В субботу, 6 июля, в драматическом театре Восточного военного округа прошли пресс-конференция и творческий вечер поэта-песенника, члена Союза писателей России, либреттистки Натальи Кузьминых. На встрече зрители познакомились с биографией и творчеством автора детских спектаклей, поставленных в театре, увидели их наиболее яркие отрывки и смогли задать писателю свои вопросы. Главной интригой вечера стала премьера новой песни из мюзикла для взрослых "Человек-амфибия", сообщает корр. ИА UssurMedia.
Спектакли по сценариям Натальи Кузьминых ставятся по всей России от Калининграда до Уссурийска. В драматическом театре Восточного военного округа первый спектакль автора "Маугли и Лия. История любви" зрители увидели два года назад. А к сегодняшнему дню поставлено уже пять детских сказок.
Творческая встреча со зрителями открылась небольшой презентацией-знакомством с автором.
Как оказалось, тяга к творчеству у Натальи была практически с рождения. Первыми слушателями сочиненных ею сказок стали одногруппники в детском саду, который маленькая Наташа посещала с полутора лет.
В школьные годы были написаны единичные стихи. А после школы отличница Наташа, не раздумывая, пошла учиться на юридический факультет, потому что, как признается поэт, она с детства обладала обостренным чувством справедливости. Студенческие годы также невидимой параллелью сопровождало творчество. Отличная учеба не мешала сочинять оригинальные стихотворные поздравления к любым праздникам и мероприятиям. Стихи легко ложились на любимые мелодии.
После окончания аспирантуры произошел случай, послуживший толчком к творческой самореализации. В компании друзей Наталья пошутила, что пишет песни и пропела пару своих стихов, а друзья восприняли шутку всерьез и посоветовали не бросать этого занятия. И словно напророчили… Стихи к песням стали рождаться один за другим каждый день.
Когда стихи попали в руки заслуженному артисту Республики Беларусь Владимиру Провалинскому, он отдал их композитору и народному артисту Беларуси Эдуарду Зарицкому. И в 2005 году прозвучали первые песни.
Знакомство Натальи Кузьминых с Юрием Маликовым – руководителем ВИА "Самоцветы" — способствовало сотрудничеству с композитором Виктором Аникиенко. Так родилась песня "Байкал" и еще несколько композиций.
В 2007 году стихи поэтессы передали композитору Егору Шашину. В результате в репертуаре Марины Девятовой появилась песня "Только б не влюбиться".
Рождение сына в 2008 году вдохновило попробовать сочинять для детей. Идею написать детскую песню под стихотворение "Косички" композитор Егор Шашин воспринял без энтузиазма. Но когда все же согласился, и песня в исполнении Театра песни "Талисман" прозвучала на "Детском радио", она моментально стала хитом. То же самое произошло и с песней "Варись, варись кашка!". Песенное творчество послужило платформой для последующего увлечения созданием мюзиклов.
Егор Шашин уговорил Наталью попробовать писать для театров. Так, в 2015 году появилась сказка "Царевна-лягушка". С желанием ее поставить быстро откликнулись сразу три театра. Дебютировала постановка в Армавирском театре драмы и комедии.
Премьера собственного мюзикла произвела очень сильное впечатление на поэтессу, буквально перевернула сознание. И было написано еще несколько сказок.
Над созданием одного из спектаклей – "Красная шапочка & серый волк" — Наталья работала вместе с легендарным композитором Евгением Крылатовым, автором многочисленных детских хитов еще советского времени. Его музыка звучит в известных кинолентах и мультфильмах.
Зрители увидели отрывок из спектакля "Красная шапочка & серый волк". Фото: Анна Водопьянова, корр. ИА UssurMedia
Отрывки этого и остальных спектаклей зрители увидели во время творческой встречи с автором. Но сначала слово взял директор театра заслуженный деятель России Николай Столбоушкин: "Творчество любого театра базируется на литературной основе, поэтому достаточно большая проблема для всех театров – найти хорошего автора. Два года назад мы познакомились с творчеством Натальи Кузьминых, и ряд последних детских спектаклей был поставлен по ее либретто. Сегодня я хочу пригласить ее на эту сцену для знакомства с вами, дорогие зрители".
Директор театра заслуженный деятель России Николай Столбоушкин. Фото: Анна Водопьянова, корр. ИА UssurMedia
После приветственного слова, чтобы немного познакомить со своим песенным творчеством, Наталья представила свою детскую песню "Модная матрешка" в исполнении самой юной участницы концерта Ариадны Денежкиной.
Ариадна Денежкина исполнила песню "Модная матрешка". Фото: Анна Водопьянова, корр. ИА UssurMedia
Затем артисты театра показали отрывок из спектакля "Маугли и Лия. История любви". Мюзикл впервые был поставлен именно в Уссурийске. Он принес театру награду на московском фестивале "Звездная маска", а также стал обладателем премии "Серебряный медальон" в номинации "Лучший детский спектакль". В Москве сын Натальи Илья играл в постановке роль Маугли.
Артисты театра показали отрывок из спектакля "Маугли и Лия. История любви". Фото: Анна Водопьянова, корр. ИА UssurMedia
По ходу вечера присутствующие смогли задать свои вопросы.
— Что для вас значит этот ваш спектакль?
— Каждая сказка имеет огромное значение для меня как для автора, когда она поставлена. И то, что ваш театр первым отреагировал на новое либретто, было для меня большой радостью и переживанием. Когда сказка была поставлена, я поняла, что она будет жить и в других театрах.
— Какие моменты мюзикла вам нравятся больше всего?
