В конце октября свой профессиональный праздник отмечают российские таможенники. Ежедневно им выпадает счастье видеть сотни туристов, пересекающих границу, и оформлять целые вереницы автотранспорта, следующих по международным маршрутам. Контрабандистам и прочим нарушителям с сотрудниками службы лучше не шутить, ведь эти люди в погонах научились видеть злоумышленников насквозь (в том числе с помощью рентген-сканеров).
Так работает и Уссурийская таможня, и их труд демонстрирует головокружительные показатели. Один только 2024 год позволил подразделению внести значительный вклад в увеличение грузо— и турпотока, в развитие таких направлений, как ввоз автомобилей и экспресс-посылок из Китая. Подробности об итогах 9 месяцев работы таможенных органов выяснил корр. ИА UssurMedia.
Новому МАПП "Пограничный" — быть!
"Сети" Уссурийской таможни в Приморском крае раскинуты весьма широко. В зоне ее ответственности сегодня находится 10 таможенных постов, семь пунктов пропуска: четыре автомобильных и три железнодорожных. Все они связывают регион с соседним Китаем, за исключением пункта пропуска Хасан. К слову, именно он в этом году, как говорят сами таможенники, начал новую жизнь.
— Сейчас запускаются новые туристические маршруты, в том числе и в Корейскую Народную Демократическую Республику. Буквально на днях правительство края проводило большое совещание по запуску еще одного пассажирского поезда через пункт пропуска Хасан в КНДР, — рассказал начальник Уссурийской таможни Алексей Кузьмин.
Алексей Кузьмин. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
И без того обширный список подразделений ждет большое пополнение, причем оно может случиться уже к середине следующего года. В высокой степени готовности находится новый погранпереход на МАПП "Пограничный", строительство которого долго находилось в заморозке. Активные работы продолжаются и в Краскино: по словам уссурийских таможенников, свежие постройки хорошо видны туристам по пути в китайский Хуньчунь. В конце следующего года также ожидается окончание строительства ДАПП "Марково" в Лесозаводске.
— Пункты пропуска строятся весьма интенсивно. Мы вместе с подчиненными контролируем процесс строительства и видим, что в последнее полугодие интенсивность работ при строительстве новых пунктов пропуска значительно повысилась. Почти не сомневаюсь, что в середине следующего года объекты будут достроены, и мы будем с вами пользоваться современными, красивыми пунктами пропуска, когда будем пересекать границу, — добавил Алексей Кузьмин.
Руководство Уссурийской таможни не скрывает, что реконструкции также требуют находящиеся в подтопляемой зоне пункты пропуска Турий Рог и Полтавка. Для первого объекта уже изданы необходимые документы, а для второго разрабатывается проектно-сметная документация.
Заторы из фур уходят в прошлое
Увеличение грузопотока между Приморьем и КНР в Уссурийской таможне назвали приоритетным направлением, и в этом году служащим удалось побить существующие рекорды. С января по октябрь через их автомобильные пункты пропуска проехало почти 143 тысячи фур — это практически на 35% выше прошлогодних цифр и в три раза больше, чем в доковидные времена. Все эти машины, как подчеркнули уссурийские таможенники, перемещают необходимые для российской экономики товары, и общий их вес в этом году составил больше миллиона тонн.
Рекорда, возможно, могло и не случиться, если бы не серьезные обновления в системе. Даже далеким от таможенной сферы жителям Приморья знакома такая проблема, как загруженность автомобильных пунктов пропуска и заторы из фур на границе. Потому в прошлые годы ФТС значительно увеличила штат в МАПП "Краскино" и "Пограничный". Теперь в случае задержек на перегруженные участки оперативно командируются сотрудники более свободных подразделений.
Отдел таможенного оформления и таможенного контроля№ 4 Уссурийского таможенного поста. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
На повышении грузопотока сказались и новые технологии. Так, в мае этого года в зоне действия Уссурийской таможни создано "иное место прибытия и убытия" — именно туда следуют грузовые автомобили, не задерживаясь в пункте пропуска. Находится это место рядом с МАПП "Пограничный".
— Когда машина заходит, мы проверяем лишь наличие у нее необходимых документов. И эта машина далее следует в иное место прибытия, покидая пункт пропуска, тем самым освобождая его территорию для других машин.
