Поэтесса из Уссурийска Екатерина Епураш вписала себя в историю как самая старшая участница "Первых семейных игр" (0+), прошедших в округе в сентябре. В рамках фестиваля 91-летняя горожанка вышла на сцену конкурса чтецов "В стихах мы Родину славим" (0+) с авторским стихотворением "Уссурийск мой державный" (0+). Познакомиться с ней посчастливилось корр. ИА UssurMedia.
Список достижений Екатерины Астафьевны не заканчивается возрастным рекордом, поставленным на "Первых семейных играх". Из-под пера поэтессы вышло немало стихотворных сборников, посвященных любимому Приморью и Уссурийску: "В моем таежном краю" (6+), "Превратности судьбы" (6+), "Дороги жизни" (6+) и другие. Ее томиками, по словам самой писательницы, интересовалась даже Российская книжная палата.
Сегодня Екатерина Епураш состоит в творческом объединении "Литературный Альтаир", а также является ветераном труда. Более 35 лет жизни она посвятила педагогике, и именно с этой профессией в ней проснулся стихотворческий талант. Случилось это в железнодорожном интернате № 5, где поэтесса работала учителем начальных классов с беспризорными детьми.
— Екатерина Астафьевна, как вы начинали писать стихотворения?
— Изначально только у моего мужа с этим все хорошо было. Он мог сходу сложить какое-нибудь четверостишие, а я никогда и не думала этим заниматься.
Но мне пришлось работать в 5-м интернате, где дети, в основном, беспризорные. Многих никто не забирал, они по зданию шарахались даже на каникулах и в праздники. Мне их так жалко было. Я начала устраивать им дни рождения. В конце каждого месяца организовывала праздники именинникам, родившимся этом месяце. Заказывала особенные блюда в столовой, украшала стол флажками. Встал вопрос, как именно поздравлять.
Скучными словами поздравлять мне показалось совсем не интересно, поэтому я стала придумывать похвальные, поднимающие дух четверостишия. Не представляла даже, что у меня какие-то стихосложения начнут получаться.
— Как ваши стихи действовали на детей?
— Я посмотрела, что они положительно повлияли на дисциплину, на успеваемость. Даже писать в тетрадях ребята стали чище. Чтобы было понятно, дети были непростые: у некоторых умственная отсталость, задержка развития. Работа с такими детьми трудная, их надо организовать, чтобы они понимали, слушали.
Кричать на них, трясти — это не в моем характере. Крик вообще у меня никогда не получался. Стихи начала им читать и смотрю: а дети-то клюнули. Они с этими листочками, где стихи написаны, бегали по школе, хвастались: "Смотрите, как про меня Екатерина Астафьевна написала".
Со временем, если ребенок баловался, мне стоило на него просто взглянуть — и все, как завороженный сидит. Сразу понимает: если хулиганить, никакого дня рождения не будет. А остаться без дня рождения — это вообще не дай Бог. Вот такая у меня была методика. Меня из-за нее другие учителя называли Лисичкой, которая на детей никогда не кричит. Выходит, сами дети меня вдохновили на дальнейшее творчество. Или даже научили.
— Было ли вам так же легко перед публикой, когда вы вышли на сцену конкурса чтецов в рамках "Первых семейных игр"?
— Как учитель я всегда на общество работала. Конечно, когда выходишь на публику, всегда какое-то волнение присутствует. Можно что-нибудь забыть, пропустить.
Что на сцене перед зрителем, что в школе перед учениками — всегда надо рассказывать так, чтобы донести свою мысль до слушателя. Выделить особые слова или предложения. И детей учишь тому же самому: все-таки есть разница, пробубнеть стихотворение или свободно рассказать. Это всегда ценилось, и этот опыт пригодился.
С дипломом участника "Первых семейных игр". Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— Для выступления вы выбрали собственное стихотворение "Уссурийск мой державный". Почему вы наделили город именно таким эпитетом?
— Россия — это держава, а Уссурийск ее часть. Я объехала много городов страны и Приморского края. Уссурийск выделяется среди других поселков и городов. Выделяется своей внешностью, достатком, я бы сказала. Здесь же все было свое — колхозы, предприятия, ничего не надо было привозить из других городов. У меня даже до сих пор есть уссурийский холодильник, и он еще работает.
Довелось мне побывать в Москве. Там на одной из экскурсий ведущий у всех спрашивает: "Вы откуда?" Я сижу и молчу. Наконец, подходит моя очередь, и отвечаю: "Из Уссурийска". У аудитории шок: "Боже, где вы живете? В каком углу? Там же тигры по улицам ходят".
Конечно, я сказала, что ничего подобного. И давай перечислять все, что в городе тогда было: и высшие учебные заведения, и минимум 30 крупных предприятий. Уссурийск тогда торговал собственной продукцией с 24 странами. Заграница наши товары с руками отрывала.
Люди, когда это слышали, смотрели друг на друга и не верили своим ушам, что где-то, кроме Москвы, еще такое есть. Поэтому я говорю, что Уссурийск был самым промышленным городом в Приморском крае, и он должен быть знаменитым.
— Любите ли вы Уссурийск сейчас так же, как в то время?
— Я уже говорила, что объездила чуть ли не всю страну, была такая возможность. Железнодорожный билет к месту отпуска давали на работе: месяц дома, месяц в разъездах.
Была, наверно, везде — от Сочи до Ленинграда, объездила все Поволжье. Сибирь — это моя родина, я жила и училась в Иркутске, потом на конференции туда ездила. Хабаровск я знала вдоль и поперек: каждую августовскую и январскую конференцию я проводила там.
Екатерина Епураш читает стихи. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
Но лучше Уссурийска я города не встречала. Я хоть и сибирячка, но он для меня всегда был каким-то самым родным. И даже сегодня, когда многих предприятий уже нет, он продолжает мне нравиться: местность ровная, улицы ухоженные, столько интересного построено. Его не стыдно показать даже тем, кто приезжает из-за рубежа.
Четыре призера и самый старший участник фестиваля состоят в творческом объединении "Литературный Альтаир"