, у сотрудников есть привилегия – на рейсы "Аэрофлота" и еще порядка 15 дружественных авиакомпаний можно купить билет за четверть стоимости. Это очень приятный бонус. Во время своего отпуска я летала на Филиппины.
Как вы себя чувствовали в роли пассажира? Хотелось давать советы бортпроводникам?
Нет, я убеждена, что нужно жить здесь и сейчас. И когда я пассажир, я только пассажир. Просто расслабляюсь и получаю удовольствие от полета.
Какие перспективы карьерного роста есть у бортпроводников?
Сначала ты простой бортпроводник, потом старший бортпроводник на каком-нибудь маленьком самолете вроде Boeing-737, потом на самолете побольше. Потом можно стать инструктором и контролировать всю работу персонала на борту.
Каждый полет начинается с инструктажа пассажиров – аварийные выходы, кислородные маски, спасательные жилеты. Некоторые постоянно летающие пассажиры зачастую невнимательно слушают этот инструктаж. Как вы к этому относитесь?
Слушать инструктаж важно перед каждым полетом. Потому что на самом деле он меняется, улучшается, появляется какая-то новая информация. Чтобы привлечь внимание пассажиров к этой информации, компания "Аэрофлот" приглашала хореографа, он ставил движения бортпроводникам, чтобы инструктаж запоминался и был визуально привлекательным. Однажды на рейсе из Амстердама нам даже аплодировали после демонстрации аварийно-спасательных средств.
Чем бортпроводники занимаются во время длительного полета? Есть возможность поспать, отдохнуть?
Даже если полет длится 8-9 часов, у бортпроводников не всегда есть время на отдых. Потому что идет внутренняя, незаметная для пассажиров подготовка. Или мы занимаемся заполнением документации. Во время долгих трансатлантических перелетов, например, в Гавану или Лос-Анжелес, есть запланированное время отдыха для экипажа.
У вас бывали конфликтные пассажиры на борту?
Нет, пока такие не встречались. Мы понимаем, что не для всех полет — это приятное развлечение. Некоторых людей очень утомляет ожидание в аэропорту, прохождение всех процедур. Поэтому, например, заходит человек хмурый, мы ему улыбаемся, стараемся чем-то помочь во время полета. Стараемся помочь молодым мамам, если ребенок капризничает во время полета. Бывают пассажиры, которые боятся летать. Они стараются маскировать свой страх. Но мы видим – человек необычно оживлен, много и беспокойно говорит. Таких мы успокаиваем. Безопасность – приоритет нашей авиакомпании. У "Аэрофлота" самый молодой парк самолетов в стране, опытный экипаж, так что нет никаких поводов для беспокойства.