Что там с СБКТС: введение угрожающих правому рулю требований могут перенести на год

В Приморье действует только две лаборатории, имеющие общего собственика
Ввоз японских автомобилей в порт Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia

Введение в действие нового ГОСТа "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия" никак не может настолько повысить издержки лабораторий, торгующих сегодня свидетельствами о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС), чтобы стоимость элементарной процедуры и бланка составляла 10 тысяч рублей с ввозимого в Приморье авто. Тем более ни на чем не основаны упорно распространяемые коммерсантами "прогнозы", согласно которым стоимость СБКТС в июле вырастет до 50 тысяч рублей – опять-таки из-за введения нового автоГОСТа. В основе ситуации, будоражащей автомобилистов и резко ухудшающей качество жизни в регионе с и без того высоким оттоком населения – элементарные "пиар-ходы", откровенная спекуляция и недостаточно развития конкуренция на рынке выдачи свидетельств.

Напомним, что, как ранее сообщалось в СМИ, в ожидании новых правил осмотра машин продавцы свидетельств о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС) в Приморье повысили цены в два раза: если в апреле гражданин мог оформить свидетельство за 5-6 тысяч рублей, то в мае люди платили уже по 10 тысяч. По оценкам ряда экспертов, такой бизнес приносит лабораториям до 150 млн рублей в месяц. При этом аппетиты продавцов только явно этим не ограничиваются: представители компаний, выдающих СБКТС, утверждали, что через месяц их услуги будут стоить уже около 50 тысяч рублей.

Жители региона, естественно, обратились к властям региона, ведь бланк, подтверждающий безопасность транспортного средства, просто не может стоить таких денег. Процедура, поясним, такова: сотрудники лабораторий изучают не сам автомобиль, а его фото – с целью установить, что ввозится автомобиль серийного производства и что в нем нет конструктивных изменений, влияющих на безопасность. Это – прямой аналог технического осмотра в центре инструментального контроля, который сегодня стоит менее 2 тысяч рублей.

Между тем ранее, напомним, СБКТС стоил всего 500 рублей. По всей вероятности, эта стоимость могла не устраивать компании, которые зарабатывают на осмотрах машин и выдаче бланков. И не случайно, что фирмы, торгующие "интернет-осмотром", анонсировали следующее повышение цен на июль. На фоне ожидания введения ГОСТ была запущена "легенда", согласно которой приобретение оборудования для лаборатории по "новым правилам" может обойтись в 30 млн рублей.

Однако начать продавать бланки по анонсированным запредельным ценам не удалось. После взрыва возмущения в регионе Росаккредитация провела в конце мая совещание, и на нем выяснилось, что о новом ГОСТ было известно давно, но компании явно намеренно решили "обострить ситуацию" и подогреть ажиотаж. Стоимость же приобретения оборудования не превышает 3 млн рублей, а открыть такую фирму "с нуля" и получить сертификацию можно за 6 млн рублей.

Не исключено, впрочем, что этот рынок уже, что называется, "поделен". В Приморье почему-то всего две лаборатории прошли аккредитацию. Точнее, ранее их было три, но у одной компании, работающей по более-менее низким ценам, аккредитация была приостановлена по некоей жалобе. А вот жалоб на ООО "Серт-Лаб" и ООО "Серттрон-ДВ" почему-то нет. Что интересно, эти компании имеют общего собственника и имеют практически одинаковый юридический адрес.

Также отметим, что, по словам представителей компаний, зарабатывающих на СБКТС, для таможенного оформления необходимо будет отвезти на эвакуаторе автомобиль к лаборатории, провести экспертизу, доставить на эвакуаторе автомобиль обратно в таможню вместе с уже полученным сертификатом, а уж затем – начинать оформление.

Однако озвученные иными коммерсантами "невообразимые трудности" как-то не находят подтверждения в нормативной базе. На заседании Общественного совета при Росаккредитации прозвучала совсем другая информация, согласно которой сотрудники лабораторий должны производить углубленный осмотр машины с использованием средств инструментального контроля только при условии, что в серийной машине уже есть изменения. То есть — если кто-то купил тюнингованную машину или автомобиль, в котором уже есть другие конструктивные "навороты". По статистике, на Дальнем Востоке в общем количестве ввозимых авто таких "измененных" машин — менее 1%. Степень и глубину их осмотра лаборатории должны определять сами, впрочем, как и индивидуальную стоимость осмотра таких нетипичных автомобилей. А если, повторимся, гражданину купил и привез заводской серийный "Приус" или "Хонду", то "гонять" машину на стенде не нужно, она просто осматривается и на основании этого осмотра эксперт делает свои выводы.

Утверждения же, что Россакредитация якобы будет следить за процедурой выдачи СБКТС, как выяснилось, вообще не имеют под собой никаких правовых оснований. За соблюдение лабораториями ГОСТа отвечает вообще-то Росстандарт, поэтому информация о том, что Росаккредитация разместит на осмотровых площадках своих специалистов, может являться очередным "пиар-ходом", направленным на запугивание населения и, в конечном итоге, на сохранение высоких цен на услугу.

Между тем, сама ситуация демонстрирует, что административными ограничениями регулятора, мешающими развитию конкуренции на российском рынке выдачи СБКТС, умело пользуются лаборатории, уже на этом рынке закрепившиеся: меньше игроков – выше цена на бланки. И только давление общественности заставляет регулятора делать соответствующие "движения" — например, после скандала с повышением цен восстановилась аккредитация одной из компаний. При этом у приморцев все чаще возникает вопрос: почему таких лабораторий в крае всего три, а не, допустим, 10?

Пока же по новому стандарту во Владивостоке может работать только одна лаборатория – ООО "Серт-Лаб". Но в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация) на разных стадиях рассмотрения находятся заявления от шести испытательных лабораторий, три из которых готовы работать именно во Владивостоке. Всего же в России пока всего 15 лабораторий, которые уже имеют право испытывать транспортные средства по новому ГОСТ. Если поток автомобилей, ввозимых из Японии, останется на прошлогоднем уровне, на рынок могут прийти и 10, и 15 компаний, и цены тогда могут упасть до 2 тысяч рублей.

Между тем участники рынка сегодня говорят, что на уровне "слухов" идет информация о том, что Минпромторг переносит срок введения новых правил сертификации "единичных" автомобилей как минимум на 1 год. Как сообщают специализированные порталы, связано это может быть как раз с неготовностью инфраструктуры на Дальнем Востоке, при этом Минпромторг располагает данными о том, что один только "анонс" новых правил привел к двукратному подорожанию СБКТС.

Очевидно, что вне зависимости от того, будут ли отложены сроки введения ГОСТ или же нет, единственным инструментом стабилизировать ценообразование на рынке выдачи СБКТС должен стать общественный контроль и пристальное внимание к рынку Федеральной антимонопольной службы. Ясно одно: процедура осмотра машины должна быть реально доступна для общественных организаций и физических лиц. Если уж правительство не может совсем отменить СБКТС, то оно в любом случае должно следить за тем, чтобы фирмы не наживались на людях, которые и без того долго копили деньги на приобретение хотя бы поддержанного автомобиля. А доступность пусть не новой, но вполне безопасной и надежной в эксплуатации автотехники, — один из ключевых факторов, удерживающих от оттока из регионов Дальнего Востока тысячи людей

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia