Спустя два года ремонта на трудовую вахту вернулся раритет на колёсах — тепловоз ТЭ-2, или, как его называют железнодорожники за особое величие и чувство собственного достоинства — "Тамара". Его исторический облик восстанавливали всем миром: и машинисты, и слесари-ремонтники. И вот 29 июня состоялся первый выход в свет "леди" после долгой реконструкции, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на газету Гудок.
Этого дня в эксплуатационном локомотивном депо Уссурийск ждали долгих два года. Из корпусов ещё царского депо торжественно выкатился, оглушая окрестности гудком, напоминающим паровозный, тепловоз ТЭ-2.
Уже на свежем воздухе персонал наводит завершающий марафет. Моющим раствором с запахом ландышей протирают даже колёсные тележки — к этой машине особое отношение.
— Наша красотка! Реликвия наша, — слышится восхищение со всех сторон, когда "Тамара" заходит на круг. Она — легенда отечественного транспортного машиностроения. Из 528 построенных на просторах бывшего СССР их осталось всего четыре, да и то, на вечных стоянках в музеях. А пятый, последний, вернулся в Приморье, где введён в строй.
Тамара. Фото: Gudok.ru Дальневосточная магистраль
Как родного любили железнодорожники этот тепловоз, и каждый раз давали своё имя. "Бычком" называли за выносливость и силу тяги. "Люськой" — за неприхотливость в работе и простоту обслуживания. "Монголкой" — потому что машины отправляли работать в Монголию по линии социалистической помощи. А "Фердинанд" — это заводское прозвище главного конструктора Александра Кирнарского. "Тамарой" этот локомотив стал за особое величие и чувство собственного достоинства.
— Это первый советский серийный двухсекционный тепловоз. Он сконструирован для перевозки грузов по магистральным линиям, — рассказывает хранитель музея локомотивного депо Уссурийск Владимир Бебик. — Их собирали в Харькове, на заводе транспортного машиностроения, с конца 1948 года по 1955. В каждой секции — по дизель-генераторной установке. Правда, в Уссурийске сохранилась только одна секция, в связи с чем её ценность ещё больше возрастает.
По словам главного инженера сервисного локомотивного депо Сибирцево (входит в ГК "ЛокоТех") Алексея Боярчука, это самый старый тепловоз в парке ТЧ-6. У железной леди "Тамары" здесь почётная должность: главная по манёврам. Ставить в депо на профилактический ремонт тепловозы любых других моделей, в том числе и современных, доверено только ей.
— Одна секция "Тамары" — 12 метров, поэтому она удачно встаёт в круг, помогая расставлять секции по ремонтным позициям, — говорит он. — А два года назад машина вышла из строя.
Восстановлением "Тамары" занималась большая команда. У каждого к ней своё особое отношение.
— А правда, что это вы с "Тамарой" ходите парой? — задаём вопрос заместителю начальника СЛД Сибирцево Сергею Иванникову.
— Да, больше года мы совместно, бок о бок вечера проводим. С утра прихожу, чтобы настроение себе поднять. У неё сигнал своеобразный, как заметили коллеги, старинный, душу греет, — улыбается он. — А если серьёзно, каждый из нас считал за честь помочь ей встать в строй. Была проведена огромная работа и нашими ребятами, и коллегами из депо Уссурийск. В машине заменили двигатель, электропроводку, отреставрировали буферные фонари. Многие детали приходилось делать вручную по оригинальным эскизам. Очень помогли профессионалы Уссурийского локомотиворемонтного завода.
Руководители всех подразделений спрашивали за "Тамару", как за основной локомотив. А ведь всё делали в свободное от работы время, используя подручные средства и собственный энтузиазм.
Для Сергея Иванникова восстановление "Тамары" — дело семейное. Его дед прошёл путь от кочегара до машиниста, управлял он и этим локомотивом, заходящим на поворотный круг. А машинист Илья Леонов скучал по "даме" сердца.
— Жена к "Тамаре" не ревнует. Вот сейчас она к нам вернулась. Будем снова налаживать отношения, и я думаю, что они будут даже лучше, — улыбается он.
А впереди у "Тамары" омолаживающие процедуры. Остались финальные штрихи — старейшей "леди" Уссурийского локомотивного депо сделают мейкап салона. Успеть должны к августу, когда "Тамаре" юбилейные 70 стукнут.
Между тем, впереди депо Уссурийск ждут перемены. В августе начнётся демонтаж поворотного круга и строительство нового, усовершенствованного. Часть балки от старой конструкции сохранят в Музее истории Амурского моста в Хабаровске. Возможно, туда же отправится и "Тамара", а на её смену придет новый "герой" — тепловоз серии ТМ-31.