24 июня 2018. Активная, красивая, молодая жительница Уссурийска Наталья Дзюбенко для многих является образцом ведения собственного бизнеса. Накопив багаж знаний, успешная мама и бизнес-леди решила поделиться им с другими. Так в округе появилась первая и единственная бизнес-школа. Наталья и ее преподаватели объясняют молодым людям, как сделать первые шаги в предпринимательстве, а опытным деловым людям показывает возможности новейших технологий. Своими взглядами на особенности предпринимательства в Уссурийске Наталья Дзюбенко поделилась с корр. ИА UssurMedia.
— Наталья, думаю, для многих не секрет, что вы многостороння личность. Но при подготовке к интервью выяснилось, что даже редакция ИА UssurMedia не все знает о вас. Удивите и остальных.
— Думаю, удивить кого-то очень сложно, все уже знают, что я берусь за различные проекты, претворяю их в жизнь. К примеру, я учредитель автошколы "Дороги Приморья", заметьте, не директор! Об этом я уже прошу нигде не указывать, потому что заниматься всем и сразу невозможно.
Мною был испробован сервис "Автоняня", который сейчас не функционирует. Под этой маркой начали работать другие люди, причем, физические лица без договоров и какой-либо ответственности. В начале работы я составила перечень требований к водителям, отвечающим за безопасность детей, к автомобилям… Клиентов было много, но в рамках Уссурийского городского округа. Чтобы получать доход с этого сервиса, то город должен быть такой, как Владивосток. Поэтому я "упаковала" сервис во франшизу, которая сейчас благополучно продается по России. В Уссурийске, повторюсь, сервиса такого не существует, так как франшизу никто не приобрел. Людям нужно быть бдительнее: за их детей никто ответственности не несет.
Потом, я – HR-директор стоматологии "Доктор блеск". Это социальная стоматология, хорошо известная в города, недавно в ней произошла реорганизация. В зоне моей ответственности работа с персоналом и внутренней политикой.
4 ноября открылся большой консультативный центр, в название которого я попыталась внести многое. Но пришлось кратко: бизнес-школа.
— То есть вы обучаете людей, которые хотят стать предпринимателями?
— Не совсем. Мы смотрим не только на деловые качества, а на человека в целом. Я веду базовый курс "Предприниматель". Ведущая радио "Европа плюс" Ирина Юркевич преподает ораторское искусство для тех, кто хочет уверенно говорить, учит их не только держаться на публике, но и брать интервью, давать его. На курсе "Копирайтер" они учатся правильно и красиво писать. Также есть курс по налоговым делам.
Свой курс я веду как вебинары, но поняла, что людям нужно встречаться лично с преподавателем, поэтому курс войдет в реальный режим. Ко мне приходит растерянный человек и говорит: "Я не знаю, с чего начать". Я сама в свое время была "слепым котенком". Что? Где? Куда бежать? Либо приходит предприниматель, у которого "тонет" бизнес, и нужна помощь.
Специализацию "бизнес-коуч" я получила в Питерской академии коучинга. Однако как спикер занимаюсь больше душевной организацией человека. Это моя новая, неизвестная еще другим людям, сторона. Не буду всего рассказывать, но два года назад у меня произошла самотрансформация, причем не благодаря курсам и тренингам… Я давно занимаюсь благотворительностью и понимаю, что среди населения есть те люди, которые хотят этой помощи, но боятся идти к психологу. Но психолог – не коуч. Психолог говорит: "Ты – больной". А коуч – это наставник, человек, который возьмет тебя за руку и пойдет с тобой решать проблему. Человек, впавший в депрессию, сам себя "пожирает" изнутри. Когда-то я это делала с собой. Но в силу моего твердого стержня я полностью переродилась.
На курсе "Продвинутый родитель" я работаю с мамами и папами через призму бизнеса, чтобы они учили своих детей с раннего возраста распоряжаться финансами. У меня есть бесплатный семинар "Мама в декрете" для тех женщин, которые думают, что с выходом в декретный отпуск заканчивается их личная жизнь.
