На втором курсе таможенной академии уссуриец Алексей Иртегов стал предпринимателем. К тому дню, когда он получил диплом об окончании вуза, молодой человек руководил уже шестью цветочными магазинами. Сейчас Алексей Иртегов довольно известная личность в Уссурийске, во-первых, потому что активно ведет соцсети, рассказывая о своем бизнесе без прикрас, а во-вторых, потому что открыт для общения с покупателями, даже номер его телефона есть в открытом доступе. Это особенно располагает людей к молодому бизнесмену. Но Алексей не скрывает, он учится сдерживать свой юношеский максимализм, а в некоторых вопросах задумывается о том, как поступили бы его более старшие партнеры. Об этом и многом другом с владельцем цветочного салона "Веранда" поговорил корр. ИА UssurMedia.
— Алексей, вы владелец цветочного салона, а еще и активно развиваете страницу в Instagram, где открыто рассказываете о себе. Почему?
— Моей целью как раз и был сторителлинг. (Сторителлинг — искусство донесение поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления. Прим. ред.) С помощью своих жизненных историй рассказал людям о себе. Причем, подписаны на мою страницу партнеры по бизнесу и друзья. Я пишу правду. Не скрою, некоторым не нравится, что я так открыт. Если что-то не нравится, если мои записи вызывают дискомфорт, я прислушиваюсь к людям.
— Удаляете записи?
— Ничего не удаляю. Просто перестаю развивать какие-то темы. Во-вторых, публичность мне нужна, чтобы развивать лучше проект. Личный бренд был сделан целенаправленно. Люди, которые помогали создавать этот проект, стали покупателями салона. К примеру, в день открытия, несмотря на рабочий день, у нас много было гостей. Покупок только было за 300. Кто-то даже по одной розе покупал.
— А кто придумал мороженое детям раздавать?
— Это моя идея – тысячу мороженого раздать. Почему бы и нет? Ведущего пригласили. Если был бы выходной день, мы бы не справились, так как было много людей, и кто-то бы расстроился, что ему чего-то не хватило.
Публичность помогает мне развивать проект. Помимо того, что люди приходят за покупками, они еще и говорят о недостатках.
Обратная связь очень важна для меня. Я стараюсь реагировать моментально, прям сразу же. Какой-то отзыв напишут либо позвонят, высказываются о недостатках. Мы сразу ищем возможные варианты улучшения. Не скрою, мы несколько раз за свои недочеты отправляли цветы в подарок.
— Так необычно: руководитель оставляет свой телефон в открытом доступе. У вас, наверное, два телефона?
— Это публичность. У меня, на самом деле, один телефон. Посторонние люди звонили всего пару раз. В основном пишут в Instagram.
— Тем, кто не читал инстаграм, расскажите коротко, с чего начиналось все?
— Я работал ночным флористом во Владивостоке во время учебы в институте. Через год организовал торговлю на 8 Марта с машины. Причем оформил выездную торговлю официально, мне дали разрешение в администрации. Помню, подъехавшие с проверкой сотрудники полиции не поверили, что есть все необходимые документы. В тот день я заработал порядка 60 тысяч рублей за три дня. В это время приехал мой знакомый, купил цветы. Через несколько дней позвонил, спросил о том, что я вообще знаю о цветочном бизнесе, и предложил партнерство. У нас обоих не было опыта ведения бизнеса, но мы были уверены в порядочности друг друга, отвечали за свои слова и поступки. Так и получилось партнерство, потом уже дружба. Многие делают бизнес по дружбе. У нас наоборот.
— А образование какое у вас?
— Специалист таможенного дела, окончил Таможенную академию.
— Это ведь помогает?
— Вообще никак. Занимался со второго курса бизнесом, был погружен в него полностью. Учился на бюджетной основе, а когда закончил вуз, подарил диплом маме.
— То есть, когда окончили академию, у вас уже был собственный бизнес?
— Да.
— А такие примеры были среди ваших друзей?
— На втором курсе мы уже запустили проект – цветочный магазин в Уссурийске на перекрестке улиц Советская — Тимирязева. Его собственники – мои первые партнеры. Пришел момент, когда нужно было идти самостоятельно.
Алексей Иртегов. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
— К открытию салона "Веранда" долго шли?
— Долго. Были магазины в Спасске-Дальнем, в Покровке, во Владивостоке, два в Уссурийске. Всего шесть цветочных магазинов и один с украшениями. В один момент мы открыли сразу пять салонов и не справились с нагрузкой. Мне на тот момент было 22 года. Магазины приносили прибыль, но в 2014 году, когда вырос курс доллара, покупательская способность упала. Магазины, которые работали в плюс, стали работать в минус. Мы выходили из партнерства, продавали доли. Думаю, мы правильно поступили. Это было энергозатратно.
