Масленица — традиционный праздник, знаменующий начало весеннего периода. Считается одним из самых веселых и ярких событий в народной культуре. Исторически, с 1917 по 1950 годы, Масленица переживала период временного отсутствия в СССР, но до и после этих лет всегда праздновалась с великим размахом.
Масленичные развлечения часто ассоциируются с давними традициями: дамы и кавалеры на коньках, уличные артисты на ярмарках, и бесконечные горы вкуснейших блинов с икрой и маслом. Однако для многих из нас, современников, Масленица напоминает о детстве и школьных годах — времена, которые пришлись на Советский Союз. Давайте разберемся, как в послереволюционные годы отмечали этот традиционный праздник.
В 1918 году на фоне продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной, революцией и гражданской войной, традиционные атрибуты Масленицы, такие как мука для блинов, сметана и масло, а также водка из-за сухого закона, стали недоступными. В то время для юмора ироничные господа составили словарь для журнала "Будильник" (16+), в котором описывали любимые лакомства и шутили над их недоступностью. После революции Масленица стала не только материально недоступной, но и идеологически неверной.
В 1911 году московская Масленица была описана историками Владимиром Руга и Андреем Кокоревым в книге "Повседневная жизнь Москвы" (16+), где они описали оживленные улицы с гармонистами, каруселями и развлечениями для народа.
С Масленицей в Москве связаны яркие воспоминания, но до 1960-х годов она не отмечалась по полной программе из-за идеологических причин. Масленицу называли "Проводы русской зимы" и проводили в парках и скверах, где можно было купить блины, выпить чаю и поучаствовать в различных играх и соревнованиях.
Особенно популярны были соревнования, такие как восхождение на гладкие столбы за призом, и массовые гуляния с музыкой и уличными артистами. Традиционно Масленицу провожали кострами и иногда сжигали чучело Масленицы, символизируя прощание с зимой.
На протяжении первых послереволюционных лет на любые намеки на прошлое, особенно связанные с религией, смотрели с недоверием. Например, елку временно запретили, посчитав ее атрибутом буржуазности, а с самого начала была даже попытка ввести альтернативный праздник "Красная пасха". Однако с течением времени, особенно в 1960-е годы, отношение к религии начало меняться, и на фоне этого вернулась и Масленица.
В 1960-е годы в СССР уже стали смотреть на религиозные традиции с более лояльной стороны. Многие даже крестили своих детей, и это уже не вызывало такого негативного отклика, как в предыдущие годы. Поэтому Масленицу вернули как культурно-массовое мероприятие, которое даже проводили в школах и зимних лагерях. Это была возможность для детей и взрослых весело провести время, насладиться блинами и поучаствовать в различных играх и конкурсах.
Однако, несмотря на возвращение Масленицы, традиционная длительная неделя празднований, включая Узкую и Широкую Масленицу, не вернулась. Праздновали только один день, в выходные, хотя некоторые предприятия даже специально организовывали выезды своих сотрудников на природу на эти дни для проведения "проводов русской зимы".
Важно отметить, что в советское время религиозные обряды и символика, характерные для Масленицы, оставались не очень приветствуемыми, но тем не менее праздник возвращался к людям. Вместе с блинами и играми в этот день возвращалась и традиция целоваться в Прощеное воскресенье, хотя не все помнили ее истинный смысл.
В последнее время многие ностальгирующие по СССР пускают гулять по соцсетям картинку: мол, в Елисеевском гастрономе лежат тазы красной и черной икры, и народ вовсю берёт... и это действительно было в конце 1950-х годов. Это транслируется политика Маленкова, который два года был председателем Совета Министров, и тогда появилась пословица: "Пришёл Маленков — поели блинков!". Тогда действительно стояли бочки с икрой, продавались крабы, разнообразные колбасы, только все это это быстро кончилось, когда началась активная космическая программа, и деньги ушли туда. И с тех пор икры в бочках не появлялось в наших магазинах даже на Масленицу.
Возрождение Масленицы в современной культуре придает ей новый виток популярности, позволяя каждому насладиться древними традициями и создать веселые воспоминания для себя и своих близких. Масленица становится не просто временем веселья, но и возможностью соединиться с прошлым, передать тепло и радость от поколения к поколению.