Сейчас запускается новый курс – "Плацебо". Он говорит о душевной гармонии, внутренней инженерии человека, когда человек перерождается. Я ничего не буду делать. Я просто дам руку, и он пойдет сам, воспряв духов. Каждая его победа – это моя победа. Я как раз позиционирую себя не как предприниматель, а как наставник. Мне комфортно в этой роли. Я понимаю, что мне не юридический нужно было заканчивать, а идти учиться на психолога.
Бизнес-школа сейчас для меня на первом месте. "Клиника бизнеса", почему такое название? Мы уже зашли гораздо дальше, чем "лечить бизнес", лечим души. Есть ли я вижу, что человеку нужен психолог или психиатр, то говорю: "Я вам здесь не могу помочь. Я в этой сфере неспециалист. Вам лучше к доктору". Но таких очень мало – 1%.
Наталья Дзюбенко. Фото: предоставлено Натальей Дзюбенко
— Помощь требуется бизнесменам, которые начали лет 20 назад и привыкли к той эпохе? Или она нужна молодежи? Кто уязвимее?
— На курс "Предприниматель" чаще приходит молодежь. Но и бизнесменам, которые начинали лет 20 назад, требуется помощь: убедить их в том, что им нужна информация о том, как влиться в соцсети, что реклама вышла далеко за пределы телевизора и газеты, а сейчас грандиозная для продвижения своего товара и услуг площадка — Интернет.
У меня даже есть свой канал на YouTube, где посвящаю около 20 минут беседе с интересными людьми. Но это не бизнес. Это кайф для меня. Но, как говорит редактор уссурийского глянцевого журнала Наталья Бут: "Это всегда для нее не бизнес. А потом все превращается в бизнес".
У молодежи Уссурийска есть рвение открывать собственное дело. До недавнего времени бизнес-школы в городе не было, я работаю на территории России и вижу, как перенасытили рынок различные бизнес-коучеры. Причем, множество негативного контента, где преподавателям важнее собрать деньги, нежели обучить людей.
Во Владивостоке несколько бизнес-школ, и не все из них работают честно. Чаще говорят: "Вам какая разница? Норматив есть, и хорошо. А чем больше часов, тем больше стоимость". И ведь люди идут туда толпами. Мне важнее, чтобы пришли 10-30 человек, но получили в итоге все необходимые знания. Я разработала собственную программу и утвердила ее в департаменте образования.
— Эта программа основана на ошибках, которые допускали сами?
— Да. Бизнес-школа – это только мой опыт. Даже курс "Плацебо" по внутренней инженерии – только лично мое. Методы проб и ошибок. У нас есть поговорка, что умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Я предпочитаю, чтобы каждый был дураком. Когда вы набиваете свои шишки, вы эту боль прочувствуете и понимаете, в каких местах делаете не так, а когда вам мягко постелили, в итоге и шею свернуть сможете, потому что в свое время не набили шишек.
Здесь я не говорю, что человек не набьет шишек. Я показываю: "Ребят, делайте так. Но при этом ошибки у вас тоже будут". Даю алгоритм действий, и их работа упрощается. То есть, как работать с сервисом, как набирать людей, как коммуницировать с клиентом, как составлять бюджет. Не нужно ходить далеко, чтобы понимать, как общаться с клиентом. Не нужно переплачивать крутым бизнес-тренерам, которых сейчас, как я уже говорила, много.
— Агентства по подбору персонала проблемой Приморского края называют требование молодых специалистов необоснованной высокой зарплаты. Начинающие предприниматели Уссурийска требовательны к себе? Чем они хотят заниматься? Они сразу хотят высоких доходов?
