Спустя три дня после теракта в петербургском метро в центре Ростова-на-Дону сработала мина-ловушка. В результате взрыва серьезно пострадал 46-летний житель города. Но главной целью преступников были дети. Такова одна из версий случившегося на момент подготовки данного материала, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на материалы газеты "Известия".
Как сообщил сотрудник одной из спецслужб, среди версий происшедшего рассматривается и теракт. Похоже, современные подрывники решили вернуться к старому способу террора, известному еще со времен Первой мировой войны, — использованию мин-ловушек, замаскированных под бытовые предметы или игрушки. Такая тактика может вызвать большой резонанс и посеять панику в обществе.
Игрушка. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
В центре Ростова-на-Дону 6 апреля около 07.00 утра возле школы №5 по Социалистической улице прогремел взрыв. Сообщение об инциденте в ГУ МЧС поступило в 07.40 утра. 46-летний мужчина поднял с тротуара пакет, в котором лежал фонарик, попробовал его включить, чем замкнул электрическую цепь взрывателя. В результате мужчина получил тяжелейшие травмы: ранение передней стенки брюшной полости, осколочные ранения грудной клетки, взрывом ему оторвало кисть правой руки и палец на левой кисти.
На видео подрыва, опубликованном в СМИ, видно, что за две минуты до происшествия какой-то молодой человек быстро оставляет что-то на тротуаре у школы и уходит. Потом оставленный предмет поднимает 46-летний житель города и подрывается. Судя по всему, в мине-ловушке был использован порох.
— На видео заснят столб белого дыма после взрыва — это, скорее всего, порох, — пояснил ветеран одного из антитеррористических подразделений. — Обычно подобные мины-ловушки используются для выведения из строя солдат противника. Они наносят тяжкие увечья. Таким оружием пользуются партизаны или террористы.
Специалисты говорят, что обычно мощность подобных устройств около 20 грамм в тротиловом эквиваленте. Если бы фонарик поднял ребенок, то, вероятнее всего, он бы погиб. Именно для учеников школы и предназначался этот "подарок". Его подбросили примерно за час до начала занятий.
Похоже, выбор образовательного учреждения также не был случайным. Школа №5 не раз побеждала в конкурсе лучших образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Какие цели ставили перед собой террористы — покажет следствие. Но пока прослеживается желание вызвать общественный резонанс, панику и дестабилизацию в обществе. Ведь жертвами таких взрывных устройств с больше степенью вероятности могут стать дети. Взрослые чаще опасаются подбирать на улицах незнакомые предметы.
Сведения о минах–ловушках, замаскированных под ручки, детские игрушки, фонарики и другие небольшие предметы, появились еще в годы Первой мировой войны. Впервые рассказы про эти "адские машинки" были опубликованы в германских журналах и газетах. Кайзеровская пропаганда утверждала, что мины-игрушки разбрасывают агенты Антанты, для того чтобы деморализовать боевой дух немцев. Правда, в газетных историях фигурировали не только бомбы, но и всевозможные отравленные предметы. Несмотря на широкий резонанс, доказательств применения таких "адских машинок" в годы Первой мировой войны до сих пор не появилось.
Первые задокументированные факты применение замаскированных миниатюрных мин-ловушек относятся к периоду борьбы за независимость Ирландии в 1920-е. Применяли такие изделия ирландские партизаны. Это были заминированные фонарики, кошельки, небольшие сумочки. Их подбрасывали на маршрутах движения английских патрулей. В качестве оболочки "адской машинки" выбирались такие предметы, которые проигнорировать, не поднять или не открыть британские военные и полицейские не могли.
Кукла. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Нельзя сказать, что мины-игрушки принесли большие потери английскому контингенту. А вот на моральном духе, особенно различных резервных частей, такие изделия сказались сильно. Также ирландские партизаны стали первыми, кто решил подбрасывать мины-игрушки в жилые кварталы, где проживали мирные жители-протестанты. Если военные проигнорируют бесхозные игрушки, ручки или фонари, то гражданский человек, конечно, возьмет их в руки.
Примечательно, что "адские машинки" на долгие годы стали негласным символом ирландско–английского противостояния. Последние факты их применения отмечены в 1990–е годы.
Отдельные случаи применения мин-игрушек зафиксированы во время гражданской войны в Испании, а также в годы Второй мировой войны. Но временем "адских машинок" стали войны за удержание колоний, которые вели европейские страны в 1950-е — 1970-е годы. Эти изделия очень полюбились бойцам различных национал-освободительных движений. На взрывающихся ручках, игрушках, фонарях и сумках подрывались английские, французские, бельгийские, голландские и португальские военные, мирные жители и колониальные чиновники в Индокитае, Алжире, Анголе и десятках других стран.
Самое массовое применение мин-игрушек приходится на период американской войны во Вьетнаме и ввода советских войск в Афганистан. В этих конфликтах "адские машинки" использовались преимущественно не против военных, а для того чтобы запугать лояльное СССР и США мирное население.
Последним случаем массового применения "адских машинок" стала оккупация Ирака в 2003–2009 годах американскими военными. Как и во время вьетнамской войны, использовались такие изделия против мирного населения. Их разбрасывали различные шиитские и суннитские террористические отряды.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
На станции Уссурийск прошел "Урок мужества" для школьников
Первый осужденный заселился в исправительный центр Уссурийска