Новогодний стол на Руси и в Российской империи выглядел совсем не так, как мы привыкли сегодня. Задолго до оливье и селедки под шубой праздничные пиры украшали блюда, которые сейчас кажутся экзотикой.
Например, любимый многими салат "под шубой" изначально вовсе не имел отношения к одежде: слово "шубья" у поморов означало рубленые овощи и деревянную посуду, в которой их готовили. Именно так, по одной из версий, появилось блюдо, которое позже стало народным хитом.
В XVI–XVII веках на знатных пирах подавали калью — наваристый рыбный суп с пряностями и огуречным рассолом, считавшийся праздничной версией ухи.
На царских столах времен Иван Грозный можно было увидеть перепелов с чесночной подливкой и блюда из птичьих потрохов — тогда это не считалось диковинкой. А холодец, который позже стал "едой попроще", по легенде особенно ценил Петр I, предпочитая его с соленьями.
Белорусские колдуны — картофельные котлеты с мясной начинкой — готовили лишь по большим поводам, а знаменитый салат оливье в XIX веке был роскошной ресторанной закуской. Его создатель, французский шеф Люсьен Оливье, подавал блюдо с дичью, трюфелями и сложным соусом, рецепт которого долго оставался тайной, о чем позже писал Владимир Гиляровский.
Сегодня многие из этих старинных рецептов можно адаптировать под современную кухню — и удивить гостей не только вкусом, но и историей, которая стоит за каждым блюдом.