Арсеньев В.К.
Фото: Из открытых источников

Уссурийские краеведы установят доску памяти исследователя Арсеньева в Кремово

Что связывает Кремово и исследователя Уссурийского края?

Общество

14.10.2019

Представители Уссурийского общества краеведов продолжают работу, направленную на популяризацию наследия Владимира Клавдиевича Арсеньева и увековечение его памяти на основных маршрутах экспедиций этого выдающегося исследователя. В селе Кремово, где в 1912 году Арсеньев побывал со своим отрядом и задержал хунхузов, на здании местной школы краеведы запланировали установить мемориальную доску, сообщил ИА UssurMedia военный писатель, лауреат премии им. В.К. Арсеньева Василий Шевченко.

"В 1912 году, в соответствии с общим планом выселения из края "безбилетников" (лиц без документов), борьбы с бандитизмом и незаконными промыслами в Уссурийской тайге, губернатор Приамурского края Николай Львович Гондатти отдал распоряжение подготовить очередную, более продолжительную и опасную, чем в 1911 году, экспедицию. Начальником был назначен Владимир Арсеньев. Район действий включал Никольск-Уссурийский, Ольгинский, Иманский уезды и Заольгинский стан.

13 января 1912 года Арсеньев представил Гондатти проект экспедиции 1912-1913 гг. Губернатор утвердил документ и решил направить отряд в Южно-Уссурийский край, в том числе на реку Иман (Большая Уссурка).

Это обосновывалось тем, что зимой и ранней весной активность хунхузов (краснобородых бандитов) сильно возрастала именно в этом районе. Получив соответствующие указания, Владимир Клавдиевич приступил к подготовке поисковой экспедиции.

В середине февраля он доложил губернатору конкретный план по формированию отряда, предназначенного для решения поставленных задач. В документе Арсеньев отметил, что, по его мнению, которое основывалось на результатах работы в 1906-1910 гг. и "секретной экспедиции" 1911 г., банды главным образом концентрировались вблизи мест компактного проживания китайского и корейского населения. Это давало возможность хунхузам и "безбилетным" браконьерам своевременно получать достоверные сведения о предстоящих "зачистках".

Владимир Клавдиевич был наделен большими полномочиями. По предъявлению предписания, без суда и следствия имел право арестовывать подозрительных лиц, отбирать оружие и боеприпасы, опиум, незаконно добытую пушнину и т.д., а также применять оружие в случае вооруженного сопротивления бандитов или в ходе их преследования.

Начальник экспедиции сразу же занялся отбором кандидатов для зачисления в отряд, получением и закупкой снаряжения. В состав экспедиции кроме стрелков и казаков были включены переводчик А. Шильников, препаратор Александр Клавдиевич Арсеньев (брат Владимира Клавдиевича), а также "нижние чины" – городовые из Управления полиции Владивостока, лесники из Ольгинского уезда. Кроме того, начальнику экспедиции оказывали помощь проводники М. Самусенко и С. Дьячок, пристав и помощники лесничих из села Анучино. В ходе зимнего этапа этого похода участие принимал удэгеец Сунцай Геонка.

Для поиска и задержания бандитов Владимир Клавдиевич выписал из Владивостока служебную полицейскую собаку по кличке Банзай, которую позже стали называть Хунхузом.

В конце марта 1912 года Арсеньев прошел у генерал-губернатора Приамурского края Н.Л. Гондатти последний инструктаж и получил в канцелярии Штаба округа "Предписание на выполнение с 6 апреля 1912 года особых поручений…". В своем путевом дневнике 1912 года В.К. Арсеньев отметил, что сборным пунктом для отряда было назначено с. Кремово (на карте 1888 г. значится как деревня Кремовка; теперь в Михайловском районе).

6 апреля 1912 года он выехал во Владивосток для завершения подготовки к выступлению. 10 апреля Владимир Клавдиевич прибыл в Никольск-Уссурийский для встречи с местным руководством, дозакупки предметов экипировки и продовольствия. Во время пребывания в городе помощник Арсеньева по материальному обеспечению приобрел на местном Скотном базаре шесть лошадей.

К 15 апреля в Кремово прибыл сам начальник экспедиции и члены экспедиции. Отряд находился в селе с 16 по 22 апреля: подгоняли снаряжение, проводили объездку лошадей, пополняли продовольствие и снаряжение, изучали предстоящий маршрут следования от Кремово – до бухты Ольга и встречались с местными жителями.

В селении Арсеньев побеседовал со старостой, известными охотниками-тигроловами и группой крестьян. Узнав, где скрываются бежавшие от преследования хунхузы, отряд, разделившись на две группы, в вечернее время при помощи местных проводников и двух полицейских устроил засаду. Благодаря умелому руководству и четкому взаимодействию были арестованы 12 хунхузов, двух из них в перестрелке ранили городовые. Так же были захвачены трофеи, в том числе пять единиц огнестрельного оружия (чупаз – китайское название, правильно – чупаоцзы, дословно: устройство, выплескивающее взрыв, – прим. В.Ш.).

Кроме того, в Кремово Арсеньеву пришлось провести разбирательство по вопросу о неправильном поведении учителя местной церковно-приходской школы М. Кетюченко. Между ним и крестьянами "постоянно возникали недоразумения и ссоры, выливавшиеся в виде газетной полемики". Учитель за взятки, получаемые от богачей, набирал для обучения лишнее число учеников (лимит 24 человека). Дети же из бедных семей не могли получать образование. Работавшая в этой школе до Кетюченко учительница вела уроки для 70 человек. Одновременно она бесплатно обучала грамоте взрослое население. В своем донесении губернатору 24 апреля 1912 года Арсеньев сообщал: "Так как Кетюченко расположением крестьян не пользуется, то… следовало бы убрать его на другое место, а в Кремово назначить другого учителя". Это ходатайство было поддержано властями.

Наряду с этим в Кремово Владимир Клавдиевич уточнял топографическую карту, изучал местность и вел дневник.

По завершению подготовки, днем 22 апреля отряд выступил из Кремово двумя дорогами. Обоз пошел на деревню Осиновку, а затем к реке Лефу (Илистая). Остальные вместе с Арсеньевым отправились пешком через горы прямо к Лефу. Здесь отряд едва не столкнулся с хунхузами.

В ходе экспедиции для сопровождения арестованных преступников, доставки отобранного оружия и опия из районов действия Арсеньев всегда назначал только тех полицейских, на которых мог полностью положиться.

Уссурийские краеведы, осуществляя последовательную подготовку к юбилейным мероприятиям (в 2022 году исполнится 150 лет со дня рождения открывателя Уссурийского края, а также в знак уважения к заслугам Владимира Арсеньева и в память о его пребывании в Кремово, приняли решение установить в селе памятную мемориальную доску.

Школа с. Кремово

Школа с. Кремово. Фото: с сайта https://kremschool.ucoz.ru/

Предлагаемый текст может быть следующего содержания: "В период с 16 по 22 апреля 1912 года в с. Кремово находился отряд капитана Арсеньева В.К., направленный властями для борьбы с бандитизмом и незаконными промыслами в Уссурийской тайге".

194356
Общество