Сергей Точеный из Уссурийска несколько лет живет без обеих кистей рук, но даже с такой травмой он часто слышит в свой адрес комплимент: "У вас золотые руки". Частичное отсутствие конечностей не мешает мужчине заниматься ручным трудом, а именно — шитьем. Начав с перетяжки салонов автомобилей и мягкой мебели, мастер перешел к изготовлению одежды, отшивая вещи как для обычного населения, так и для бойцов в зоне СВО. Как уссурийцу со столь серьезным увечьем удалось не упасть духом и найти любимое дело, узнал корр. ИА UssurMedia.
Трудовая деятельность Сергея Точеного, по его собственному признанию, всегда была связана с творчеством и красотой: мужчина занимался ювелирным делом, скульптурой. Но в жизнь созидателя вмешалась производственная травма: в руках мужчины взорвался газовый баллон.
— После этого пришлось долго приходить в себя. Во-первых, не было понимания, чем дальше заниматься. Мне всегда говорили, что у меня золотые руки, плюс, я люблю красоту, творчество. Сразу родился вопрос, что мне делать дальше — ногами учиться что-то делать или иным образом. Во-вторых, последовало много моментов разочарования и непринятия себя. Люди тоже не принимали меня таким, а мозг-то продолжал работать, как у здорового человека, и появилась даже озлобленность на окружающих. Поэтому очень долго приходилось бороться самим с собой, научиться не стесняться своего положения и внешнего вида. Исправить-то уже ничего нельзя, надо продолжать жить, — вспоминает Сергей.
После подобных травм зачастую говорят, что жизнь человека разделилась на до и после, но не в случае с Сергеем Точеным. Уссурийцу пришлось многому учиться с нуля, но даже без обеих кистей рук ему покорились рабочие специальности.
— Я устроился в строительную компанию, начал класть кафельную плитку. Первая работа была в нашем военном госпитале: когда комиссия увидела новую плитку в хирургическом и урологическом отделениях, они не поверили, что ее положил человек без рук. А прежде я вообще не умел этого делать. Думаю, мне помог художественный дар, плюс я задавал вопросы тем, кто плиткой много лет занимался. Послушал, посмотрел и понял, что ничего сложного в этом нет. Просто нужно было приспособиться, чтобы выполнять эти действия вот такими руками, — рассказал собеседник.
Далее последовали и более красивые, как говорит сам Сергей, виды работ. В середине "нулевых" мужчина начал красить автомобильное литье. На реставрацию старые детали тогда привозились целыми грузовиками, вспоминает уссуриец.
Работать вручную Сергей Точеный продолжил даже после того, как открыл собственный автосервис и нанял сотрудников. Со временем появились цеха по ремонту двигателей, а также по перетяжке автосалонов. С последнего и началась история с швейным делом: после автомастерской горожанин переключился на ремонт и реставрацию мягкой мебели.
Сергей Точеный за работой. предоставил Сергей Точеный
Сейчас Сергей занимается пошивом одежды вместе с женой. После свадьбы супруги создали семейное ателье, где самостоятельно орудуют швейными машинками. Интересно, что даже мелкие действия — например, вдеть нитку в иголку — не доставляет трудностей главе семьи, лишившемуся рук.
— Есть специальные приспособления, которые позволяют одним движением вставить иголку в нитку. Щелк — и все. Вставлять руками — это уже вчерашний день. А так швейное дело — это постоянное совершенствование. Здесь нет ничего одинакового: разные модели, разные виды ремонта одежды, разное отношение к той или иной детали. Даже дырки не "дырявятся" в одном и том же месте, — объясняет Сергей Точеный. — В первую очередь в нашем деле работает голова, а руки — это уже второй этап. Сначала ты думаешь, а потом делаешь, никак не наоборот. Бывает, даже ночь не спишь, в голове продумываешь разные варианты, чтобы двести раз не переделывать изделие, визуализируешь итоговый результат, и только затем приступаешь. Так везде — и в шитье, и в ювелирном деле, и в автомобилях, и в скульптуре.
Мастерства хватает и на благотворительные цели. Сергей Точеный, будучи также руководителем фонда "Надежда", несколько раз организовывал обучение (6+) швейному делу для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Это, как подчеркивает умелец, не только дарит юным уссурийцам профессиональные навыки, но и социализирует особенных ребят.
К слову, воспитанники фонда вместе с наставниками направляют свои умения в помощь военнослужащим, участвующим в СВО. В рамках обучения команда регулярно отшивает для бойцов бафф-повязки и балаклавы. "Всегда нужно прийти на помощь своему ближнему", — уверен Сергей Точеный, ведь когда-то поддержка близких помогла и ему самому.
— Я всегда искал ответ на вопрос "Почему", а не "За что". "Почему" — это когда ты исследуешь, а "За что" — это когда ты впадаешь в нездоровый транс, рушится внутренний мир и начинается озлобление. Нужно было просто принять: что есть, то есть. С помощью близких, небезразличных к моей судьбе людей, а также моей вере в Бога мне это удалось сделать. Теперь мне, конечно, хочется помогать и другим людям, попавшим в похожую ситуацию. Всегда рад поделиться своим опытом, как мне это удалось понять, что жизнь не закончилась. Самое главное — не опускать руки. Что бы мы ни теряли, жизнь продолжается.