23 сентября. Максим Филиппеня из Владивостока больше 15 лет живет на две страны: зимует и работает гидом в ОАЭ, а на летний сезон всегда едет к родным в Россию. В этом году приморец впервые возвращался из Дубая не самолетом, а преодолел 16 тысяч км на своем "Мерседесе". Между точками А и Б — пять стран и немало приключений: в Ираке, например, оказались гостеприимные военные, но ехать пришлось в сопровождении броневика с пулеметом, а кое-где процесс тормозили медлительные пограничники.
Незадолго до своего отъезда в Дубай Максим Филиппеня заглянул в Уссурийск и рассказал о своем путешествии корр. ИА UssurMedia.
— Максим, расскажите, как судьба вас занесла в Дубай?
— В первый раз в Дубай попал в 2005 году, почти 20 лет назад. Мне настолько там понравилось, что я стал по факту жить на две страны. Пока здесь, в Приморском крае, дела шли очень хорошо, я улетал туда на три месяца, потом (в следующие поездки) начал прибавлять до четырех месяцев. В итоге я сейчас там живу восемь месяцев в году, а на четыре месяца я возвращаюсь на лето в Приморье.
— Почему?
— Когда там температура 50-55 градусов, треть страны просто сваливает. Даже больше. У кого собственный бизнес — они говорят до свидания и до октября просто уезжают.
Дубай удивляет, потому что туда можно возвращаться бесконечное количество раз и всегда увидеть что-то новенькое, даже если тебя там не было всего полгода. Грубо говоря, целый микрорайон там построили за пять лет — порядка 40 небоскребов "воткнули". Строят очень быстро и много.
У шейха Дубая задача такая, чтобы строить небоскребы, не похожие друг на друга. В самом Дубае только в двух микрорайонах вы можете найти похожие небоскребы. Но все остальное — это абсолютно разные здания. Там есть целый архитектурный совет. Любой архитектор мира может предложить самое бредовое здание, а шейх Дубая или Абу-Даби с удовольствием дадут возможность такое реализовать. Только условие есть: чтобы такого здания в мире больше нигде не было. Это и удивляет.
Поэтому Дубай — один из трех моих любимых городов вместе с Токио и Сингапуром. Туда я готов возвращаться бесконечное количество раз.
— Чем вы занимаетесь в Эмиратах?
— Сначала я там вообще ничем не занимался, но вот с 2017 года меня постоянно начали о чем-то просить: встретить, отвезти, помочь открыть компанию, счет или купить машину. С того времени плотно начал заниматься именно индивидуальным вип-туризмом. Показываю как роскошь, так и реальную жизнь Эмиратов. А так как постоянно просят помочь, получилось все до кучи: помогаю открывать компании, счета, покупать машины и недвижимость.
Я там не надрываюсь, у меня все на релаксе. Просто помогаю людям адаптироваться к эмиратской жизни.
Максим Филиппеня в ОАЭ. соцсети Максима Филиппени
— Будем знать, что в Дубае есть такой человек. Вернемся к вашему путешествию. Почему решили в этот раз вернуться на машине, а не на самолете, например?
— Обычно, если я прилетаю во Владивосток, я вынужден покупать себе на три-четыре месяца машину, а перед возвращением в Дубай продаю. Честно говоря, надоело. И в этом году решил: поеду и проверю, как наше таможенное законодательство в этом плане работает. Знаю, что резиденты других государств имеют право въезжать на машине, зарегистрированной в этом государстве, в страну своего проживания без уплаты таможенной пошлины. Делаю запрос в таможенный комитет, так это или нет? В ответ получил только два листа "воды", но конкретного ничего там не нашел.
В итоге меня впустили в страну на машине с арабскими номерами. Но на таможне, когда я въезжал по сухопутной границе во Владикавказ, я угробил три часа. Таможня впала в ступор. Ожидал, что меня могут просто заставить платить либо пошлину, либо пошлинный депозит в районе двух миллионов. Но в итоге вышло так, что я ничего не платил и четыре месяца катался по России с арабскими номерами. Убедился, что схема работает, хоть и с такой головной болью, а по сухопутным дорогам добраться реально, не используя никакие паромы.
— Через какие страны вы проехали?
— Проехал Саудовскую Аравию, Иорданию, Ирак, Турцию, Грузию. Можно еще было через Иран: ты заезжаешь на паром в Шарджа, к вечеру уже выгружаешься в Иране и через Иран, Армению и Грузию ты едешь в Россию.
Просто в Иране есть свои заморочки: там надо один документ — Карнет де Пассаж — оформлять, за который надо заморозить сумму на счету таможни в Арабских Эмиратах. В Иране считают, что ты можешь на их территории продать машину и уехать. Поэтому они заставляют тебя перед въездом замораживать сумму, чтобы тебе было невыгодно эту машину продавать. Допустим, за новый "Патрол" заставляют оставить 10 тысяч долларов на 3-4 месяца.