С начала работы эта технология позволила нам пропустить почти 10 тысяч автомобилей, — подчеркнул Алексей Кузьмин.
Не задерживать фуры сотрудникам службы помогают и приборы информационно-диспетчерского контроля (ИДК). Одним из таких в 2024 году оснастили МАПП "Пограничный". Девайс отечественного производства, как говорят уссурийские таможенники, в разы превосходит своего французского предшественника. Еще один ИДК к концу года появится в железнодорожном пункте пропуска Пограничный.
Кто хочет стать автовладельцем
Вот уже два года Уссурийский таможенный пост занимается ввозом китайских автомобилей. Только в этом году через руки служащих прошло больше 8,6 тысяч иномарок, а их владельцы выплатили свыше 4,5 млрд рублей таможенных платежей. Интерес россиян к автопрому из Поднебесной таможенники объясняют его доступностью в сравнении с другими странами.
На территории РФ "ласточки" не отправятся к своим хозяевам, пока не пройдут этап таможенного транзита. В рамках этой процедуры многие фуры, груженные автомобилями, от границы следуют прямиком в Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 4. Он располагается в Уссурийске.
Прогулявшись по территории отдела, случайный гость (такой, как корр. ИА UssurMedia) вряд ли сосчитает, сколько машин здесь находится на временном хранении, но их многочисленностью и разнообразием явно удивится.
— Марки представлены совершенно разные: как китайские, так и европейские, прибывающие из КНР и производящиеся там же. Наш отдел занимается тем, что проводит фактический контроль в отношении ТС для личного пользования. Необходимость такого контроля возникает при какой-либо попытке избежать таможенных платежей. В документах могут занижать мощность либо указывать другие несоответствующие сведения, — рассказал начальник Отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 4 Уссурийского таможенного поста Владислав Беломестнов.
Владислав Беломестнов. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
На попытке обмануть таможенников, похоже, попался покупатель серенькой KIA: пока начальство проводило экскурсию по площадке, к автомобилю подошел специально обученный сотрудник с портативным оборудованием. Наблюдая за проверкой машины, делаем вывод, что с документами лучше не шутить, если не хочется остаться пешеходом.
"Черная пятница" близко
Стекаются в отдел таможенного контроля и таможенного оформления № 4 и фуры, груженые заказами с зарубежных маркетплейсов. Судя по далеко не пустым складам, можно с уверенностью сказать, что направление экспресс-грузов также развивается и увеличивается. Это подтверждает и статистика 2024 года: за 9 месяцев Уссурийская таможня оформила больше 20 млн посылок на 51,8 млрд рублей.
Все это товары, купленные россиянами в интернет-магазинах для личного использования. Попытку провезти коммерческую партию или даже "запрещенку" таможенники вычислят на раз-два. Спасибо за это новому досмотровому модулю, который появился здесь в нынешнем году: рентген-сканер помогает видеть содержимое насквозь. Впрочем, выпуск китайской посылки — процесс куда более многоэтапный, чем кажется на первый взгляд.
— Полный алгоритм выглядит следующим образом. Запломбированная фура по прибытии к нам вскрывается, товар оттуда выгружается и проходит через рентген-сканер. Далее товар размещается на временное хранение, подаются документы в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 5 Уссурийского таможенного поста. Если принимается решение о выпуске товара, сведения передаются нам на склад, затем происходит формирование всех посылок по линиям отправки. Какие-то посылки будут отправлены почтой, какие-то авиа— или жд-перевозками либо транспортными компаниями, после чего происходит выдача посылки получателю, — рассказал начальник отдела Владислав Беломестнов.
Как показала практика, небольшая часть товаров может задержаться по невнимательности самих покупателей. Наиболее частая причина отказа в выпуске посылки — неполнота сведений или ошибка в них. В паспортных данных, например.
Экспресс-груз также может подвергнуться вскрытию (или фактическому таможенному контролю, если говорить официальным языком). Процедура проводится, если рентген показал признаки "запрещенки", а потому даже игрушечный пистолет способен вызвать подозрение у таможенников. Фактконтролю подлежит и вся фура, которая приехала без пломбы (к счастью, таких в отделе № 4 не было).
Накануне Дня таможенника на посту ожидали прибытия 15 грузовиков с интернет-покупками, и это не предел. Ожидается, что в ближайшее время поток посылок из Китая увеличится в пять раз, ведь на носу "Черная пятница". Уточним, что оформление экспресс-грузов происходит не только на Уссурийском таможенном посту, но и в других подразделениях. Например, в городе Лесозаводске.
