16 января. Когда-то в детстве маленький житель Уссурийска Сережа написал мелом на стене "ЦЫРК" и устроил представление для соседей — жителей небольшого барака. Зрители, смеясь, исправили ошибку в слове, а затем с восхищением наблюдали за выступлением артиста. Кумирами Сережи Ужика были клоуны Попов и Никулин. Спустя несколько лет мальчик поступил в цирковую студию "Искорка", а в 1981 году сам стал ее руководителем. И так до настоящих дней. О том, как артист стал педагогом, как учит детей любить цирк и привязывается к ним всей душой, чтобы отпустить после в свободное плавание, Сергей Павлович рассказал корр. ИА UssurMedia.
— Сергей Павлович, мы нашли в архиве заметку из газеты "Коммунар" за 1974 год: "Воспитанники детской цирковой студии "Искорка" и их руководитель В.С. Журавко приготовили к 8 Марта специальное представление. Весь вечер зрителей веселили клоуны Сережа Ужик и Юра Мосякин". Ваше увлечение цирком началось в детстве?
Весь вечер зрителей веселили клоуны Сережа Ужик и Юра Мосякин. Газета Коммунар
— Мне было 12-13 лет, когда я увидел объявление о наборе в цирковую студию. Пришел. Меня спросили: "Кем ты хочешь быть?" Клоуном, конечно!
— Почему клоуном?
— Потому как мне нравилось смешить народ. Что-то смешное скажу — все смеются. Меня это радовало. Я еще малышом в первый раз попал на цирковую программу. Мы жили в бараке, свой двор был, соседи очень дружные, друг другу помогали. Помню, я подготовил специальную площадку у дома, подписал ее словом "цирк" через "ы" и показал представление. Колесо делал, кидал предметы… В общем, уличное шапито получилось, взрослым интересно было, смеялись.
А уже когда учился в школе, пришел в цирковую студию. Там встретился с будущим товарищем Юрой Мосякиным. Валентин Сергеевич Журавко, мой руководитель, показал акробатические трюки. В библиотеке я взял книгу Олега Попова и признаюсь, не вернул ее, она у меня до сих пор сохранилась. Я читал про солнечного клоуна по несколько раз от корки до корки. Представляете, сколько времени прошло? И сейчас я своим ребятам тоже даю ее почитать.
Искорка. ИА UssurMedia
Мой сын, когда я с ним еще работал, выпускался как эксцентрик на свободной проволоке, и я увлекался свободной проволокой. Во дворе между сараями натянул трос и репетировал. Я освоил жанр эквилибр на свободной проволоке, и когда мне было 16 лет, работал на свободной проволоке как Олег Попов.
— Можно сказать, что Попов был вашим кумиром?
— Да. Я равнялся на него. Кумирами моими были и Юрий Никулин, и Михаил Шуйдин. Я читал всю литературу, которая издавалась о них. Сейчас к 80-летию Победы в Великой Отечественной войны готовлю литературную композицию с репризами Юрия Никулина. Она будет называться "Артисты цирка во время Великой Отечественной войны". К примеру, Михаил Шуйдин трижды горел в танке. Юрий Никулин — ветеран Великой Отечественной войны. Михаил Румянцев, он же клоун Карандаш, работал во время ВОВ как артист.
В детстве у меня были такие кумиры. У ребят, с которыми я занимаюсь, прививая любовь к жанру клоунада, другое мировоззрение. Они знают, кто такой Юрий Никулин, они знают всех классиков, но… Ребенку 15 лет, а в школе сверстникам стесняется сказать, что увлекается цирком. Боится, что его начнут дразнить: "А, цирк, клоун!" Цирк сегодня стал нарицательным понятием. Я замечаю это и стараюсь работать, чтобы это исправить.
Привожу пример Джеки Чана. Кто он такой? Он же и есть клоун-эксцентрик, он же акробат! Выполняет трюки, каскады, падения и так далее. И, кстати, Джеки Чан, который им нравится, окончил цирковую школу в Китае.