Если через Иорданию и Ирак — там Карнет де Пассаж был всего 50 тысяч рублей. Вот, они у меня там лежат, но это нестрашно. Едешь себе, проблем не знаешь.
Единственное, в Ираке фактически идет война, очень много вооруженных людей. Там нас сопровождали до Багдада: каждые 60 км перед нами ехал броневик либо "Хаммер" или пикап с пулеметом, и каждые 6 км там блокпосты. В любой момент может откуда-то прилететь.
— Вокруг вас ничего пугающего в тот момент не происходило?
— Нет, нет. Под обстрелы мы не попадали. Там просто есть один запрет: если ты не успеешь выехать с границы до шести (часов), то ночью запрещено передвигаться по территории Ирака (от границы с Иорданией до Багдада). Никаких неприятностей не случилось от слова совсем, наоборот, все лайтово.
Конечно, вдоль дороги там постоянно что-то подбитое валяется. После Багдада в сторону Турции каждый километр стоят пикапы, танки вдоль дороги. Как говорится, в любой момент там готовы воевать.
Но при этом в Ираке была самая лучшая поездка. Столько, как там, нас больше нигде не кормили и не поили чаем. Чуть ли не на каждом блокпосту люди считали, что они обязаны нас накормить, напоить. Я уже думаю: "Господи, дайте мне доехать до Турции, я устал уже пить этот чай". С нами генералы какие-то, полковники фотографировались.
Короче, русские для них желанные гости. Вообще арабский мир к русским относится очень хорошо. Для настоящих арабов на первом месте ислам, на втором — семья. Если с арабами ведем переговоры, сначала по 40 минут мы интересуемся, как дела у первой жены, у второй жены и у детей, а только потом начинаем говорить о делах. Потому-то мы в арабском мире желанные гости, потому что поддерживаем традиционные семейные ценности. Все, что происходит в Америке и Европе, они не принимают и не понимают.
Плюс, у них нет зависти: если ты богат, то ты уважаемый человек. Не как у нас, когда ты едешь на дорогой машине, а кто-нибудь тебя на "ведре" за 100 рублей подрезает и хамит еще при этом. Неважно, как ты эти деньги заработал, ты в любом случае уважаем.
— А в других странах, которые вы проехали, как отнеслись к русскому путешественнику?
— В Иордании в этом плане тоже все замечательно. В Турции, как в Ираке, тоже много военных было: когда нас останавливали, отношение с их стороны тоже было шикарное, дружелюбное. И чаек тоже предлагали пить. Только приходилось включать онлайн-переводчик, потому что они ни по-английски, ни по-русски не общались.
Я так понял, что люди, которые живут под пулями, наслаждаются каждым своим днем. И у них отношение такое же: видят, что ты на машине через полмира едешь, и уже готовы тебя кормить-поить, послушать твои рассказы, потому что им это интересно. Но когда мы начали подъезжать туда, где побольше русских, там оказались не такие дружелюбные люди.
В Грузию заезжали: бедный грузин на границе 20 минут не мог понять, почему я, русский, еду на арабской машине. То есть у него разорвался шаблон, почему я не с российскими номерами. Позвал другого грузина, они оба не знали, как вбить арабскую машину. Когда я выезжал из Грузии, там опять возникла заморочка: на въезде все-таки неправильно забили мои номера. Но, конечно, в Грузии все, кто старше 40, говорят на русском, поэтому проблем нет с общением. Молодежь, к сожалению, по-русски не разговаривает в большинстве случаев.
Если честно, в Грузии кроме еды и видов природных больше смотреть не на что, на мой взгляд. Что осталось от Советского Союза, так оно все и стоит до сих пор: сборище старых "хрущевок", построенных Бог знает когда, изрисованных всякими надписями, граффити. Даже исторический центр весь в каляках-маляках — вот, что нас убило.
— Только в Грузии такой казус на границе произошел?
— Нет, со стороны Грузии границу ты проходишь быстро. А вот прохождение границы Грузия — Россия у нас заняло аж семь часов. Ладно, до этого в Ираке мы на четыре часа застряли, но мы на трех машинах ехали (со мной ехали парни, они в Багдаде остались, а дальше я один). Там было понятно, почему так: пока въездные визы на шесть человек оформили, разрешение на передвижение, согласование с военными. Естественно, работники по кабинетам, как электровеники, носились.
А наши (пограничники), когда мы приехали, в один прекрасный момент просто на полтора часа ушли на перерыв. Да, потом заработало семь линий пропуска, но представьте: на полтора часа граница закрыта. Люди в нейтральной зоне все это время в машинах сидели. Ладно, лето еще было, а зимой как? Лавина может накрыть в любой момент, а у них обед. Точнее, пересменка. И такое постоянно, как я успел заметить. В аэропорту Шереметьево, например, то же самое.
В Эмиратах этот процесс отлажен. Если они видят, что собирается толпа, добавляют людей. Разгрузили толпу и ушли обратно по кабинетам. Им не надо, чтобы сотни человек стояли. В дни с большой нагрузкой людям пишут, просят приехать не за три часа до вылета, например, а за четыре. Думаю, у наших органов тоже возможность добавить людей, когда собираются толпы. Но "извините, у нас обед".
