Учитель не профессия, а образ жизни, так считает педагог МБОУ СОШ им. А. И. Крушанова села Михайловка Приморского края. В этом году Наталья Наумченко отмечает юбилей — 25 лет трудового стажа. В честь этой даты юнкорр. ИА UssurMedia Анастасия Хмезюк взяла интервью у преподавателя высшей профессиональной категории, многократно удостаивавшегося почетных грамот от губернатора Приморского края, а также подготовившего двух победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
— Почему вы решили стать учителем?
— Желание стать педагогом никогда не было ведущим в моей жизни. В то же время не могу сказать, что в профессию пришла случайно. Я выбрала эту стезю, потому что хорошо была о ней осведомлена: в моей семье было много учителей. Так, наблюдая за дедушкой и тетей, я медленно, но верно постигала азы педагогики. А когда пришло время выбирать профессию, то решила поступать на филолога, потому что любила читать.
— Было ли желание отчислиться?
— Поступив в УГПИ, я никогда не задумывалась о том, чтобы все бросить. Сложность была лишь в том, что правильно расставить приоритеты получилось не сразу. В то время свобода была ценнее лекций. Важно лишь то, что этот этап был пережит успешно: уроки освоены, диплом получен.
— Что ощущали после окончания педагогического института?
— Удивление. Сложно перестроиться из отношений "учитель-ученик". Еще три месяца назад ты сидишь за партой, а уже сейчас должен стоять возле доски и быть авторитетом классу. Трудно морально понимать, что сейчас ты "самая главная".
— 25 лет стажа, это много?
— Это нормально. Именно сейчас я ощущаю, что за моими плечами много лет опыта, но при этом и впереди я вижу лишь новые горизонты для себя. Конечно, хочется продолжать работать в школе как можно дольше, но тут важно уйти вовремя, чтобы никого не мучить.
— Как понять, что надо идти в педагогику?
— Путь в профессию у каждого свой. Для кого-то это случайность, для кого-то цель и мечта всей жизни. У меня есть интересный пример из педагогической практики, доказывающий, что выбор в пользу преподавания не всегда является осознанным, — поступление в пединститут моего ученика. С ранних лет юноша мечтал стать дизайнером, а в 11-м классе в качестве запасного плана решил поступать и на учителя физики и математики. И он загорелся идеей преподавать. По результатам ЕГЭ получилось так, что он не сдал математику и поступил в другое заведение. Выпускник все же перевелся на желаемую специальность, но для этого ему пришлось досдать 17 зачетов. На его примере могу доказать, что путь в педагогику тернист, так как люди доказывают себе, что они достойны стать учителями.
Я рядом с детьми, а не над ними. Фото: предоставлено Натальей Наумченко
— Быть учителем круто?
— Да, это круто, если ты чувствуешь от работы наслаждение. Как бы это пафосно ни звучало, но значимость профессии можно ощутить только с детьми. Во время каникул понимаешь, что скучаешь по этим мордашкам, и думаешь, что у тебя выработался стокгольмский синдром. Но учителя без детей же никто, мы же и живем ради детей. Видя восторг познания, слыша: "Аа-а, я понял", ты чувствуешь значимость своей работы, ощущаешь собственную ценность как профессионала.
— Какие плюсы в профессии?
— Это возможность учиться у детей, общаться с молодежью. Ты не прекращаешь совершенствоваться, потому что у тебя нет такой возможности.
Дети идут в ногу с прогрессом, а ты должен бежать, чтобы помочь им познать этот мир.
— А есть минусы?
— Как и во всех профессиях, рутина. Сначала проверяешь стопку тетрадей, потом готовишься к урокам. Бывает, что проверил одну, а там их еще три. И сидишь тихо–мирно всю ночь. Из-за этого сложно делать уроки по-настоящему интересными, чтобы каждый запоминался.
Кипы бумаг и тетрадей мешают творчеству.
— Учителя могут все?
— Они могут многое, но не все. Если работать в системе "учитель — ученик — родитель", то для тебя открыты все возможности.
— Были ли ситуации, когда вы хотели уволиться?
— Да, были. Работать в школу я пришла в лихие 90-е, когда нам по полгода не платили зарплаты. Пока мои подруги с рынка получали деньги ежедневно, где-то по 500 рублей, мне приходилось ждать их по три-четыре месяца. В какой-то момент я устала, хотелось стабильности, а потому думала уйти, но меня отговорили родители. Я им до сих пор за это благодарна.
Был момент и безверия, когда я серьезно задумалась уйти из школы навсегда. Однажды мне пришлось участвовать в конкурсе "Молодой учитель года", где я старалась на все 100. Благодаря поддержке коллег и семьи я заняла первое место на районном этапе. Окрыленность и воодушевление не проходили до оглашения результатов регионального этапа: я не заняла даже призового места. Вернувшись в школу, я чувствовала себя разбитой. Мне казалось, что я не тот человек, которого можно назвать хорошим учителем. Но я не сдалась и справилась с апатией с помощью многоэтапной работы с психологом. Сейчас вере в себя, свои силы учу и ребят, показываю им, что все возможно благодаря усердию и оптимизму.