Не "помогайки", а профессиональные туристы
Ковидные ограничения остались в прошлом, а потому в Приморье растет число желающих посетить соседний Китай. С начала этого года через автомобильные пункты пропуска, расположенные в зоне ответственности Уссурийской таможни, проследовало около 1,5 млн человек — почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее. В транспортном эквиваленте это без малого 42 тысячи пассажирских автобусов.
Таможенники признаются, что с возобновлением активного турпотока вернулась и давняя проблема с "помогайками" — профессиональными туристами, как их называют сами служащие. Избыток таких "вояжеров" приводит к очередям на пунктах пропуска: последний такой случай получил огласку в сентябре этого года.
— Да, такое явление до сих пор существует, и оно не имеет никакого отношения к туризму. Это чисто коммерческая история. В пунктах пропуска с такой категорией граждан приходится непросто: движение очень интенсивное, а работа с лицами, которые доставляют чужой товар, требует значительного времени. Естественно, возникают заторы, от которых страдают граждане, не причастные к данной истории.
Противодействие этому явлению оказывается, и не только в пунктах пропуска. Мы выявляем места консолидации этих товарных партий. При выявлении товары изымаются, а дальше мы даем возможность предпринимателю предоставить документы, подтверждающие законный ввоз партии. Если таких нет, то товар попросту уничтожается, — рассказал начальник Уссурийской таможни Алексей Кузьмин.
Благо, уссурийским таможенникам такие полномочия даны законом. Более того, таможенным контролем после выпуска товаров занимается отдельная, достаточно молодая структура. Помогают в этом направлении правоохранительные органы, налоговая, прокуратура, судебные приставы, Роспотребнадзор и Россельхознадзор.
— Проверяется законность ввоза товаров, соблюдения правил маркировки, технических регламентов, наличие документов, подтверждающих законность ввоза, а также осуществляется контроль в отношении санкционных товаров и другие показатели. Так, в этом году из незаконного оборота изъяты электронные системы доставки никотина, санкционная продукция, БАДы, сигареты, парфюмерия, телефоны и другие товары. К таможенному контролю также относится проверка на предмет неуплаты утилизационного сбора. Самое плохое в этой истории, что законный приобретатель этого транспортного средства, реализованного нарушением платы утильсбора, несет солидарную ответственность, — рассказала начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Раиса Макарова.
Раиса Макарова. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
К слову, и это направление принесло ощутимые результаты в 2024 году. По линии таможенного контроля после выпуска товаров госбюджет пополнился на 376,5 млн рублей — в три раза выше, чем годом ранее.
"Запрещенку" прячут даже в складках живота
Интересные итоги трех кварталов вырисовываются и по правоохранительной деятельности Уссурийской таможни. С начала 2024 года служба возбудила 2016 дел об административных нарушениях и 19 "уголовок". К несчастью, прирост в сравнении с прошлым годом наблюдается и здесь.
— Основными предметами административных дел являются у нас такие товары, как алкоголь, сигареты, техника, в том числе телефоны и ноутбуки. Последние частенько ввозятся профессиональными туристами: человек может перевозить 10-20 таких товаров, и понятно, что такое количество не ввозится для личного пользования. Также предметами "административок" часто являются обувь и автозапчасти. К уголовным делам в основном относится вывоз красной рыбы, живого гребешка, женьшеня, кедрового ореха, дериватов животных. Из недавних случаев — зубы кашалота. Одним словом, это незаконно добытые товары, которым придается легальный вид, — рассказал и.о. заместителя начальника Уссурийской таможни Сергей Филатов.
Сергей Филатов. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
Нарывались на "уголовку" и граждане, рискнувшие пройти через границу с запрещенными веществами. В основном, это средства для похудения, однако пытались утаить и более экзотические смеси. Один из недавних случаев — попытка вывезти сплав золота и ртути в ручке от чемодана.
О том, куда еще норовят спрятать контрабанду нечистые на руку "странники", можно книгу написать, шутят таможенники. Кстати, статистика показывает, что обычные туристы если и попадаются на провозе "запрещенки", то редко и по банальному незнанию. Куда чаще и осознаннее этим грешат "помогайки" и водители.
