В МВД России разработали новые правила учета и сбора статистики о дорожных авариях. Уже с 2021 года на каждое ДТП будут оформлять электронную карточку. При этом в официальную статистику теперь попадут не все происшествия.
Так, исключить оттуда предлагается аварии, которые лишь косвенно связаны с автомобилями, поясняют в МВД. Попадать в нее теперь будут только данные о ДТП, произошедших на дорогах общего пользования из-за нарушения правил. Но и здесь есть исключения, говорят в ведомстве.
Например, в статистику не будут включать происшествия, которые случились "в результате действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять принудительную остановку транспортных средств".
Исключат оттуда также сведения о погибших или пострадавших во время культурно-зрелищных или иных публичных мероприятиях с использованием транспортных средств, а также несчастные случаи при съемках фильмов и проведении театрализованных мероприятий.
Не попадут в статистику ДТП и случайные падения пассажиров общественного транспорта. Но речь идет лишь о тех случаях, когда водитель не нарушал ПДД, а также не были повреждены транспортные средства и сооружения.
Предполагается, что на каждое ДТП будет заводиться отдельная электронная карточка. Данные для базы будут предоставлять владельцы автомобильных дорог, Российский союз автостраховщиков, медицинские организации, а также юридические лица и предприниматели, которые владеют транспортными средствами.
Ожидается, что единый порядок учета ДТП по всей России позволит снизить нагрузку на региональные отделения ГИБДД. А также поможет ведомству выйти на показатели, установленные в рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения".
Введение нового порядка поддерживают многие эксперты. За систематизацию учета аварий выступает, например, координатор общественного движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.
"Статистика действительно должна быть более точной, потому что искаженные данные мешают принимать адекватные решения. Например, на МКАД случилось ДТП, люди вышли из машин, их сбил грузовик. В статистику погибшие попадают как пешеходы. Из-за этого начинают бороться с бегающими на МКАД пешеходами, в то время как проблема совсем в другом", — поясняет Шкуматов.
Поддерживает предложение МВД и эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева. В общий учет будут включать все ДТП, даже мелкие. Например, притертые во дворах машины, поясняет юрист. Но в статистику попадут только аварии с погибшими или раненными. При этом эксперт полагает, что некоторые ситуаций все же нельзя исключать из этого перечня.
"Правильно, если общую картину не будут портить случаи, когда водители, например, заводят мотор на передаче и врезаются в другую машину, — это формально никак не связано с деятельностью органов власти, отвечающих за организацию движения, они не могут повлиять на такие ситуации. Но есть такие ситуации, когда инспекторы ГИБДД устраивают погоню, не включают сирены и в них случайно врезаются гражданские автомобили. Такое происходит нередко, почему в ГИБДД считают, что это теперь можно исключить из статистики? Или нарушение правил сцепки-расцепки. Да, водитель может плохо закрепить прицеп, он может укатиться на светофоре. Но если в него въехал лихач, который полетел на красный, — так тоже бывает", — приводит мнение Соловьевой "Autonews".
Напомним, ранее стало известно, что ГИБДД хочет убрать с российских дорог агрессивных водителей. Именно такую манеру езды зачастую демонстрируют те, кто не спешит оплачивать штрафы за нарушение правил, считают в Госавтоинспекции. Поэтому ГИБДД готовит новую проверку водителям. В регионах инспекторы должны будут отслеживать машины неплательщиков по камерам, а для "решения проблем" привлекать службу судебных приставов. Автомобиль необходимо остановить, а затем вызвать на место представителя ведомства.