— Вопрос достаточно сложный. У нас колоссальнейшая проблема с кадрами. У нас никто не хочет идти работать. К примеру, я долго не могу найти медсестру в стоматологию как раз по той причине, что озвучена в вопросе. Безответственность в совокупности с требованиями высокого дохода. Другой пример. Мне нужен был менеджер по продажам бизнес-курсов. Искала долго. Мне хотелось молодого, активного, чтобы такой же был, как и я, чтобы "котел Сатане в ад продал". Нашла. Трижды приглашала на собеседование и не могла понять, что меня останавливает взять его на работу. Только на третьей встрече поняла, что не так. Люди моего возраста и старше помимо желания зарабатывать деньги хотят, в первую очередь, получать удовольствие от своей работы. У молодежи на первом месте стоит заработок. Менеджер, который хотел устроиться на работу в бизнес-школу, успел подсчитать не только свой процент, но и доход, который получает его будущий руководитель. Вот это да! Я говорю: "Милый мой, я понимаю, почему ты в столь юном возрасте уже успел отметиться в нескольких компаниях. Ни в коем случае нельзя считать средства руководителя, особенно вслух и так нагло. Ты даже ни на секунду не можешь представить, через что мне приходится проходить, какие я трачу силы и энергию для написания каждого курса".
Каждый курс я пишу только сама. Если я иду преподавать правила дорожного движения в автошколу, я отдаю себя вся. Я прихожу домой и падаю: "Дети, меня не трогайте 20 минут. Мне нужно прийти в себя". Так как я заинтересована, я горю своим делом, а он считает мои деньги!
Сегодня я обедала в кафе с мужем, к нам подошел молодой парень и спросил: "А вы кем работаете?" Муж ответил, что директор предприятия. На что парень сказал: "Я хочу быть медиком. Но я понимаю, что 4 года учиться не вариант. И вот я не знаю, кем пойти". Такой вот длинный заход у него был. Муж говорит: "Это вам, наверное, не ко мне, а к моей жене. Она вас всему научит". Выяснилось, что молодой человек мечтает открыть фитнес-клуб, но мама настаивает на медицинском образовании.
с супругом. Фото: предоставлено Натальей Дзюбенко
То есть, у нашей молодежи есть цели. Но идет сильное родительское влияние. Причем это не единичный случай. Воспитанные в Советском Союзе родители боятся всего нового. Им кажется, что когда ты получишь медицинское образование, ты будешь от чего-то защищен. Это же не так. Меняется жизнь. Нужно смотреть на новые профессии.
Молодые люди делятся на две категории. Либо им мало платят, и они ищут легкие пути. Либо они подвержены влиянию родителей или определенному окружению. И лишь у очень маленького процента есть стремление идти вперед. Не скажу, что тот, кто хочет становиться предпринимателем в этом возрасте, сразу же требует великих заработков. В абсолютно молодом возрасте вполне реально стать пусть не мультимиллионером, но достойно зарабатывать, подстраиваясь под современные реалии. Сейчас нам Интернет дает такой колоссальный заработок, о котором даже страшно подумать. Просто из воздуха. И молодежь это понимает. Как бы сложно ни было, они и учатся, и подрабатывают. Они не боятся никакой работы.
Если говорить про рядовых сотрудников, то они хотят сразу хватать большую зарплату, при этом практически ничего не сделав. Я могу сказать даже на примере автошколы. Год назад у меня было уволено практически 80% моих сотрудников. Я видела, что они банально выдохлись. Это люди в возрасте, которые проработали очень долго на базе общества автомобилистов. Они получали не процент, а полностью заработную плату. Им было абсолютно без разницы, пришел ученик или нет, хорошо он провел занятие или плохо. Моя ошибка состояла в том, что я забрала эту старую гвардию, а не набрала молодой состав. Но ни о чем не жалею. Это опыт. У меня, возможно, и домашняя обстановка везде, при этом я – достаточно жесткий руководитель. Не нравится – до свидания. И вот когда эти 80% были уволены, с трудовой инспекции начались звонки. Я объясняла, что люди не справлялись, начались жалобы со стороны учеников, это плохо отражалось на нашей рекламной кампании, на имидже школы.
