В понедельник, 12 октября, свой 75-летний юбилей отмечает заслуженная актриса России, артистка уссурийского театра ВВО Дина Рябинина. Рассказ о ее творческом пути — в материале ИА UssurMedia.
Она пришла на сцену молодой и слегка наивной девушкой. С детства мечтавшая о театральной стезе, но считавшаяся с мнением родителей, она долго добивалась своего счастья, однако найдя его, обрела еще и вторую половинку. Сейчас, оглядываясь на 50 лет назад, она ничего не стала бы менять и все сделала бы по-прежнему.
Как в вашей жизни появился театр?
Тяга к театру у меня была всегда, можно сказать, с детских лет. Я родилась и выросла в Грозном. Будучи школьницей, я занималась легкой атлетикой, ходила в балетную школу. Когда поступила в институт, с легкой атлетики перешла в спортивную гимнастику… Всё это была "школа".
А как родители отнеслись к увлечению дочери?
Родители были категорически против театра. Бабушка у меня была человеком верующим, и естественно, это было — "что угодно, только не театр". Фильм еще тогда вышел, в 1956 году "На подмостках сцены", мама и папа говорили — "что делается там, в театре, всем известно, и чтобы мы отпустили туда свою девочку, никогда, ни за что…".
Когда пришло время поступать в институт, на кого вы пошли учиться?
Я была очень послушная девочка, и прислушалась к советам родителей. Моя мама была инженером — агрометеорологом, в то время она работала при Министерстве сельского хозяйства, давала прогнозы на посев и уборку урожая. У тех, кто руководствовался ее прогнозами, никогда не было проблем со сбором. Папа имел три высших образования, он у меня ветеран Великой Отечественной войны, был награжден орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу", еще одна награда не дошла до него, и узнала я об этом совершенно случайно, отправляя сведения о нем к проекту "Дорога памяти". Оказалось, когда отец служил в разведке, ему одному пришлось принять бой. Ранее эта информация была засекречена. Я поступила на естественно-географический факультет, родители были счастливы, особенно отец.
Как складывалась ваша судьба дальше?
Проучившись какое-то время в институте, я узнала про народный театр и стала в него ходить. В то время с нами работала заслуженная артистка СССР Нина Тайц, вот она то и сказала мне — "тебе прямой путь в театр". С народным театром мы ездили по всему Закавказью… И однажды гастроли театра совпали с сессией в институте. Как вы думаете, что я выбрала? Конечно… как я могла отказаться от гастролей? Так, отучившись два года, я оставила институт.
После такого решения, вы наконец-то пошли в театральный?
Набор в Грозненский русский драматический театр имени М.Ю.Лермонтова я пропустила. Ездила поступать в Москву, молодая, наивная, меня не пугал большой конкурс, но в какой-то момент прослушивания, я просто поняла, что попала ни туда и ни к тем, а второй раз поехать я уже не смогла бы по финансовым возможностям. Но, наверное — все, что не делается, все к лучшему! Я возвращаюсь домой и вижу объявление о дополнительном наборе в грозненский театр, по-моему, требовалось буквально несколько человек. Когда я задумалась, что показать, то вспомнила, как ходила в театр и на одном из спектаклей девушка — актриса играла мальчика, ее роль мне запала в душу и когда поступала, решила, что буду читать ее монолог… Монолог большой был, я, девчонка, его прочитала, потом прочитала басню, стихотворение, и решением комиссии из девяти человек, где все "народные" и "заслуженные", была однозначно принята.
Сколько лет вы прослужили в грозненском театре?
Три года. Родители к тому моменту уже свыклись, мама и папа приходили на спектакли, только бабушка не приходила, но она тоже свыклась и только говорила, когда на сцену будешь выходить, не забудь сказать "Господи, благослови". География гастролей была широкая, где мы только не бывали — Днепропетровск, Липецк, Таганрог.
