В последние годы промышленность Приморского края испытывает заметный подъем. Задачи по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, поставленные президентом России Владимиром Путиным и правительством РФ в рамках "Восточного вектора", требуют разнообразных подходов, одним из которых является возрождение, модернизация и развитие местного производства на основе использования инновационных технологий и современного оборудования. Одним из примеров такого подхода являются два предприятия компании "Востокцемент" — Владивостокский бутощебеночный завод (ВБЩЗ) и Дробильно-сортировочный завод (ДСЗ) в поселке Заводском Артемовского городского округа, где и побывали корр. ИА PrimaMedia.
Владивостокский бутощебеночный завод (до 1990 года — Первореченский бутощебеночный завод) — одно из первых и ведущих предприятий строительной индустрии края по обеспечению потребностей колоссального роста объемов капитального строительства во Владивостоке.
Карьер Владивостокского бутощебеночного завода. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
В 2007 году на заводе установлена новая современная технологическая линия – дробильно-сортировочный комплекс. Сегодня предприятие располагает самым широким в регионе ассортиментом выпускаемого щебня, щебеночно-песчаных смесей, отсева, скального грунта, кубовидного песка из отсевов дробления.
Использует месторождение андезита – магматической вулканической горной породы, названной в честь горной системы Анды в Южной Америке, где камень впервые был обнаружен и стал добываться. В России месторождения андезита есть в Крыму, на Камчатке и в Приморье.
Приморский андезит — основа для отличной продукции. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Дробильно-сортировочный завод в поселке Заводском Артемовского городского округа построен на базе месторождения дацитов, единственного в Приморье. Месторождение известно особой ценностью залегающих каменных пластов: их особая прочность и морозостойкость позволяют использовать камень и его производные для строительства зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации в самых неблагоприятных условиях.
А это уникальные приморские дациты. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Дробильно-сортировочный завод производит все фракции щебня (в том числе кубовидный), скальный грунт и щебеночно-песчаные смеси. Завод в поселке Заводском ориентирован на территорию Владивостокской городской агломерации, куда входят несколько муниципальных образований. Продукция ДСЗ также может поставляться по всему Приморскому краю – с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта.
Продукция Владивостокского бутощебеночного завода ориентирована в основном на Владивосток с его многочисленными стройками, строящимися и ремонтируемыми автотрассами. Близость завода к объектам, конечно же, очень удобна и экономически выгода – не нужно переплачивать за доставку.
Дробильно-сортировочный завод в поселке Заводском. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Суммарная мощность двух заводов в Приморском крае (ВБЩЗ и ДСЗ) более 1,5 млн тонн высококачественного щебня в год. Заводы почти полностью обеспечивают потребность в щебне во Владивостоке и на треть в Приморском крае. Крупнейшими потребителями продукции заводов являются строители и производители бетона и ЖБИ Владивостока и Артема. Щебеночная продукция предприятий известна далеко за пределами Приморского края, поставки ведутся по всей территории Дальневосточного федерального округа, вплоть до Чукотского АО.
Щебень – это важный строительный продут, именно "продукт", поскольку его не просто добывают, а делают согласно различным производственным требованиям, ГОСТам и т.д. Причем не всякая горная порода способна породить по-настоящему качественный щебень. То есть от самой горной породы и зависит качество и технические характеристики щебня – морозостойкость, плотность и т.д.
Процесс производства щебня можно разделить на два основных этапа: добыча строительного камня и его дальнейшая переработка с целью производства щебеночной продукции.
Производственный цикл по добыче строительного камня включает в себя следующие этапы:
Производство вскрышных работ с целью отделения и удаления (вывозки) пустых, выветрелых, осадочных и других слабых некондиционных пород из массива горной породы. На этом этапе задействованы бульдозеры, экскаваторы, автосамосвалы, в необходимых случаях производятся буровзрывные работы (зачистка блока, бурение скважин, зарядка блока, взрывание).
Далее производится подготовка блока минерального сырья (горной породы) к производству буровзрывных работ (зачистка, бурение). Непосредственно сами взрывные работы по отделению от массива подготовительного блока и его разрыхлению.
Далее готовится взорванный блок к выемке минерального сырья (подготовка автодороги для работы самосвалов по вывозке, подготовка забоев для работы экскаватора, подвод трассы электропитания экскаватора и освещения и прочие работы).
Селективная выемка минерального сырья из забоя экскаватором. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Следующий шаг – селективная выемка минерального сырья из забоя экскаватором с отсортировкой глины, негабаритных кусков камня свыше 700 мм и прочих различимых некондиционных включений в пределах технологических возможностей применяемого для выемки и отгрузки механизма. Погрузка в автотранспортное средство экскаватором.
Выборочная сортировка и складирование на специально отведенной площадке негабаритных кусков камня (размером в поперечнике от 700 до 1500 мм) для последующей разделки с помощью перфораторов, шпуровыми зарядами или гидравлическим молотом и отгрузка материала на дробление.
ырье нужно доставить до до бункера дробильно-сортировочного комплекса. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Транспортировка минерального сырья до бункера дробильно-сортировочного комплекса. Выгрузка полезного ископаемого в бункер дробильно-сортировочного комплекса.
Орошение автодорог поливомоечной машиной с целью снижения запыленности и выбросов пыли в окружающую среду.
Переработка строительного камня осуществляется в действующем закрытом дробильно-сортировочном цехе, в состав которого входят четыре корпуса, галереи ленточных конвейеров, узлы погрузки в железнодорожный и автомобильный транспорт.
Переработка строительного камня осуществляется в закрытом дробильно-сортировочном цехе. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Технологическая схема цеха предусматривает выпуск одновременно от одной до трех видов различных фракций щебня и песка из отсевов дробления, а также производство щебеночно-песчаных смесей (ЩПС) различных марок.
После загрузки в приемный бункер горная масса проходит четыре стадии дробления. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
После загрузки в приемный бункер горная масса проходит четыре стадии дробления, в процессе которого участвуют две щековых и две конусных дробилки.
В результате дробления горная масса измельчается до необходимых размеров. Затем измельченная горная масса просеивается на семи грохотах, оборудованных ситами, тип и размер ячеи которых выбирается в зависимости от производимой продукции. В результате грохочения и просеивания происходит разделение дробленой горной массы на фракции.
Для транспортировки дробленной горной массы от одного узла к другому и щебня на склад цех оборудован системой ленточных конвейеров.
Лента конвейера. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia
Погрузка готовой щебеночной продукции в автомобильный или железнодорожный транспорт осуществляется через погрузочные бункера или фронтальными погрузчиками.
Отделы сбыта на заводах производит оформление документов на отгрузку продукции. На выезде установлены весы, где продукция проходит весовой контроль и отправляется в самосвалах потребителям.
Для контроля качества производимой продукции на предприятиях имеются собственные освидетельствованные производственная лаборатории, лаборантами которых осуществляется приемочный контроль выпускаемой продукции.
Контроль качества продукции осуществляется на всех этапах производства и начинается с карьера. Геолог осматривает взорванную породу и дает заключение пригодности породы для приготовления щебня, либо другого строительного материала.
Во время дробления и сортировки происходит качественно-количественный анализ, где раздробленный материал поэтапно проходит проверку на промежуточные качественные показатели, такие, как содержание зерен лещадной и игловатой форм, содержание пылевидных и глинистых частиц и другие.
Далее самый важный момент – это контроль качества на складах готовой продукции на соответствие ГОСТ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Щебень по-приморски: экология, модернизация, качество, социальная ответственность
Щебень – это серьезно: что общего между Москвой белокаменной и дорогами в Якутии