Хорошо, что в Уссурийске есть театры, которые дают этим подросткам понимание актерского мастерства. Стараюсь привить любовь к цирковому жанру, и когда один конкурс, второй — планка мастерства повышается, они стараются работать лучше.
Вот такие подходы ищу к ребятам, чтобы они понимали, что что жанр клоунады — это актерское мастерство, это харизма, это трюковые задачи, это владение жанрами эквилибра. Так потихонечку и работаем. Одно поколение, второе, третье, четвертое…
— Вы сразу можете понять, что у ребенка есть талант, что он будет клоуном? Или пока он маленький, еще не совсем понятно?
— Видите, если ребенок маленький, он сам по себе обладает харизмой. Да, вышел малой, одетый клоуняшкой, уже интересно. А подростку уже сложнее выполнить задачу. Поэтому все мои репризы авторские, я их придумываю, отталкиваюсь от классических вариантов, в каждой репризе присутствует трюк. В цирке есть такое понимание "его величество трюк". Если его нет, то перед нами клоун-аниматор. Ну вот как-то так.
Искорка. ИА UssurMedia
— А почему вы остались в цирковом искусстве?
— Других вариантов я не рассматривал. Уже в 16 лет мне в трудовой книжке сделали запись "артист оригинального жанра" в новосибирской дирекции цирка. Я работал свободную проволоку, эквилибром на катушках, жонглером… Объездил весь Алтайский край, Молдавию.
Когда отслужил армию и вернулся в Уссурийск, начальник управления культуры Анна Константиновна Анасенко предложила поддержать цирковой коллектив. Из-за какой-то ситуации руководитель Валентин Сергеевич Журавко ушел из цирка, и два года коллектива практически не существовало. С 1981 года мы начали работать в училище культуры (сейчас Приморский краевой колледж культуры — прим. ред.). Затем перешли в цирк.
— Вы успели с детьми поработать в Уссурийском цирке на манеже?
— Да, мы занимались в цирке. Я сделал свой спортзал. В 90-е годы коллектив был на хорошем уровне. Ребята дважды побывали во всесоюзном детском лагере "Артек", часто выезжали. Из выпускников Петя и Боря Бехарские, Сергей Денежкин, Алексей Шапошников, Дмитрий Веклич.
Искорка. ИА UssurMedia
Скажем так, ребята-"девяностики" все были талантливые, все способные. Они на другой планке работали: мы час могли делать физическую разминку и час тренироваться, отрабатывать какие-то элементы, трюки. Про современных детей этого не скажешь, другое поколение. И я, соответственно, перестраиваюсь.
Почему я малышей стараюсь выпускать на сцену? Для того, чтобы они немножко адреналина выхватывали. Не каждый ребенок выйдет перед полным залом зрителей. Свет, звук… Это же волнение.
Я всегда говорю родителям детей о том, что такой опыт полезен: чем чаще ребенок будет выходить на сцену, тем увереннее он будет сдавать экзамены в школе, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни. Ведь человек живет в коллективе, а не в виртуальной реальности.
Ребята приходят, у них моторика, координация движений потеряна, через скакалочку даже прыгать не умеют. Не все девочки гибкие, не все любят растяжку делать. Я не загружаю, я ищу в ребенке способности, чтобы заинтересовать его.
Искорка. ИА UssurMedia
Я раньше выступал с сыном Ваней. Помню, в Хабаровске на манеже работали, я ушел от поставленной задачи. Он затем сказал: "Папа, ты же должен был сделать не так". Я ответил: "Я сделал специально, чтобы ты смог сымпровизировать, чтобы в будущем, вдруг ты растеряешься, должен почувствовать, как повернуться, чтобы тебя видела аудитория манежа на 1200 посадочных мест". Я сыну уделял много внимания, и он достаточно серьезно работал. Когда поступил в ДВФУ, в коллективе "Конфетти" в лидерах находился.
— Да, я помню Ваню малышом, но он уже выполнял с вами трюки. Увлечение отца сказалось на его будущем?