— Их достаточно много. Например, сцена с Шарханом и волчицей Ракши "На пути у меня не стой", а также встреча Маугли и Лии, которую вы как раз сейчас увидели.
— Бытует мнение, что вы недолюбливаете свои спектакли. Это так?
— На самом деле я все свои спектакли люблю. Но тут есть такой момент. Смог ли режиссер уловить все то, что я хотела сказать в своем сценарии, и все ли удалось воплотить на практике так, как это было задумано. Потому что сначала сказка рождается в моей голове, и я ее представляю, а задача режиссера все это "распаковать" на сцене, подобрать актеров, сделать красивую сценографию, хореографию, чтобы вокал звучал как надо. Зрители должны увидеть именно то, что изначально планировалось.
Когда впервые начинаешь работать с режиссером, еще не знаешь, как он ставит, насколько внимательно относится к тексту. С началом сотрудничества с Алексеем Похрестным, режиссером драматического театра Восточного военного округа, я поняла, насколько он трепетно относится к тексту, старается согласовать каждое слово, которое он хочет изменить или добавить.
И это приятно, понимаешь, что тебя как автора уважают, и режиссеру нравится то, что он читает, и не возникает желания все перечеркнуть и выдать свою версию. Значит, режиссер и автор нашли друг друга и их взгляды совпадают.
— То есть, сотрудничеством с Алексеем Похрестным вы остались довольны?
— В постановке "Маугли и Лия. История любви" мне очень понравилась работа режиссера. Главный критерий для меня – мои эмоции, если при просмотре спектакля я искренне сопереживаю героям, несмотря то, что знаю конец сказки, значит, все получилось. Захотелось увидеть и другие сказки в его постановке.
— Было ли в вашей практике, чтобы поставили сказку совсем не так, как вы ее задумали?
— Я не буду называть театр, когда я была разочарована постановкой. Была такая история в моей жизни, я не знаю, что мне помогло сдержаться. Выкинуто было три сцены, добавлено три своих, переставлены песни, за счет каких-то реплик был перевернут в сказке смысл. Но, к счастью, ее и не играют, спектакль прошел всего пару раз. Видимо, все-таки в таком виде сказка оказалась не жизнеспособной.
При этом я всегда иду навстречу, если это оправдано и если режиссер это согласовывает. Яркий пример — работа Театра музыкальной комедии в Екатеринбурге. Они сделали сказку "Красная шапочка&серый волк" в формате love story. То есть, у каждого театра свое лицо, каждый режиссер вносит свой колорит.
— А как рождаются ваши сказки? Музыка и потом слова, или сначала вы предлагаете свой сюжет композитору?
— Сказки рождаются по-разному, нет единого подхода, что только так и не иначе. Я стараюсь прислушиваться к театрам, много езжу по стране, знакомлюсь с театрами, разговариваю с режиссерами, директорами. Мы обсуждаем, чего не хватает для детского репертуара на сегодняшний день. Хочется писать то, что необходимо театру и зрителям.
Иногда идеи исходят от театра. Например, режиссеры говорили, необходим спектакль про Маугли. Но никто не ожидал, как именно развернется сюжет, что это будет история любви. Однажды с идеей сказки выступил композитор Егор Шашин, так появилась сказка "Ромка в компьютерном царстве". Была даже история, когда один режиссер сказал, что у меня все очень большие сказки, где много персонажей. И нет ни одной человека на три. Это как-то так задело меня как автора, и я подумала, а почему я не могу? И написала сказку "Большое сердце маленького Хрю".
Наталья Кузьминых, автор детских спектаклей, популярных по всей России, встретилась с уссурийскими зрителями. Фото: Анна Водопьянова, корр. ИА UssurMedia
Следующий отрывок, представленный зрителям, был из спектакля "Следствие ведет Снеговик". В нем персонажи сказки "Золушка" мачеха и падчерица поменялись ролями. А в конце прозвучала песня в исполнении мачехи про ценность каждого мгновения и повод сделать каждый день счастливым.
И как раз в тему был задан следующий вопрос автору.
— Какой день в вашей жизни самый счастливый?
— В моей жизни было очень много счастливых дней. И я стараюсь себя настраивать так, что сегодня непременно самый счастливый день в моей жизни. Каждое утро я просыпаюсь и так себе говорю. Каждый день самый счастливый в моей жизни, что бы ни происходило. А с другой стороны, самый счастливый день в моей жизни даже еще не наступил, потому что раз каждый новый день счастливый, то все еще впереди.
Тем не менее, конечно, рождение сына – это, безусловно, значимое событие моей жизни. Такие моменты для каждой женщины незабываемы. И я рада, что сын присутствует в зале и приехал вместе со мной, чтобы поддержать.
Самым первым слушателем моих либретто и песен является именно мой 10-летний сын. И он очень строго порой говорит обо всех недоработках, и я всегда прислушиваюсь к нему, поскольку если ребенок заметил нюансы и несостыковки, то и зритель их увидит.
Рождение сына в 2008 году вдохновило попробовать сочинять для детей. Фото: Анна Водопьянова, корр. ИА UssurMedia
Во время творческой встречи были также представлены яркие моменты из сказок "Следствие ведет Снеговик", "Принцесса Сабрина", "Большое сердце маленького Хрю".
Не забыли зрители задать гостье и традиционный вопрос про ее впечатления от Приморского края. Наталья отметила, что больше всего покорена неповторимой приморской природой.
В конце вечера была презентована новая песня из мюзикла для взрослых "Человек-амфибия". До этого доступна была только демоверсия песни. Исполнил произведение артист театра Дмитрий Широков.