Михаил стал осваивать компьютер, по его словам, в 3-летнем возрасте, «методом тыка» – старался запоминать картинки и связанные с ними кнопки. А программировать начал где-то с 6-го класса.
На соревнованиях
Фото предоставлено М. Лямаевым
– Мне всегда было интересно, как работает электроника. Я искал информацию в интернете, сам разбирался. Первая моя программа заставляла мигать светодиод. Сначала это было как хобби: что-то задвигалось, заработало – ура, эйфория! Дальше, чтобы научиться программировать, я делал простые игры, типа «танчиков», «тетриса» – получил какой-то опыт и с друзьями в них поиграли немного. А недавно я вместе с друзьями восстановил сломанные электронные часы. Мы полностью собрали в них новую начинку, и они заработали, – рассказывает школьник.
Часы в процессе "второго рождения"
Фото предоставлено М. Лямаевым
Об этом событии Михаил написал на своей странице в соцсети: «Наконец-то, спустя четыре месяца, старые часы 1991 года «Электроника-07» превратились в нормальные функционирующие часы, и даже теперь температуру показывают. Всем этим управляет микроконтроллер PIC16F877 и RTC ds3221, статическая индикация на 8-ми сдвиговых регистрах 74hc595. Но это только первый этап проекта. В планах добавить установку времени часов кнопками, как в оригинале, секундомер, таймер, аккумулятор».
Стремление «вдохнуть жизнь в железки» привело Михаила в робототехнику. Но роботы, которые только ходят и разговаривают – это развлечение для зрителей, считает юный гений.
– В них «вбухано» слишком много денег, и они почти ничего не умеют! Я мечтаю создать робота, полезного в какой-то отрасли. Роботы делают все гораздо быстрее и точнее, чем человек. Их применяют в разминировании, в поисковых операциях и повседневной жизни. В основном это автоматизация производства, торговли, услуг. Я хочу участвовать в такой автоматизации и свою будущую профессию свяжу с этим, – делится Михаил Лямаев.
Робот "с глазами" - измеряет расстояние до объекта микродатчиками и объезжает препятствие
Фото предоставлено М. Лямаевым
Самое трудное, лично для него, – как считает сам Михаил, – это довести проект до конца.
– Быстро загораюсь, но «запала» не хватает закончить проект, и много их лежит на полке, пылится. У меня всегда очень много идей, на соревнованиях я обычно настроен на победу, но не все получается. Часто я сам себе слишком все усложнял и не мог рассчитать силы на свой замысел. А побеждают обычно те, кто ставит простые задачи и делает небольшими этапами, но зато от начала и до конца, – делает вывод робототехник-самоучка.
Домашняя "лаборатория" юного робототехника
Фото предоставлено М. Лямаевым
Михаилу было бы интересно познакомиться с единомышленниками в Уссурийске. А пока образовалась команда из двух студентов, одиннадцатиклассника Михаила и еще одного школьника. Вчетвером они собираются на Станции юных техников, покупают в складчину детали и ездят на соревнования.
– На соревнования съезжаются ребята от 14 лет и старше, но участвуют и взрослые люди. Недавно я участвовал в соревнованиях в ДВФУ, и там нужно было за 24 часа сделать робота по конкретному заданию: робот должен был проехать по черной линии, преодолеть препятствия из нескольких горок и так далее. Участвовало много команд, но собрать саму конструкцию смогли только 12 из них. А поехать робот не смог ни у кого, почти. Наш «Гена» занял 2-е место, – улыбаясь, сообщает юный робототехник.
Знакомьтесь, это - "Гена"
Фото предоставлено М. Лямаевым
Это были настоящие приключения, и Михаил вспоминает их, как курьезный случай.