Последний проект – салон "Евробукет". Мой партнер решил идти по другому пути развития, так как у него появились другие взгляды. И мы решили, что я выйду из этого проекта. Это крутой проект, но он не масштабируется в формате Уссурийска. Я понял, что больше не хочу делать локальные проекты премиум-сегмента.
98% населения Уссурийска – это люди ниже среднего достатка. И всего 2% — богатые. Я придерживаюсь мнения Дмитрия Потапенко, который считает, что нет среднего сегмента: есть низкий либо премиум. Если люди позволяют себе за 10 тысяч рублей букет, то в "Веранде" человек может купить 25 роз за 625 рублей. Мы делаем доступные цветы, чтобы люди могли дарить их без повода. Это же вдвойне приятно. Собрав весь накопленный за четыре года опыт, я теперь знаю, как "упаковать" бизнес. Если бы не было команды, то не было бы такой эффективности. Люди, которые работают в одиночку, не имеют результата.
— На что обращаете внимание при приеме на работу будущего сотрудника?
— Чтобы был по духу близок мне. Я смотрю, чтобы человек умел разговаривать. Даже если он претендует на должность флориста. Я смотрю инстаграм человека, это отражение его сущности.
— Переманиваете других специалистов?
— Было дело на первом этапе, пять лет назад ходили по магазинам. Даже нарвались на хозяйку как-то раз. Она работала флористом и послала нас на три буквы. Сейчас ищем специалиста с опытом. Вообще, мы всех обучали с нуля. Флорист с 10-летним стажем не нужен мне. У него не тот менталитет.
Мы стремимся к грамотному обслуживанию, к программе лояльности. Это отображение моего внутреннего состояния, как я хочу это видеть. Я даже обращаюсь с продавцом в продуктовом магазине: "Спасибо большое. До свидания". Хотя часто не слышу в ответ ничего. Меня это расстраивает в нашем городе. Цветочный бизнес вообще плохо упакован. У нас много цветочных магазинов, но они неграмотно упакованы: фасад не продуман, нет программы лояльности.
— От чего это зависит?
— Люди в зоне комфорта не хотят меняться. Мало сетевых магазинов. Мы сейчас обдумали полностью все, прописали бизнес-процесс. Следующий этап – масштабирование. Будем копировать эту модель. У нас есть в топ-менеджменте два человека помимо тех, кто работает в магазине: человек, отвечающий за подготовку кадров, и маркетолог. Мы показали хорошие результат в летний период.
— Как происходит обучение флориста?
— У нас есть полная инструкция в два этапа. Первый этап – стажировка от трех до пяти дней. Сначала знакомится с инструкцией, потом с информацией по горшечным растениям, по свежесрезанным цветам... А потом начинается практика. Каждый месяц проходит экзамен для всей команды. Он проводится в устной форме по скриптам продаж. И в письменной форме тест. После выставляем оценки.
— Это нужно?
— Да. Мне было стыдно, когда два года назад пришел мужчина и спросил: "Откуда розы?" Ответ флориста: "Розы Эквадор. Из Голландии". Что? Это же Южная Америка. Наши флористы не знали, где находится Эквадор. В Африке розы выращивают, везут в Амстердам, оттуда везут до Москвы, затем во Владивосток.
— Ваши партнеры не удивляются, что такой молодой руководитель?
— Нет. Я с 21 года работаю. Причем "нарвался" на компанию, где парни были на два года старше. Сейчас мода на предпринимательство в Уссурийске, и я хочу ее развивать со своими партнерами. В цветочном бизнесе в данный момент я один работаю, без партнера.
Хоть у меня и большой опыт в этом деле, но я посещаю много обучающих тренингов, общаюсь с предпринимателями.
— Какая ниша в Уссурийске сейчас свободна?
— Сейчас есть барбер-шопы, но они в премиум-сегменте. Тенденция на западе такая: открываются в низком ценовом сегменте барбер-шопы только для мужчин. Буквально вчера с другом разговаривал по этому поводу. Он как раз зашел в такой барбер-шоп, где обслуживались девять человек одновременно. Причем живая очередь и низкий ценовой сегмент. Я стригусь за тысячу рублей, а через неделю ожидается поднятие цен на 20-30%. Зарплата в Уссурийске невысокая. Поэтому в нашем городе было бы актуально занять эту нишу. Кто первый зайдет, тот "снимет сливки".
— Какая черта характера необходима молодому руководителю?
— Уверенность в себе. Я ее развил, учась в Суворовском училище, когда был заместителем командира взвода. У меня было 25 человек в подчинении. Мне оставляли роту в управлении, и у меня было сто человек. Я сам из семьи военнослужащих. Конечно, уверенность в себе хорошо, но нужна "золотая середина". Бывают необоснованно уверенные в себе люди. Если ты не уверен в себе, то это чувствуют подчиненные, партнеры и все вокруг. Из-за этого ты не можешь найти решение.