UssurMedia, 12 февраля. В Москве закрываются сотни кафе и ресторанов, а в Уссурийске пока не фиксируют массовых уходов с рынка. Но местные рестораторы говорят: они скорее выживают, чем развиваются, и ждут "момента истины" в 2026 году.
На фоне новостей о ресторанах Москвы, которые закрываются десятками, в Уссурийске картина внешне спокойная: пустых залов и табличек "Закрыто" нет, напротив — появляются новые проекты. Однако за фасадом витрин — другой рассказ. Многолетние игроки рынка признаются: рост налоговой нагрузки, подорожание аренды и коммуналки, эквайринг и снижение гостевого потока уже подводят их бизнес к черте. Некоторые, с опасением заглядывая в будущее, признают: удержаться смогут не все.
Москва закрывается, регионы смотрят с тревогой
В начале 2026 года столичные медиа и телеграм-каналы сообщают о крупнейшей с момента пандемии волне закрытий ресторанов и баров в Москве. За январь прекратили работу 45 популярных заведений, а эксперты прогнозируют закрытие еще сотен точек общепита в течение года. Причины называются схожие: рост арендных ставок, повышение НДС, подорожание продуктов и снижение спроса — для многих поход в ресторан стал недоступной роскошью.
В других регионах, по данным местных министерств экономического развития, такой волны закрытий пока не фиксируют. Формально статистика не демонстрирует резкого "обвала", но участники рынка говорят: запас прочности тает, а январь–февраль становятся настоящей проверкой на выживание.

Рестораторы Уссурийска сходятся в одном: 2026 год станет для многих заведений решающим.. Фото: ИА PrimaMedia
Закрытых кафе в Уссурийске не видно
В Уссурийске официальной статистики по закрытию объектов общепита за 2025 год еще нет. Начальник отдела экономики Управления экономического развития администрации Уссурийского городского округа Приморского края Виктория Селезнева в беседе с корреспондентом ИА UssurMedia отметила: по городу массовой "рецессии общепита" не наблюдается.
По ее словам, при визуальном мониторинге улиц Уссурийска не видно закрытых кафе и ресторанов. Напротив, появляются новые проекты, и городской ландшафт общепита продолжает обновляться. Это заметно и по тому, как меняются вывески и концепции в знакомых горожанам местах.
Новые заведения: китайская, вьетнамская кухня и ностальгия по "Университету"
Редакция ИА UssurMedia за последний год также отметила открытие нескольких новых заведений. Среди них: кафе китайской кухни, переехавшее в новое здание (бывшее здание УГПИ) с уже знакомого уссурийцам китайского рынка; кафе вьетнамской кухни, заработавшие в 2025 году; бар, занявший помещение легендарного для 90–2000-х бара "Университет" и унаследовавший его ностальгичное для многих студентов название, новая корейская пиццерия...
Для горожан эта картинка воспринимается как знак развития: появляются новые форматы, кухня разных стран, современный интерьер. Но сами рестораторы говорят: за красивой оберткой — очень напряженная экономика.

В кафе стало меньше посетителей. Фото: ИА PrimaMedia
"Мы держимся, но рука на пульсе": что говорят рестораторы
Корреспондент ИА UssurMedia пообщался с крупными игроками ресторанного бизнеса Уссурийска, имеющими многолетний опыт работы. Оба собеседника согласились рассказать о ситуации, но попросили не раскрывать их имен.
Собеседник №1 описывает общее состояние рынка как "не очень приятное" и признает: заведения находятся в режиме постоянной борьбы за выживание.
По его словам, налоговая нагрузка выросла, суммы "неимоверные", предприниматели вынуждены оптимизировать расходы, сокращать персонал, уменьшать рекламный бюджет. Также в городе заметно снижение гостевого потока, в том числе в выходные дни.
"Поднять цены мы не можем сильно, — объясняет ресторатор. — Гости уже чувствуют кризис. Если еще увеличим цены, они просто перестанут ходить".
В итоге владельцы заведений идут по узкому коридору: с одной стороны, растущие налоги, коммунальные платежи, аренда и стоимость продуктов, с другой — ограниченный платежеспособный спрос населения.
Экономия на всем, кроме качества
По словам собеседника, сейчас общепит активно "режет" операционные расходы. К примеру, сокращает штат там, где это возможно. Более того, владельцы сами становятся в смену и фактически работают как наемные сотрудники. Руководство кафе ежедневно мониторит цены у поставщиков, выбирает более выгодные предложения, но старается не ухудшать качество продуктов, ищет более дешевую упаковку, пересматривает рекламные кампании. А также удерживает цены на бизнес-ланчи почти на уровне себестоимости, чтобы хотя бы сохранить постоянных гостей в обеденное время.