— На какие только ухищрения не идут граждане, чтобы провести товары. И приматывают скотчем к телу, и прячут под складками живота, у кого они есть, и засовывают в разные конструктивные полости багажа. Конечно, самое интересное, это изготовление тайника в автобусе: используют электромагниты, фальш-панели, технические полости, бензобак.
И прекрасно видно, что это умышленная история, и она влечет в достаточно серьезную ответственность для перевозчика, вплоть до уголовного дела. Плюс, сам автобус изымается как средство совершения преступления, — добавил начальник Уссурийской таможни.
Конфискованное — бойцам на СВО
Случается, что на нарушениях попадаются и неравнодушные приморцы, желающие помочь военнослужащим в зоне специальной военной операции. Из последних случаев в работе Уссурийской таможни: турист вез из-за границы молнии, необходимые при пошиве одежды для солдат, но большой размер партии уже не попадал под категорию "личное пользование" и подлежал декларированию.
— В больших количествах товары задерживаются на таможне, в том числе технически нужные ребятам на СВО, на полигонах, в учебном центре. Для подобных перемещений существуют другие механизмы, которые позволяют ввозить товар с высокой скоростью. Подробную информацию об этих способах можно узнать на наших ресурсах или лично у меня, — предупредил Алексей Кузьмин.
Руководство Уссурийской таможни. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
По линии помощи военнослужащим между таможней и Минобороны уже налажен контакт. Служба предоставляет списки задержанных и подлежащих конфискации товаров, а министерство в свою очередь формирует запросы от солдат. Так, с начала СВО востребованностью у бойцов пользуется древесина.
— Этот товар системно пересекает границу через нашу таможню. С железнодорожным транспортом вывозят достаточно большое количество леса и пиломатериалов. Раньше это было для нас проблемой: древесина задерживалась, накапливалась, а кому-то передать ее было достаточно сложно. Не сжигать же ее. И оказалось, что ребятам на СВО пиломатериал очень нужен. И все, что у нас на складах было (а было много), мы передали нашим военным на обустройство бытовых условий, — добавил начальник Уссурийской таможни.
Сложно ли стать таможенником?
Сегодня коллектив Уссурийской таможни — это больше 900 сотрудников, если считать вместе с владельцами складов и их персоналом. Дефицита кадров, как можно заметить, не наблюдается, но отбор кандидатов — процесс непростой.
Как говорят руководители подразделения, конкурс обычно составляет от пяти до десяти человек на место. Случалось, что прошедший все этапы трудоустройства сотрудник увольнялся в первый же день, однако случайных людей здесь все же не бывает.
— Молодому человеку, желающему попасть на службу в таможенные органы, нужно хорошее состояние здоровья, высшее образование и достойный уровень интеллекта. Ему обязательно нужно обладать стрессоустойчивостью. А самое главное, желание служить Российской Федерации должно быть твердым, — пояснил Алексей Кузьмин. — Работа действительно непростая, но мы работаем над тем, чтобы наши инспекторы в любой ситуации сохраняли стрессоустойчивость. Вывести нашего инспектора из себя практически невозможно.
Адаптироваться к работе таможне молодым специалистам помогает программа наставничества.
— За молодым сотрудником сразу закрепляется какой-нибудь матерый таможенник, который его всем премудростям нашего ремесла обучит, расскажет и вовремя его проконтролирует. И в конце они вместе сдают что-то вроде зачета. То есть, мы оцениваем не только на то, как новый сотрудник освоился, но и как с ним работал наставник, — добавил начальник Уссурийской таможни.
Заинтересованы таможенники и в том, чтобы привлекать новых сотрудников из других регионов. О серьезности намерений говорит и решение президента Владимира Путина о строительстве служебного жилья возле приоритетных пунктов пропуска. Как заявили в руководстве Уссурийской таможни, под жилые комплексы уже подготовлены участки в поселках Краскино и Пограничный. Строительство домов для таможенников может начаться уже в следующем году.
Отметим, неслучайно День таможенника Российской Федерации отмечается 25 октября. Именно в этот день в 1653 году царь Алексей Михайлович подписал Единый торговый Устав о взимании таможенных пошлин. С этой даты таможня и отчитывает срок своего создания. Праздник же утвержден по указу президента Бориса Ельцина от 4 августа 1995 года.
Число грузовых составов увеличилось на 25 % в сравнении с прошлым годом