— Он окончил ДВФУ, служит на корабле в должности лейтенанта. Конечно, он тоскует по цирку. Выполнил кандидата в мастера спорта по акробатике, занимался у Станислава Анатольевича Гаранина. Будучи взрослым, помогал мне в программах.
Искорка. ИА UssurMedia
— Раньше, когда в Уссурийске был свой цирк, все жители его любили, хотели, чтобы и дети тоже занимались цирковым искусством. А сейчас отсутствие здания цирка сказывается на популярности, или от этого не зависит, дети все-равно любят цирк?
— Ну, на то он и ребенок, чтобы любить цирк. И мы, взрослые, не понимая причин, берем билеты куда? В цирк. Раньше сама атмосфера цирка радовала нас, запах манежа и так далее. Сегодня у многих отношение к нему разное, оно сказывается и на лексике, и на информационном поле.
Когда я в школе учился, мне учительница сделала замечание: "Что ты кривляешься, ты же не в цирке!" А мне было обидно: "Почему она так сказала? Она же учительница".
Я такое никогда не скажу, потому что знаю, что цирк — это очень сложный труд. Здесь и хореография, и ритмика, и физическая нагрузка, и ответственность. Артист цирка всегда сам сделает что-то, проверит, встанет, попробует, тогда уже выполняется трюк.
Среди артистов цирка существует также много всяких обрядов, например, нельзя спиной садиться к манежу, нельзя свистеть, щелкать семечки, за кулисами нельзя брать чужой реквизит в руки, особенно булавы, потому что у жонглеров во время выступления все будет валиться. Я также детям пытаюсь донести, что реквизит, с которым ты работаешь, это твой друг, как ты к нему отнесешься, так и он к тебе.
Воспитанники "Искорки". ИА UssurMedia
Помню, работал с пятью катушками, пьедестал у меня был 1,20 метра. За 15 минут до представления разминаюсь, но срываюсь и падаю. Вздохнуть не могу, руку поднять не могу. Два ребра, как потом выяснилось, сломал, но представление отработал. Поэтому я своим ребятам говорю: "В цирке есть разное. Упал, поднялся, опять вперед".
— Вас радует, что дети хотят продолжать ваше дело, хотят быть артистами цирка, работать тренерами?
— Да, многие ребята хотят быть артистами, но когда сталкиваются с бытовыми проблемами, осознают, что этот груз тяжело нести. Поколение СССР работало на воодушевлении, современные дети в первую очередь считают материальную обеспеченность. Сегодня стоит другая задача перед их родителями: чтобы ребенок получил высшее образование, а там видно будет, какой цирк.
— Какие последние достижения народной цирковой студии "Искорка"?
— Второй год мы работаем с компанией Росгосцирк и Московским цирковым училищем, которые являются организаторами фестиваля "Планета Цирка" (0+). Они собирают увлекающихся цирковым искусством детей на таких площадках как Всесоюзный детский центр "Океан" в Приморском крае, в "Артеке" и проводят фестиваль. Ребята могут и отдохнуть, и пообщаться, и продемонстрировать свои таланты. По результатам конкурса "Искорка" вошла в 10 лучших цирковых коллективов страны. В декабре мы побывали на конкурсе в Хабаровске, где собрались многие цирковые коллективы.
До пандемии мы целый месяц работали на сценических площадках в восьми городах юга Китая. Коллектив вошел в историю города. О нем есть статьи в юбилейных книгах, и даже больше — мы зарегистрированы в энциклопедии творческих коллективов России. Тогда мы взяли лауреатов первой степени на конкурсе в Санкт-Петербурге и вошли в энциклопедию.
Еще раз повторюсь: сейчас другое поколение, и каждый раз прикипаешь к ребенку, вкладываешь в него душу и сердце, как говорится. А он вырастает и уходит в свободное плавание по своей специальности. Ты переживаешь, болеешь. Потом приходят другие Пети, Артемы и Вани… и опять все заново…
Смотрите полную версию на сайте >>>