– Начали мы хорошо и сделали много, но к ночи «сдулись». Я часик поспал, потом пошел с ноутбуком программировать. Ничего не получалось. Потом робот вообще сломался. Думали – все, ничего не выйдет. Собрались с силами, решили пойти самым простым путем – оп, работает! В квалификации мы показали лучший результат: наш робот ездил, выполнял задания, и нам все аплодировали – надо же, школьники сделали! А на самих соревнованиях «Гена» нас подвел. Но и у соперников робот тоже не работал, как нужно. Он врезался в стену и случайно нажал кнопку, из-за этого дернулся и набрал на одно очко больше, чем у нас. Так мы и проиграли, – делится Михаил.
[video width="640" height="640" mp4="https://ussurmedia.ru/wp-content/uploads/2016/11/VID-20161105-WA0020.mp4"][/video]
Робот "Гена" покорил зрителей. Видео предоставлено М.Лямаевым
Таков всего лишь один эпизод из насыщенной жизни юного программиста-робототехника. А достижений на его счету уже немало.
– Было 3-е место на региональном соревновании во Владивостоке. На соревнованиях по «Сумо» – когда роботы выталкивают друг друга из круга, – я занимал 2-е место. Помогаю другим людям – программирую их роботов для соревнований. Однажды я написал программу, по которой наш робот всех победил и стал чемпионом, хотя сам я даже на соревнованиях не был, – отмечает школьник.
Михаил на проекте "Лифт в будущее"
Фото предоставлено М. Лямаевым
Сильно повлияла на Михаила Лямаева его поездка в ВДЦ «Орленок» на смену проектной школы «Лифт в будущее».
Справка: Всероссийские инженерно-конструкторские школы «Лифт в будущее» - новый формат подготовки инженеров будущего. «Лифт в будущее» - это несколько недель в выездном лагере, посвященных интенсивной проектной деятельности под руководством опытных преподавателей, работе в инженерно-конструкторских мастерских и лабораториях и разработке собственных инновационных проектов.
Марсоход "Макс", созданный Михаилом для выставки
Фото предоставлено М. Лямаевым
– Я попал туда, пройдя по конкурсу «Система приоритетов» – организаторы оценили мои достижения и опыт в проектной деятельности. В начале смены нам рассказали о реальных проблемах современности, и мы – дети – предлагали свои идеи и решения, обсуждали их, а преподаватели помогали нам вести проекты к итоговой выставке. Для нас были организованы лаборатории и созданы все условия, – вспоминает талантливый подросток.
Экспертов поразил проект, разработанный и реализованный Михаилом. Они оценили его, как интересный, отметили, что он ни в чем не копирует другие разработки, и что эту идею необходимо развивать.
Марсоход, представленный на школе "Лифт в будущее". Видео с личной страницы М.Лямаева в соцсети ВК
– Где-то за две недели я сделал прототип робота марсохода. Назвал его «Максом». Я написал программу, которая принимает с него видеосигнал. «Макс» ездит, вращает камерой, снимает и передает видео. А я управляю им с ноутбука. Предполагалось, что это командная работа – со мной было еще семь человек, но, честно говоря, «тащил» всех я. Схемотехника была моя, программировал тоже сам и презентацию проекта провел, – признается Михаил.
Презентация проекта экспертам, выступает Михаил
Фото предоставлено М. Лямаевым
17-летний школьник, удивляющий маститых экспертов и мечтающий приносить пользу человечеству, живет в обычной уссурийской семье, «взахлеб» читает техническую литературу и уверен, что в этом пошел в деда – инженера по металлоконструкциям: «Сейчас он пенсионер уже, но «продвинутый» – сам неплохо в компьютерах разбирается. Он во многом меня поддержал, все мои начинания – и материально, и морально».
Коту очень нужны провода
Фото предоставлено М. Лямаевым
Все домашние приветствуют увлечение Миши, вредительством занимается только кот – частенько ворует провода и уносит их в свою миску.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Роботы-сумоисты сразились на ринге Центра детского творчества в Уссурийске
Роботов привлекли к профориентации студентов в уссурийском вузе
Искусство программистов превратило мэрию Уссурийска в огромную 3D иллюзию