Когда я ввела сотрудникам процентную ставку, я была поражена, как люди могут меняться. Они сразу стали интересоваться учениками, стали звонить, узнавать, по какой причине не пришел, сколько набралось в новую группу, насколько хорошо мы выдаем рекламную кампанию. Начали даже поступать предложения. Они начали понимать, что они напрямую зависят от клиента. И когда у нас колоссальное количество учеников набрано, когда я говорю, что буду еще несколько машин в штат вводить, они: "Не надо. Мы будем в выходные дни выходить. Будем до 20.00 часов работать".
И после всех реорганизаций, а было это два года назад, я начала заниматься бизнес-школой. Я сама обучалась в бизнес-школе "Синергия". Для меня флагманами являются именно бизнес-тренеры московские.
— Вы во сколько лет захотели стать бизнес-леди?
— Я вообще не собиралась быть бизнес-леди. Я с 5 класса мечтала стать адвокатом. Юридическое образование было получено. Работала помощником следователя по особо тяжким. Это была страшная практика, но очень хорошая. В итоге я ушла в приемник-распределитель. Надела погоны именно там. Потом ушла в ГАИ инспектором ДПС, затем дознавателем ДТП. После выхода из декрета началась реформа милиции. Однажды утром я проснулась и поняла, что если я сейчас что-то не поменяю, то не поменяю ничего в жизни. Позвонила отцу: "Я сегодня пишу рапорт". Пришла и написала.
Начала искать работу помощником адвоката. На тот момент было немодно, чтобы у юристов и адвокатов были помощники. Все воспринимали их как конкурентов, никто не хотел делиться опытом. А для меня ничего сложного нет просто принести кофе. При этом я за это хотела бы какие-то знания получить. Когда я служила, я понимала, что нужны деньги, по вечерам ездила преподавать в автошколу общества автомобилистов. А днем занималась еще автомобилями-конструкторами. Нужно было как-то выживать. Опыт у меня достаточный получен. А потом — воля случая. Я преподавала в автошколе. 13 лет назад у отца погибает директор автошколы, и он меня берет в Общество автомобилистов. Я себя даже не позиционирую как бизнес-леди. Я просто работаю и живу.
с детьми. Фото: предоставлено Натальей Дзюбенко
— В процентном соотношении скажите, какое время уделяется семье, а какое – работе?
— Положенное. Когда я родила ребенка, в кабинете стоял манеж, в шкафу лежали памперсы и питание для малыша. Сейчас я по-другому смотрю на этот мир. Два года назад у меня произошел не очень приятный период в жизни, когда я решила, что нужно что-то менять. Я начала действовать, пытаться понять себя. На моем пути встретилась девушка, которая живет в парадигме буддизма. Когда я пообщалась с ней, я поняла, что это мое. Суть – жизнь прекрасна, и все вокруг нас – пустота. Я начала пересматривать себя. Решила открыть автошколу, "дошла" до бизнес-школы. На моей семье это отразилось лучшим образом. Раньше я была как гончая – 24 на 7. Да, я сейчас еще больше работаю, но мои дети никак не ущемлены. Они ущемлены только тем, что, когда я формирую мероприятие, я начинаю на них тренироваться в игровой форме. К примеру, укрепляем память. Они знают, что мама до 20.00 часов на работе, но потом мама с ними рядом. Выходные дни – это мама для детей. С мужем мы и так рядом. Хотя за целый день мы можем вообще не увидеться. Могу посреди недели устроить выходной. Когда есть солнце, мы ездим на велосипедах. Не говорю, что я – идеальная мама и гаджеты не даю. Еще как даю. Но все присутствует в балансе. Мы живем в современном мире, я не могу не давать им гаджеты.
Наталья Дзюбенко. Фото: предоставлено Натальей Дзюбенко
— Вы становились победителем различных премий и конкурсов. Что чувствует человек, который знает, что победил?
— Уже ничего. Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться. Лет 15 назад, в подростковом возрасте, мы все мечтали быть на обложках журналов, чтобы о нас говорили. И вот неправильно поставлена цель. Я это воспринимаю как должное, как часть работы. Да, номинирована на премию, а дальше что? Если бы мне ставили выбор: завтра получать премию или на семинар, я бы выбрала семинар. По телефону поблагодарила, извинилась, но выбрала вы семинар.