Руководство кафе ежедневно мониторит цены у поставщиков, выбирает более выгодные предложения. Фото: ИА PrimaMedia
"Мы на бизнес-ланчах практически ничего не зарабатываем, — признается ресторатор. — Но если уберем их или резко поднимем цену, потеряем ядро постоянных гостей и сопутствующие продажи".
При этом владельцы заведений признают эмоциональную нагрузку: за сухими цифрами стоят годы работы и вложенная душа.
"Все это печально, грустно и страшно одновременно, — говорит собеседник. — Дело, которое ты любишь, которым дорожишь, можешь в любой момент закрыть. Ситуация непредсказуемая: если даже сетевые игроки закрываются в Хабаровске и других городах, становится тревожно. Никто не хочет работать в минус и жить в долгах".
Новый налоговый удар: "нас просто задушили"
Собеседник №2 акцентирует внимание корр. ИА UssurMeduia на изменениях в налоговом законодательстве, которые ударили по заведениям общепита в конце 2025 года.
По его словам, бизнес работал на патенте с лимитом выручки в 60 млн рублей в год. Однако 25 декабря 2025 года лимит снизили до 20 млн рублей. В результате заведение, превысив лимит всего на 1 млн рублей, лишилось права работать по патентной системе.
Дальше — цепочка: переход на упрощенную систему налогообложения с налоговой ставкой 6%, плюс 5% НДС, который дополнительно "съедает" маржу;
плюс эквайринг: большинство гостей платят по картам, комиссия составляет около 3%; а на сумму эквайринга, по словам рестораторов, начисляется еще 22% НДС.
"А как мы должны жить? — задает вопрос владелец уссурийского кафе. — Нас фактически загнали в угол. Нам даже не дали времени адаптироваться. Мы планировали работать с лимитом в 60 миллионов, а по факту оказались заложниками новых правил. На 20 миллионов мы, естественно, уже вышли, и нас просто задушили под конец года".
С его точки зрения, ситуация особенно сложна для заведений без алкогольной лицензии — с более низким чеком и меньшей маржой.

Ситуация особенно сложна для заведений без алкогольной лицензии — с более низким чеком и меньшей маржой. Фото: ИА PrimaMedia
Кто выживет: ставка на алкоголь и крупный формат
Собеседник №2 считает, что до конца 2026 года рынок Уссурийска может сократиться значительно.
"Я думаю, к середине 2026 года 50% заведений нашего города просто закроются", — прогнозирует он.
По его оценке, лучше всего переживут кризис заведения в форме ООО, работающие с НДС 22%, особенно те, у кого есть алкогольная лицензия, бары и рестораны с алкогольной картой имеют более высокий средний чек и маржу, что позволяет им "переваривать" растущие налоги и комиссии.
При этом в открытом доступе пока нет данных о массовых закрытиях в Уссурийске — чаще можно увидеть объявления о продаже готового бизнеса на коммерческих площадках и местных сайтах, чем громкие новости о закрытии известных точек общепита.
Рестораторы Уссурийска сходятся в одном: 2026 год станет для многих заведений решающим.