Бывший топ-менеджер сети «Три кота» назвал истинную причину ее краха

Игры на понижение чреваты для приморских дискаунтеров
Сеть "Три кота". Фото: Александр Хитров

Сеть гипермакетов "Три кота" завершает свою историю с многомиллионными долгами. Среди причин краха одного из крупнейших игроков приморского ритейла эксперты называют неэффективную политику низких цен и передел рынка в условиях стрессовой экономики. Однако, по словам экс-управляющего проектов розницы торговой сети Андрея Солониченко, первопричина заключается в неэффективном менеджменте, основанном далеко не только на деловых связях. "Три кота" двигались к банкротству начиная с 2016 года, когда в компании произошла кадровая перезагрузка, рассказал корр. ИА PrimaMedia бывший топ-менеджер.

Напомним, сеть "Три кота" была создана Сергеем Богданом, который пришел в ритейл из банковской сферы. Долгое время он являлся председателем правления АКБ "Приморье", подконтрольного Сергею Дарькину.

В августе 2008 года в Приморском крае было зарегистрировано ООО "Три кота". Учредили компанию Сергей Богдан, Сергей Ваганов и Владислав Литвин. А в 2011 году появилось другое ООО с тем же названием, зарегистрированное в Москве в феврале 2011 года, где основными владельцами значились Алексей Богдан и Людмила Ваганова. Сергею Богдану и Олегу Ваганову принадлежала символическая доля в компании 0,25%. Причем эти же партнеры совместно утверждали другие юридические лица, например, ООО "Ричи Рич" в 2009 году – компанию-поставщика пищевых продуктов.

На приморском рынке ритейлер позиционировал себя как крупнейшая сеть розничной торговли и первая в Приморском крае сеть гипермакетов "в истинном смысле этого слова". Предприятие Сергея Богдана росло – в 2012 году оно насчитывало три торговых точки во Владивостоке и Артеме, а в 2015 году сеть "Три кота" вошла в ТОП-50 самых быстрорастущих компаний России по версии "РосБизнесКонсалтинга" (РБК), увеличив количество торговых точек на 60%, а выручку – на 1,4 млн. В Приморье ритейлер имел уже четыре точки во Владивостоке и два гипермаркета в Артеме и Уссурийске. В августе 2015 года сеть "Три Кота" зашла в Хабаровский край, где открылись два гипермаркета.

Таким образом пик столь активной экспансии пришелся на 2015 год, когда рухнувший курс рубля и обвал фондовых рынков потянули за собой покупательную способность. Однако, как сообщил ИА PrimaMedia Андрей Солониченко, бывший управляющий проектов розницы "Три кота", роковой перелом в истории предприятия связан с кадровой политикой.

"Я работал в сети "Три кота" с 2010 по 2016 год. Через две недели после моего ухода уволили коммерческого директора, через два месяца ушел операционный руководитель. И все это было результатом менеджмента Сергея Богдана. С 2009 года он активно не вмешивался в кадровую политику, управленческие процессы, но в 2016, видимо, решил, что уже накопил достаточно опыта, и расставил на ключевых позициях своих людей, в том числе родственников, друзей и бывших коллег. Например, начальником коммерческого отдела стал бывший банковский служащий, который ранее занимался выдачей мелких кредитов. Изменилось всё – ассортиментная политика, "полки" сократились, было решено отказаться от нон-фуд – промышленных непродовольственных товаров, поменялись маркетинговая, ценовая политика. Для такой сети это был колоссальный стресс. На все мои замечания я слышал "ленинское" "Мы пойдем собственным путем". Предсказуемо, этот путь оказался неверным. Уходя (потому что не мог поступить иначе, меня "выдавили", да я и не хотел, чтобы мое имя связывали с таким концом, который уже тогда был очевиден), я давал "Трем котам" три года, не больше".

Андрей Солониченко на открытии очередного гипермаркета "Три Кота" во Владивостоке

Андрей Солониченко на открытии очередного гипермаркета "Три Кота" во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia

Падение одного из крупнейших игроков приморского ритейла широко освещалось и до сих пор освещается СМИ, так как торговая сеть продолжает разбирательства с кредиторами. При этом представители розничной торговли называют одной из основных причин ее банкротства неэффективную политику низких цен.

"Я считаю, такая концепция ошибочна в условиях приморского рынка, — комментирует Максим Голишев, директор ГК "Зеленый остров". — На нем нет тех объемов спроса, которые делают формат дискаунтера прибыльным. Играя на понижение, вы рискуете стать заложником ситуации, когда покупатель ждет низкой цены, а вам неоткуда ее взять. Я считаю, небольшая компания должна двигаться в сторону качества и улучшения сервиса".

Многие участники рынка разделяют или отчасти разделяют подобное мнение. Кризис вынуждает "сетевиков" снижать цены и сокращать ассортиментную матрицу. Однако в то же время далеко не каждый потребитель готов экономить на продуктовой корзине.

