О том, что хрупкая блондинка Екатерина Андреева работает в отделе специального назначения ГУФСИН России по Приморскому краю, на первый взгляд даже сложно представить. Гражданскую одежду на служебную форму Екатерина сменила еще в 18 лет, когда устроилась на работу кинологом. За время службы успела пройти все: от полигонов, стрельб и подъемов по тревоге для усмирения осужденных в камерах. Сегодня Екатерина — инструктор штурмового отделения спецназа, но несмотря на серьезность своей профессии, за порогом службы она обычная женщина, которая не забывает про маникюр и каблуки. О том, "из чего сделана" эта девушка, в интервью корр. ИА UssurMedia.
В уголовно-исполнительную систему Екатерина пришла еще в 18 лет. Тогда подруга позвала ее попробовать поработать кинологом в следственном изоляторе.
— Подруга работала ветеринаром в СИЗО. Однажды она говорит: "Пойдем к нам, там сутки через трое, ничего сложного". Это было неожиданно, ведь я никогда не задавалась целью стать кинологом, да и собаки не было, только в детстве спаниель. Но я решила рискнуть, вдруг понравится. И понравилось.
Екатерина Андреева. Фото: Анастасия Кислицина
В СИЗО Екатерина заступила на должность вожатой караульных собак. В ее обязанности входили тренировки, кормление, выставление четвероногих напарников на посты. Спустя год службы девушка стала уже инструктором-кинологом.
— После получения новой должности меня сразу отправили на повышение квалификации в учебный центр. Именно тогда я и завела свою первую собаку — немецкую овчарку. Отработав еще некоторое время, я стала старшим инструктором-кинологом. Все это в следственном изоляторе.
В спецназ Екатерина перевелась, имея за плечами 8-летний опыт работы в уголовно-исполнительной системе.
— В отдел специального назначения ГУФСИН по Приморскому краю "Лидер" меня взяли кинологом с собакой по взрывчатым веществам. Три года со своим четвероногим напарником я отслужила здесь, но потом должность сократили, и у меня не осталось другого выбора, как сесть за руль ГАЗели и "Лады". Я стала водителем. В нашем расположении был еще и КамАЗ, но поработать на нем мне не удалось, благо хватало мужчин, которые этим занимались. Но я могла, категория позволяет.
За баранкой грузовика Екатерина провела два года.
— Время пролетело быстро, или мне так показалось. А вскоре меня повысили — я стала инструктором по штурмовой подготовке. Сегодня в мои обязанности входит ведение документации. Но это никак не освобождает от сдачи зачетов, тренировок, поддержания себя в физической форме, участия в учениях.
Екатерина Андреева. Фото: Анастасия Кислицина
На вопрос "Сложно ли служить в спецназе?" Екатерина с улыбкой отвечает, что непросто только первые полгода.
— Мне повезло, что всю свою жизнь я занимаюсь разными видами спорта, поэтому сдать нормативы оказалось задачей несложной. Сложнее было потом, когда начались каждодневные тренировки. Сначала ты идешь в спортзал, тренируешься, занимаешься со всеми ребятами, потом выходишь в поле, а домой возвращаешься и просто падаешь, потому что сил совсем нет. Первое время после работы просто хотелось лечь спать, потому что организму нужно восстанавливаться. Но это дело натренированности, если не останавливаться, то с каждым днем все легче и легче.
Семья Екатерины полностью поддержала ее с выбором профессии
— У нас есть такой момент, что, если хочется и нравится, то делай, не хочешь — можешь не делать.
Приходилось девушке и участвовать в устранении беспорядков среди осужденных.
— В СИЗО были моменты, когда осужденные в камерах устраивали беспорядки. Приходилось ночью выезжать на место, открывать камеры, а сотрудников было меньше, чем заключенных. Волнение было, но сначала страшно, а потом нормально. Конечно, не хочется, чтобы такие случаи были регулярны, но для этого мы здесь и есть, чтобы разрешать проблемы.
Екатерина Андреева. Фото: Анастасия Кислицина
Больше всего в своей профессии Екатерина любит полигоны.
— Понятно, что от каждодневной рутины ты морально устаешь, а полигоны — это праздник лично для меня. Для каждого ведь свой отдых: у кого-то в клубах, а у меня в лесу. Только представьте: вечер, костер, ты пострелял, хорошая компания, истории сочиняем, смех, анекдоты.
В отделе специального назначения ГУФСИН по Приморскому краю всего три девушки, поэтому в коллективе к ним особое отношение.
— Поддержка всегда есть, но не как девушек, а как товарищей. Здесь служба не как работа, это семья. Мы ведь, когда пришли служить, сразу понимали, что здесь не девочка, не мальчик, здесь ты сотрудник. И ты уже не можешь прийти и сказать: "Я проспала, я не успела накраситься или выпить кофе". Все эти дела просто откладываются на потом, когда будет все спокойно, тогда ты и выпьешь кофе, а сейчас исполнение приказа на первом месте.
Служба службой, а вот маникюр по расписанию. Переступая порог дома, Екатерина перевоплощается в хрупкую девушку, жену и маму.
— Конечно, вне службы ты в, первую очередь, женщина. Я считаю, самое важное, чтобы ты сам смотрел на себя в зеркало и нравился. Если тебе не хватает времени сходить на маникюр, может быть, тебе и не нужна такая работа? Но мне хватает, поэтому я здесь.
Десяток лет в уголовно-исполнительной системе оставил след и в характере девушки, но не плохой, а очень жизненный.
— Психологи часто просят рассказать о себе. Мне кажется, то, что о тебе говорят вокруг, так оно и есть. Ну, а что я могу рассказать о себе? Мне все нравится, я чувствую себя комфортно. За время службы я стала относиться ко всему проще. Если до этого у меня были переживания, то сейчас их нет.
Стрельбы, основы рукопашного боя и многое другое для Екатерины привычное дело, а ведь есть ещё и аналитическая работа, о которой девушка говорить не может. Зато охотно делится своими увлечениями. Помимо основных задач она успевает заниматься и спортом.
— Я занимаюсь конкуром с 11 лет, каких могла результатов максимально достигла, но в силу того,что мы живем в отдаленном регионе, максимум, что мы можем получить сейчас — это мастера в кандидаты спорта. Но звание обязательно должно подтверждаться каждый год, а если ты этого не делаешь, то уходишь на ступень ниже, и разряд у тебя уже никто не забирает. Это увлечение было еще до моей работы, вполне возможно, любовь к лошадям и помогла мне стать кинологом.
Екатерина Андреева. Фото: Анастасия Кислицина
Кстати, несмотря на то, что кинологом Екатерина больше не работает, любовь к собакам никуда не делась. В семье у нее живет бельгийская овчарка малинуа Айва, вместе с ней они выступают на соревнованиях и готовятся к всероссийским отборочным соревнованиям на чемпионат мира.
О том, хватает ли на все времени, и как она справляется, Екатерина смеется и объясняет, что времени не хватает, вот если бы можно было работать 24 часа в сутки и не спать, наверное, она бы все успевала.
Служба в спецназе — это большая ответственность, спецназ — это одна большая команда. Ты здесь не один, всегда вместе, как в семье. Здесь нет такого как в офисе "лишь бы отсидеть", здесь все по-другому. Мы отвечаем друг за друга.