После Грозного, я отправилась на биржу труда (театральная биржа, прим.), которая каждый год проводилась в разных местах. На бирже собирались разные актеры, не только для того, чтобы найти работу, но и встретиться, познакомиться.
На тот момент вы еще не были замужем?
Своего будущего супруга, Юрия Константиновича Рябинина, я встретила в 1973 году в Балашове. Он тоже актерской профессии. Через год мы сыграли свадьбу и уехали с ним на Алтай. Таи у нас родился сын. Наверное, страсть к путешествиям у меня в крови. Мама в свое время отговаривала меня поступать на географический — ездить будешь везде, куда отправят, может и на Камчатку… А получилось, что выбрав такую профессию, я побывала везде, в том числе и на Камчатке. С алтайским театром мы были и Ханты-Мансийске, и в Нижневартовске, и в Тюмени.
Часто ли вместе с супругом работали на сцене?
Часто, мы почти все время работали в одном спектакле с мужем. На сцене я играла и его внучку, и дочку, и жену….
Как в вашей жизни появился уссурийский театр?
Уссурийск — это, что называется "за запахом тайги". Когда-то нас с мужем приглашали на бирже в благовещенский театр, но мы не поехали — показалось далеко. А в итоге забрались еще дальше…Уйдя с биржи, мы работали в дзержинском театре, сами при этом жили в Горьком. Утром вставали, ехали на автобусе в Дзержинск, везли сына в садик, до позднего вечера работали, в то время не было так, что нет вечернего спектакля — либо спектакль, либо выезд. Возвращались поздно, а утром все по-новому. В Дзержинске работали актеры, которые когда-то служили в уссурийском военном театре и рассказывали нам о нем. Военный театр, а почему бы нет? Я была секретарем комсомольской организации, ездила на пленумы. А об Уссурийске мы слышали еще на Алтае, как о красивом цветущем городе. Единственное, что нас волновало — вопрос с жилплощадью, мы долго переписывались, я даже хотела отправить первым супруга, но он настоял, если ехать, то только вместе. Так, в 1983 году мы приехали в Уссурийск.
Думали ли, что останетесь здесь навсегда?
Дальний восток нас конечно привлек, но мы не думали, что всю жизнь здесь проживем. Когда мы приехали, в театре была частая смена режиссеров, а потом пришел Борис Александрович Светличный и благодаря ему мы задержались, потому что все равно актеру нужен свой режиссер.
Есть ли у вас такая роль, которую всегда хотелось сыграть?
Были случаи, когда хотелось и играла. Я не загадываю в кого мне воплотиться, если мне дают роль — я ее выполняю, и неважно, даже если в сказке. У меня было много Василис Прекрасных и Аленушек, а в 50 лет я играла зайца в "Ну, погоди".
Но все-таки есть любимая роль?
Вы понимаете, столько сил отдаешь роли, что даже "нелюбимые" — становится любимыми. У актера не может быть нелюбимых ролей, даже маленьких. Если роль маленькая, надо чтобы и она запомнилась, чтобы она была, как говорится "непроходящая". Бывает так, что в зале мало зрителей, тогда актеры могут позволить себе расслабиться, а я этого совершенно не признаю. Если зрителей мало, у меня наоборот появляется азарт играть так, чтобы человек ушёл, полноценно посмотрев спектакль, с душой.
В этом году исполняется 37 лет, как Дина Сергеевна работает в театре ВВО, а вообще на счету актрисы ни много, ни мало — 50 лет театральной жизни. Но вы только посмотрите, как она выходит на сцену! Легкий, энергичный шаг вперед, раскрытые, как будто желающие обнять весь зрительный зал руки. Блеск в глазах, обаятельная улыбка. Все в актрисе как бы говорит: "Здравствуйте, мои дорогие!".
О жизни заслуженной актрисы России накануне ее 75-летнего юбилея. Фото: предоставлено театром ВВО