"Я до сих пор сожалею о продаже "ВЛ-Марта", — говорит Сергей Митрофанов, первый вице-президент ГК "В-ЛАЗЕР". – Возможно это была ошибка накануне повышения востребованности супермакетов такого класса. До сих пор на "Фейсбуке" мне выражают сожаления, что я не смог убедить акционеров подождать год-два, пока придет волна потребителей, которым нужны качество и сервис. Исчезла последняя во Владивостоке сеть магазинов для среднего класса. А между тем по всем опросам и маркетинговым исследованиям низкая цена для потребителя не является основным критерием выбора. На первый план выходят ассортимент и качество. Если у тебя "просрочка" и ценники переклеены – ты ничего не получишь. Розничные расходы населения не падают, а растут, в том числе в Приморском крае, о чем говорит статистика. Проблема многих ритейлеров заключается в том, что они не способны видеть сквозь время".

В то же время, по словам Дмитрия Сулеева, владельца розничной сети "Реми", "Три кота" никогда не отличались экстремально-низкими ценами, и если на некоторых позициях ритейлер зарабатывал меньше, то компенсировал маржу за счет более высокой стоимости других товаров.

"Дискаунтеры не прибыльны? Уже лет пять они первые по динамике роста, — говорит Андрей Солониченко. – Но "Три кота" представляли формат гипермакета, а не дискаунтера. Гипермакет может работать в двух сегментах – эконом и средней ценовой категории, высокие цены для него непозволительны, так как он рассчитан на большие объемы продаж. Я вам скажу, что маржа в "Трех котах" была прекрасная – лучше, чем у "Реми". К банкротству они пришли из-за непрофессионализма нового руководства. Собственник решил, что может уволить всех специалистов и строить бизнес на семейности".

Так или иначе, но впервые о том, что в "Трех котах" плохи дела, заговорили в 2016 году, а в 2018-ом стало очевидно, что "корабль идет ко дну".

"Крупная сеть гипермаркетов в Хабаровске и Приморье тихо уходит с рынка, а поставщики боятся остаться без оплаты, — писало ИА PrimaMedia в октябре 2018 года. – Сергей Богдан неожиданно пропал из поля зрения поставщиков. После многочисленных безуспешных попыток выйти с ним на контакт и прояснить ситуацию по погашению долгов, которые, по словам кредиторов, уже перевалили за несколько десятков миллионов, партнёры начали получать странные объяснения. Суть их сводилась к тому, что владелец "Трёх котов" не готов на данный момент разговаривать о возврате денежных средств, мол, сначала нужно выверить и подтвердить задолженность". При этом только компании "Невада" ритейлер задолжал порядка 17 млн рублей. Как сообщил ИА PrimaMedia директор ООО "Невада" Сергей Егоров, на сегодняшний день эта сумма погашена должником. Но разбирательства "Трех котов" с кредиторами не закончены.

А в 2018 году поставщики ритейлера, неумолимо приближавшегося к трагическому финалу, заявляли о том, что "их кинули". Компании "Эником" и "Юта-ДВ" обратились по данному поводу в полицию. Кредиторов и контрагентов интересовала судьба денег, которые поступали в кассы сети "Три кота" на фоне колоссальных распродаж – товар продавался со скидкой до 70%. Ранее закрылись гипермакеты в Хабаровске на улицах Тихоокеанской и Суворова. Торговая сеть "Реми" выкупила права аренды на два магазина в Приморском крае

Статус банкрота 22 февраля получило ООО "Три кота-Хабаровск" (100% принадлежит ООО "Три кота"). Заявителем в данном случае выступало ООО "ИндорМаркет Приморье", рекламное агентство. Процедура конкурсного производства введена сроком на 4 месяца, конкурсным управляющим должника назначен Дмитрий Никитин.

Что касается ООО "Три кота", отчет по результатам процедуры банкротства конкурсный управляющий Дмитрий Наумец представит 27 августа. Арбитражный суд Москвы 26 февраля признал компанию банкротом и открыл в отношении предприятия конкурсное производство сроком на полгода. Заявителем по делу о банкротстве является ООО "Фактор-Приморье" (Владивосток), утилизирующая компания, подконтрольная Александру Чигрину. Причем в обоих случаях сумма заявленных требований не превышала 500 тысяч рублей.

Примечательно, что опыт финансиста, достигшего значительных высот в банковском секторе, не помог Сергею Богдану удержать свой бизнес на плаву.

"Финансист никогда не станет коммерсантом. Коммерсант финансистом – может быть. Погуглите, кому принадлежит эта цитата", — комментирует Андрей Солониченко.

Стоит отметить, что последние три года были переломными для приморского ритейла. Рынок покинули также ТД "Славянский", "Сфера-Маркет", "ВЛ-Март", "Red Mart". По некоторой информации, на очереди – крупный игрок сегмента FMCG, который, несмотря на кажущееся благополучие и даже расширение торговой сети, имеет большие проблемы с кредиторами.

"Означает ли это, что заниматься ритейлом сегодня не прибыльно? – задается вопросом Сергей Митрофанов. – Я считаю, это не так. Успешные бизнес-модели выживают. Из 100 крупных магазинов продовольственной розницы в России 80% принадлежит предпринимателям из Нидерландов. "Ашан" — французский. Это прибыльная сфера при грамотно составленной ассортиментной матрице и хорошо продуманном стратегическом планировании".

В то же время, по словам предпринимателей, учитывая кризисную конъюнктуру последних лет и повышенное административное давление на бизнес, стратегических ошибок рынок не прощает.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia