4 октября. Цены на автомобили резко выросли. Новые поставки в дилерских центрах уже прибавили в стоимости после повышения коэффициентов утилизационного сбора 1 октября. А привезти машину на заказ стало дороже из-за курсов валют и общего ажиотажа. Подробно о ситуации рассказали участники рынка, сообщает ИА PrimaMedia.
Автомобили в дилерских центрах Владивостока подорожали в среднем на 150-200 тысяч рублей с повышением утилизационного сбора 1 октября. Но ещё есть возможность купить машину по старым ценам — согласно постановлению правительства, "для расчёта суммы сбора на транспортные средства, ввезённые в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать предыдущие коэффициенты".
"Старые цены" — это до 2 млн рублей за самую бюджетную китайскую модель. Например, в автосалоне "Успех-Авто" (официальный дилер JAC MOTORS в Приморском крае) 4 сентября можно было купить относительно недорогой JAC JS3 2024 года выпуска (передний привод, объем двигателя 1.6 л., 109 л.с., вариатор) за 1 949 000 рублей.
"Остался последний автомобиль. Новые поставки будут дороже. Индексация утилизационного сбора — это ещё плюс 206 тысяч рублей к стоимости машины с объёмом двигателя от 1 до 2 л", — сообщил представитель бренда.
О том, что прайсы в среднем выросли на 150-200 тысяч рублей, рассказали и в компании "Сумотори" (официальный дилер Changan во Владивостоке). "На старые поставки действуют прежние цены, но предложение ограничено", — уточнили в отделе продаж.
В то же время ценовая политика зависит от бренда. Производители могут корректировать стоимость отдельных моделей, компенсируя разницу, чтобы сделать предложение более доступным.
Примечательно, что изменения не повлияли на продукцию завода Sollers.
Утилизационный сбор взимается с 2012 года. Официально это плата за "экологическую безопасность", поскольку отслуживший своё автомобиль пускают на запчасти или утилизируют за деньги. В правительстве решили, что данную часть расходов должны покрывать импортёры, производители и покупатели.
С 2012 года утилизационный сбор индексировался несколько раз, правила расчёта менялись. А в 2024 году вступил в силу пакет изменений, который называют самым радикальным для рынка. Речь идёт о долгосрочной шкале индексации утильсбора на автомобильную и специализированную технику. То есть индексация будет поэтапной и продолжится вплоть до 2030 года. "На первом этапе с 1 октября ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года", — следует из сообщения Минпромторга.
Индексация утильсбора для машин не старше трёх лет. Таблица banki.ru (6+)
Для самостоятельного расчёта утильсбора по новым правилам и в целом таможенных платежей можно воспользоваться одним из многочисленных калькуляторов, например, вот этим (6+).
Допустим, стоимость автомобиля в Китае составила 68 тысяч юаней или чуть больше 900 тысяч рублей. Характеристики — объём двигателя 1,5, бензиновый двигатель мощностью 113 л.с., возраст машины меньше трёх лет, везётся на юридическое лицо. С учётом нового порядка расчёта утилизационный сбор составит 556 тысяч 200 рублей (ставка 20000 руб. x 27,81) плюс пошлина — 137 тысяч, НДС — 2012 тысяч рублей и другие текущие расходы. В итоге стоимость автомобиля превысит 1,8 млн рублей. А ещё прибавьте сюда наценку дилера. Раньше плата за утиль составила бы в районе 300 тысяч рублей. Отсюда и подорожание плюс 200 тысяч в дилерских центрах.
Для машин старше трёх лет коэффициент увеличился с 26,44 до 48,91. В деньгах это повышение с 528,8 тыс. до 963,8 тыс. рублей соответственно.
Коэффициент на новые модели с объемом двигателя от 2 до 3 литров вырос с 42,24 до 78,14. Для автомобилей старше трех лет — с 64 до 118,31. Таким образом, утильсбор для них увеличится с 844,8 тыс. до 1,562 млн рублей и с 1,28 млн до 2,362 млн рублей соответственно, приводит данные "Автостат" (6+).
Новый порядок утилизационного сбора распространяется на юридических лиц. "Коэффициенты будут действовать для производителей техники и для импортёров", — сообщает Минпромторг.
А вот физические лица изменения не затронули, так что большое количество покупателей могут выдохнуть. Заказывая машину из Японии или Южной Кореи, не нужно учитывать новые коэффициенты. Если вы приобретаете автомобиль для личных целей, то можете, как и раньше, платить льготный утилизационный сбор 5,2 тысячи рублей для транспортных средств старше 3 лет и 3,4 тысячи рублей — для автомобилей возрастом до 3 лет, то есть выпущенных не позднее 2022-2024 года.
Однако в целом картина складывается неблагоприятная — пострадают и предприниматели, и широкий потребитель, отмечают эксперты. Для многих юридических лиц повышение станет критическим, а это не такая уж малая доля приморского автобизнеса.
"Говорить на эту тему совсем не хочется. Варианта два — свернуть бизнес или переориентироваться на другие направления. Платить больше 300-400 тысяч утилизационного сбора за автомобиль — это уже слишком. Покупатель не будет мириться с такими ценами", — поделился мнением представитель одной из компаний-импортёров.
До сих пор во Владивостоке есть возможность выбрать автомобиль офлайн на авторынке. Эксперты считают, что новая шкала индексации утилизационного сбора добьёт этот сегмент. В том числе пострадает некогда процветающий "Зелёный угол", который несмотря ни на что всё ещё работает.
"Зелёнка и без того агонизирует, но утиль может её добить, потому что там остались старые автомобили, что-то возит небольшое количество юридических лиц, плюс малая часть "санкционки". С 1 октября ситуация ужесточилась. А учитывая, что отпали такие популярные каналы поставок, как Киргизия и Белоруссия, вариантов практически не остаётся, ничего нового уже не изобретёшь. Выбор у покупателя сужается: либо везти машину под заказ, либо идти в дилерский центр", — комментирует руководитель компании CARWIN Дмитрий Забора.