А в целом поездка оказалось очень легкой и абсолютно ненапряжной. Особенно в той же Турции. Там шикарные виды: мы проехали несколько рек, ущелье было. Кстати, надо отдать должное, в Турции оказались очень даже неплохие дороги. Даже на так называемых сельских дорогах был хоть и убогий, но асфальт.
— Кстати, об асфальте: насколько хороши заграничные дороги, если сравнивать с нашими?
— Дорога-то, в принципе, везде асфальтирована по всем 16 тысячам км, которые я проехал. У нас, конечно, фуры очень сильно разбивают дороги. Многие едут с перегрузом, убивая асфальт. Есть такое явление, что если ты едешь и колесом держишься правого края, там бывают такие нехилые ямы. Есть секрет при передвижении по нашей стране: надо ездить именно в конце августа, в сентябре-октябре. В мае-июне куча ям. За лето обычно все заделывают, и дорога в целом нормальная.
К сожалению, мозги мне вынесла дорога именно здесь, в Приморье. Самый паршивый отрезок оказался от Лучегорска до Лесозаводска, где асфальт просто разбабаханный. Второй такой отрезок — от Спасска до Черниговки. Там все 30 лет, сколько у меня права есть, всегда был и остается кошмар. И третий отрезок — от Уссурийска до поворота на Раздольное, это сейчас там все разворотили. Сколько ездил по стране, никогда не понимал, зачем надо разбивать 20-30 километров дороги, а потом годами это все заделывать. Потому люди там и резину теряют, и стекла бьют. В общем, мне так и осталась непонятна логика наших дорожников.
Но в целом дорога везде заасфальтирована. Единственное, очень большой поток фур пошел. С востока на запад целые колонны едут. Кто на дизельной машине, им, бедненьким, приходится очень туго. За солярой на заправках выстраиваются большие очереди из фур. Каждая заправляет по нескольку сотен литров, и даже если ты десятым в очереди встанешь, угробишь минимум два часа.
Поэтому фуры — это был самый раздражающий фактор. Обгонять по две-три фуры, когда они в колонну выстроятся, очень нудно. А если впереди ремонт дороги. К счастью, от Москвы до Владивостока всего штук пять участков набралось, где ремонт идет. Кстати, еще один секрет: если знаешь, что ремонтируют дорогу, лучше ехать ночью. Все фуры с 11 часов спят.
— Даже в Ираке дороги не такие?
— Учитывая, что в Ираке уже 30 лет назад война прошла, там они до сих пор хорошие. Их когда-то строили на века. До Багдада дорога была идеальная. Конечно, несколько воронок от снарядов было, но они закопаны. Только фонари все повалены к чертям, их нет нигде. Видно, что на танках через дороги переезжали, все леера загнуты. "Весело", одним словом.
— Как ваш "Мерседес" себя чувствует после такого вояжа?
— Прекрасно. В нем же двигатель-миллионник, так что это вечная машина. Она еще лет 10 отъездит, с ней никаких проблем. Единственное, она чувствовала, когда бензин не очень хорошего качества. В Ираке он был дешевый, по 20 рублей. В итоге машина подтраивала, пока я не спалил весь иракский бензин. Видимо, он был не очень хорошо очищен. Для сравнения: в Эмиратах бензин 80 рублей, в Саудовской Аравии 55-60 рублей, в Ираке от 20 до 60. В Турции уже 135 рублей, в Грузии 100 рублей. У нас по всей стране средняя цена 57 за 95-й бензин.
Никаких ремонтов не понадобилось. Мне только ТО сделать, масло поменять, свечи проверить и обратно, в Дубай.
— Возвращаться будете на той же машине и тем же маршрутом?
— На том же "Мерседесе", да. Только я хочу обратно поехать через Иран. Там бензин вообще пять рублей стоит. Расходы в Иране будут только за паром — долларов 200. В общем на бензине сэкономлю, но те же деньги отдам.
— Если не секрет, в какую сумму встало такое путешествие?
— Только на бензин ушло примерно 120 тысяч рублей, если переводить на наши деньги. Отели я не считаю, потому что с ними по-разному было — примерно 100-200 долларов. В России самый дорогой отель был в Новосибирске — 6 тысяч за ночь. Пермь и Улан-Удэ — 4 тысячи рублей. Еду тоже считать, думаю, нет смысла: это копейки, а в Ираке нас вообще бесплатно кормили.
Так что основная статья расходов — это бензин. Прибавляем пошлины, визы. Все вместе около 180 тысяч рублей получилось. То есть километр пути обошелся в 10-15 рублей. Считаю, шесть стран за такие деньги — это смешно. Один Таиланд дороже обойдется (улыбается). Единственное, здесь надо любить дорогу и понимать заранее, выдержишь ли ты подобное путешествие.
Смотрите полную версию на сайте >>>