2 июня 2021. Цены на бензин на Дальнем Востоке растут практически без остановки. Почему так происходит изданию AmurMedia рассказал руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза, кандидат экономических наук Григорий Баженов.
Как рассказал эксперт, рост цен на автомобильный бензин регистрируется с декабря 2020 года и продолжается по сей день. Тому есть несколько причин.
Ключевым драйвером биржевых, а следом и розничных цен, стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Нетбэки — индексы, показывающие, сколько должна стоить тонна нефтепродуктов на внутреннем рынке, чтобы производителю было безразлично поставлять продукт на внутренний или внешний рынки. Если нетбэк выше внутренней цены — экспортная поставка выгоднее, товар уходит из страны, а биржевые цены корректируются на повышение. Ниже — наоборот.
По мнению Григория Баженова, нетбэки выросли по следующим причинам:
Ко всему этому следует добавить, что оптовые цены, обычно низкие в период с ноября по март, достигли летних значений уже в феврале 2021 года. Сейчас у нас наступил сезон высокого спроса (середина весны — начало осени), что дополнительно увеличивает оптовые цены, но уже со стороны потребления. Рост оптовых цен транслируется в розничный сегмент.
Также мы спросили Григория Александровича, почему Хабаровск стал лидером по скорости роста потребительских цен на бензин.
По словам экономиста, причины этого заложены в специфике дальневосточного топливного рынка. В частности, Григорий Александрович выделяет особенности этого рынка:
Во-первых, на 11 регионов Дальнего Востока приходится лишь два нефтеперерабатывающих завода — Комсомольский и Хабаровский НПЗ, и их совокупный объем производства автомобильного бензина меньше, чем объем совокупного потребления. Короче говоря, регион нуждается в дополнительных поставках товарного бензина из других регионов России. Однако, и это во-вторых, удаленность других НПЗ весьма значительна, что выступает причиной высокого железнодорожного тарифа на доставку топлива в направлении Дальневосточного федерального округа, который делает нецелесообразной с экономической точки зрения приобретение независимыми АЗС товарных нефтепродуктов у производителей других регионов России.
В-третьих, нефтепереработка и топливная розница России сегодня испытывают на себе серьезное давление со стороны регуляторной и фискальной политики, что снижает инвестиционный потенциал этих секторов.
В-четвертых, недостаточные объемы нефтепродуктов, выставляемых с Комсомольского НПЗ на биржевые торги (продукция Хабаровского НПЗ на биржевые торги не выставляется), что затрудняет приобретение свободных объемов независимыми операторами.
И, наконец, значительная удаленность населенных пунктов от мест выдачи топлива (г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск), что удорожает логистику доставки нефтепродуктов в отдаленные населенные пункты Дальневосточного федерального округа, что также влияет на конечную розничную цену топлива, — добавил Григорий Баженов.