Железная магистраль Уссурийска: по следам старых фотографий

Почти 128 лет назад первый паровоз огласил свистками окрестности будущего города (ФОТО)
Никольский вокзал
Фото: из архива Уссурийского музея

1 августа 2021. В первое воскресенье августа в Уссурийске на широкую ногу отмечают день железнодорожника. Рельсовая магистраль почти полторы сотни лет назад стала одним из градообразующих объектов. Долгое время уссурийцы воспринимали свой город, как симбиоз центра и железнодорожной слободы, а сама слобода сохраняла свою самобытность. Но то, где был первый вокзал, и что сама станция, как и железнодорожный поселок, носила имя Кетрицево — известно немногим. Разглядывая старые фотографии, редакция ИА UssurMedia решила вспомнить — как на рубеже XIX и XX веков, в трудах и лишениях, закладывалась железная дорога.


Дорога на вокзал. Фото: из архива Уссурийского музея

Уссурийская железная дорога строилась как часть Транссиба. Император Александр III придал началу работ смысл чрезвычайного события в жизни Российской империи. 30 марта (17 марта по старому стилю) 1891 года он подписал высочайший рескрипт на имя наследника-цесаревича Николая с повелением прибыть в порт Владивосток для участия в церемонии торжественной закладки дороги. К этому времени уже было положено 2,5 км пути.


Работа ссыльно-каторжных на 685 версте. Фото: из архива музея УЛРЗ

Основную часть рабочих составляли ссыльные арестанты и солдаты. Для них возводились стационарный лагерь, бараки, казармы, офицерские флигеля и бытовые постройки. Так начиналось строительство железнодорожной слободки — поселка при станции Никольская (нынче станция Уссурийск — редакция). Все работы на строительстве велись вручную, с использованием самых примитивных орудий труда — лопаты, кирки, тачки, конской повозки.

Строки из "Отчета по постройке Северно-Уссурийской железной дороги" передавали обстановку того времени: "Служебные и жизненные условия в Уссурийском крае резко отразились на здоровье всех без исключения железнодорожных служащих самым неблагоприятным образом; многие явились в край молодыми, полными сил и энергии, а спустя 5…7 лет уехали преждевременно состарившимися, раздражительными, нервными, больными. Немало было и таких, которые не дождались возвращения на родину и умерли в Уссурийском крае".

15 июля 1891 года было подано прошение на имя губернатора Приморской области с просьбой: открыть учреждение "для подачи медицинской помощи рабочим, занятым на постройке Уссурийской железной дороги". В этом же году была открыта первая железнодорожная больница на станции Никольская на 20 коек.