В первое воскресенье августа в Уссурийске на широкую ногу отмечают день железнодорожника. Рельсовая магистраль почти полторы сотни лет назад стала одним из градообразующих объектов. Долгое время уссурийцы воспринимали свой город, как симбиоз центра и железнодорожной слободы, а сама слобода сохраняла свою самобытность. Но то, где был первый вокзал, и что сама станция, как и железнодорожный поселок, носила имя Кетрицево — известно немногим. Разглядывая старые фотографии, редакция ИА UssurMedia решила вспомнить — как на рубеже XIX и XX веков, в трудах и лишениях, закладывалась железная дорога.
Дорога на вокзал. Фото: из архива Уссурийского музея
Уссурийская железная дорога строилась как часть Транссиба. Император Александр III придал началу работ смысл чрезвычайного события в жизни Российской империи. 30 марта (17 марта по старому стилю) 1891 года он подписал высочайший рескрипт на имя наследника-цесаревича Николая с повелением прибыть в порт Владивосток для участия в церемонии торжественной закладки дороги. К этому времени уже было положено 2,5 км пути.
Работа ссыльно-каторжных на 685 версте. Фото: из архива музея УЛРЗ
Основную часть рабочих составляли ссыльные арестанты и солдаты. Для них возводились стационарный лагерь, бараки, казармы, офицерские флигеля и бытовые постройки. Так начиналось строительство железнодорожной слободки — поселка при станции Никольская (нынче станция Уссурийск — редакция). Все работы на строительстве велись вручную, с использованием самых примитивных орудий труда — лопаты, кирки, тачки, конской повозки.
Строки из "Отчета по постройке Северно-Уссурийской железной дороги" передавали обстановку того времени: "Служебные и жизненные условия в Уссурийском крае резко отразились на здоровье всех без исключения железнодорожных служащих самым неблагоприятным образом; многие явились в край молодыми, полными сил и энергии, а спустя 5…7 лет уехали преждевременно состарившимися, раздражительными, нервными, больными. Немало было и таких, которые не дождались возвращения на родину и умерли в Уссурийском крае".
15 июля 1891 года было подано прошение на имя губернатора Приморской области с просьбой: открыть учреждение "для подачи медицинской помощи рабочим, занятым на постройке Уссурийской железной дороги". В этом же году была открыта первая железнодорожная больница на станции Никольская на 20 коек.
Уже 17 августа 1893 года открылось рабочее движение между Владивостоком и Никольским (Уссурийск). Это стало главным событием года. Местная газета писала: "И наши веси огласились свистком паровоза… С трепетом мы слышим эти свистки. […] Как-то не верится даже, что поезд прикатил из Владивостока за пять часов, тогда как прежде самая быстрая безостановочная езда была целые сутки".
Одновременно с этим событием было завершено строительство одноэтажного здания вокзала с привокзальными площадками. Здание это сохранилось и поныне по адресу проспект Блюхера, 5а.
Строительство Уссурийской железной дороги, прибытие первого поезда. Фото: из архива Уссурийского музея
Через год в двух верстах от села Никольского, рядом с железнодорожной станцией, началось возведение корпусов мастерских для ремонта подвижного состава: паровозов и вагонов. А в июле 1894 года инженер Федор Кнорринг известил управление Великой Сибирской дороги об окончании строительства первого деревянного здания паровозного депо на станции Никольская. В это же время газета "Владивосток" писала: "Большие мастерские в Никольском окончены вчерне, и в них приступили к установке приводов и к устройству фундаментов под станки и машины".
Главные железнодорожные мастерские станции Никольская начали работу с 1 июля 1895 года. Начинали здесь работать 110 бывших военнослужащих. Вручную, лишь с помощью примитивных агрегатов, они латали 15 паровозов. Всего же в Никольском в этот год проживало чуть более 2 тысяч жителей.
Рабочие железнодорожных мастерских. Фото: из архива музея УЛРЗ
Темпы развития железнодорожного поселка позволяют оценить несколько фактов. Так, осенью 1897 года на станции Никольская открылась первая на Уссурийской железной дороге школа, в 1899 году — первая на Уссурийском участке Транссибирской магистрали православная церковь, в 1900 году — библиотека-читальня. Во время страшной бури 15 июня 1899 года на станции Никольская град разбил 4,5 тысячи оконных стекол в мастерских и домах железнодорожников.
Поезд на Уссурийской железной дороге. Фото: из архива музея УЛРЗ
С 1 января 1903 года постановлением министерства внутренних дел станцию Никольская переименовали в станцию Кетрицево. Горожанам это не пришлось по нраву, и 16 мая этого же года собрание уполномоченных возбудило ходатайство о переименовании станции Кетрицево в станцию Никольск-Уссурийский. Два года потребовалось правительству на принятие решения, пока 26 июля 1907 года станция не была переименована.
В 1908…1910 годах в новом месте было выстроено новое здание вокзала. В нем уже были предусмотрены раздельные залы ожидания для пассажиров 1,2 и 3 классов. В здании вокзала имелся небольшой ресторан. Позже здание было перестроено, но несколько старых стен были сохранены и стали частью архитектуры нового вокзала.
Станция Никольское. Фото: из архива Уссурийского музея
С 1905 года служащие Уссурийской железной дороги стали реальной политической силой. В начале декабря 1908 года в Никольск-Уссурийских железнодорожных мастерских работало 500 нижних чинов, и еще 300 — в депо. Впоследствии, они станут основной движущей силой революционных событий, окажут значительное влияние на развитие и процветание города. Но это уже другая история.
Железнодорожные мастерские после 1917 года. Фото: из архива музея УЛРЗ
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Камни, помнящие рождение Уссурийска: познавательный тест для читателей ИА UssurMedia
От первой уссурийской школы ФЗУ до "кузницы кадров" страны: РЖДК отметил 93 года
Путь в профессию по-уссурийски: истории будущих машинистов и слесарей от первого лица