Я рядом с детьми, а не над ними. Фото: предоставлено Натальей Наумченко
— Преподавать — это семейное?
— Возможно, я начала хорошую традицию. Да, моя дочь тоже скоро станет учителем начальных классов и английского языка. И я искренне рада за нее, потому что она идет в школу осознанно. Уже с десятого класса ребенок мечтал стать преподавателем, сейчас уже на 3 курсе, она выступает на научных конференциях, занимается с маленькими детьми индивидуально, на практике применяя полученные знания и новые технологии. Показательно, что мы с ней часто обсуждаем нововведения, различные техники, и уже сейчас многое она объясняет и советует мне.
— Выбирая профессию, дочь равнялась на вас?
— Отчасти да. Я думаю, что, наблюдая за восхищением и энтузиазмом, которые я испытываю от работы, она тоже вдохновилась профессией. Также огромное влияние на нее оказала ее первый классный руководитель Ирина Викторовна Тасун. Она выбрала именно начальную школу из-за нее, так как была восхищена ее профессионализмом.
— Были ли конфликтные ситуации? Как справлялись?
— Были и конфликты, но это в молодости из-за недостатка практики. С опытом у тебя приобретается возможность встать над ситуацией. К сожалению, учителя не приходят в школу во всеоружии. Также важным фактором является авторитет: часто молодого специалиста пытаются "продавить".
— Авторитет учителя низок?
— Нет, не могу так сказать. Если говорить в целом о профессии, то он даже вырос, если сравнивать с теми же девяностыми годами.
— Почему же он вырос?
— Общество стало более осознанным. Дети и их родители стали понимать не только важность образования, но и причину его получения. А если говорить о каждом учителе, то все самостоятельно зарабатывают репутацию среди коллег и учеников. Здесь важно, чтобы человек не был случайным в профессии.
— Защищены ли учителя от учеников?
— Если преподаватель покажет себя сильной личностью, то да. Конечно, есть и исключения, но чаще всего из школы уходят те учителя, для которых школа — чужое место.
— Базовый набор педагога в 21 веке — это камера, запись звука и свидетели?
— Базовый набор учителя — терпение и понимание. Да, не всегда все решается легко и обоюдно, но я считаю, что педагог независимо от времени должен быть спокоен, добр и строг.
Я рядом с детьми, а не над ними. Фото: предоставлено Натальей Наумченко
— Педагог обязан любить детей?
— Преподаватель обязан давать знания и воспитывать подопечных, любить должны родители. Я не согласна с тем, что учителя — это урокодатели. Педагоги должны учить, воспитывать и объяснять, а как все это делать, если не любить?
— Что должен сделать учитель, если он понимает, что ребенка надо спасать?
— Для начала он должен вспомнить, что самое главное в этой ситуации — не навредить ученику. Не всегда родители верят и прислушиваются к педагогу, иногда им легче сделать вид, что все хорошо. А без поддержки мамы и папы ребенка учитель мало что может сделать сам. К счастью, таких случаев немного.
— Педагог работает с детьми или с родителями?
— В первую очередь, с детьми. Но важно понимать, что из этой цепочки нельзя убрать родителя, иногда только он может повлиять на ребенка, образумить.
— Если не хватает денег, то надо идти в бизнес?
— Необязательно, можно стать отличным учителем. В наше время учитель может повышать квалификацию, получать надбавки или уйти в репетиторство.
— В этой профессии есть куда развиваться?
— В любой сфере, независимо от деятельности, которую выполняет человек, есть три вида работников: подмастерье, ремесленник и мастер. Если учитель стремится стать лучше, то для него открыты все двери, а значит, он может стать мастером, который владеет своим делом в совершенстве. Ученики таких педагогов обычно уходят с уроков с горящими глазами. И это всегда видно.
Могу сказать, что в наше время любой сельский учитель с помощью Интернета может участвовать в различных конкурсах, акциях и форумах, тем самым повышая квалификацию.
— Какие советы можете дать будущим педагогам?
— Сто раз подумать, прежде чем подавать документы в пединститут. Если есть возможность, то нужно обязательно попробовать себя в сфере общения с детьми. Для этого можно устроиться в лагере вожатым или репетитором. Важно понять: нужно ли вам общение с детьми.
Также я считаю, что учитель должен быть честен с детьми. Важно осознать, что они сразу чувствуют фальшь и теряет к вам доверие.
Хочу посоветовать повесть Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД", рассказывающую о прекрасном педагоге и беспризорниках, где и говорится о важности взаимопонимания преподавателя и учеников, а также "Педагогическую поэму" А. С. Макаренко, показывающую процесс становления коллектива. Произведения не только увлекательны, но и познавательны: придя в школу, я опиралась на опыт героев из этих книг.
Хочу отметить, что нельзя считать себя бронзовым памятником, который дети так и не смогут достичь. Важно понимать, что ты не должен ставить себя выше из-за возраста или опыта. "Я рядом с детьми, а не над ними" — это правило должно переплетать вашу педагогическую деятельность красной конвой.