София Шагинян: Наша миссия – научить и вдохновить авторов социальных проектов

Руководитель программ фонда "Навстречу переменам" – о конкурсе проектов, историях успеха и инновациях в социальном предпринимательстве
Руководитель программ фонда "Навстречу переменам" София Шагинян. Фото: ИА PrimaMedia

Фонд поддержки инициатив в сфере детства "Навстречу переменам" на прошлой неделе провел для НКО и гражданских активистов Приморского края занятия школы по социальному предпринимательству. Руководитель программ фонда София Шагинян рассказала приморцам о всероссийском конкурсе, победители которого получат до 1,2 млн рублей. Заявки на конкурс желающие могут подать до 21 июня 2019 года.

Корр. ИА PrimaMedia побеседовал с Софией о критериях оценки конкурсных проектов, миссии Фонда и его партнерстве с телекоммуникационным оператором Tele2 в области благотворительности и продвижения социально значимых проектов по всей стране.

— София, фонд "Навстречу переменам" провел в Приморье для представителей НКО и социальных активистов интенсивное обучение, два дня вы работали в Арсеньеве и два – во Владивостоке. Почему для фонда так важно встречаться с потенциальными участниками конкурса лицом к лицу?

— Мы совместно с фондом местного сообщества собрали социальных предпринимателей, представителей некоммерческого сектора и тех, кто еще не понимает свой статус, но испытывает желание участвовать в решении социальных проблем. Такие "неопределившиеся" – это совершенно нормально, и школа, которую мы проводим в регионах, по сути, помогает людям лучше понять, какую проблему они решают, кто те люди, для которых они работают, кто готов финансировать эту деятельность.

Важно отметить, что в рамках нашего конкурса для социальных предпринимателей, мы ориентируемся на стартапы – проекты, сроком действия до 3 лет, которым действительно нужна помощь на начальном этапе. И дело даже не в сроке существования проекта, а в его стадии развития. Если проект "стоит на рельсах", понимает, как ему развиваться и масштабироваться, то мы и не будем ему особенно полезны.

1 / 3

— Что важнее для вас – сам проект или личность его автора?

— Здесь, как мы считаем, важно все: и сам проект, и личность того человека, который его придумал и реализует. Отдельно проект без его лидера мы не рассматриваем. Даже в критериях конкурсного отбора у нас есть отдельный блок, который называется "Личность заявителя".

Наши поездки в регионы – это ведь история не только про то, чтобы рассказывать о фонде и о конкурсе.

Наша миссия здесь шире: мы стараемся вдохновить людей, у которых есть желание менять мир и решать социальные проблемы, научить их тому, что знаем.

— Вернемся к конкурсу. "Личность заявителя" один из критериев оценки конкурсантов. Каковы другие?

— Второй блок критериев – про проблему, которую решает автор. Это должна быть актуальная, острая проблема, которая затрагивает жизнь детей. Необходимо, чтобы автор проекта показал в заявке и в дальнейшем общении, что проблема реально существует, этому есть статистическое или иное надежное обоснование.

И, наконец, последний блок критериев – про само решение проблемы. Мы оцениваем эффективность решения, потенциал финансовой устойчивости и его новизну. Например, если в вашем городе уже есть несколько реабилитационных центров, а вы создаете еще один – вам необходимо очень ясно обосновать, в чем его отличие от других центров, в чем ценность для благополучателей.

1 / 3

— Конкурс в этом году проводится в трех номинациях. В чем их особенности и что ждет конкурсантов в итоге?

— Первая номинация для локальных проектов. Здесь мы принимаем заявки из населенных пунктов с населением до 150 тысяч человек. Это могут быть и небольшие города, и села, и деревни. Как раз приморский Арсеньев с населением 50 тысяч человек под эту номинацию подходит. Когда мы там работали, город показал очень приличную активность: несколько десятков человек приняли участие в нашей школе. Вообще, эта номинация была придумана для того, чтобы люди из небольших населенных пунктов понимали, что у них есть реальный шанс на победу в конкурсе и не боялись подавать заявки.

Вторая номинация – Digital. Это номинация для проектов, которые используют интернет-технологии для решения социальных проблем. Это могут быть, например, приложения, обучающие видео, которые выложены в Интернет, специализированные порталы и т.п.

С каждым годом увеличивается количество digital-проектов, даже среди 10 проектов-финалистов в прошлом году пять были digital. Мы поняли, что таким проектам просто нужна отдельная номинация – со специальной экспертизой и программной поддержкой.

И, наконец, третью номинацию мы назвали "Инновационный". Эта номинация для проектов, имеющих компонент новизны (в самом решении или бизнес-модели) в масштабах города, региона или страны. Эта номинация для заявителей из населенных пунктов, где живет больше 150 тысяч человек. Проекты, которые нацелены на масштабирование, при прочих равных, будут иметь больше шансов на победу.

Что касается сроков и этапов конкурса, то мы, как вы знаете, принимаем заявки по 21 июня этого года включительно (по московскому времени). Заявки будут рассматриваться в соответствии с критериями конкурса. Летом и осенью наш фонд и представители компаний-партнеров – а это, прежде всего, мобильный оператор Tele2 – проведут очные собеседования-интервью. И в конце ноября в Москве состоится финал конкурса, где представители фонда, жюри из числа топ-менеджмента компаний-партнеров и – вы не поверите! – детское жюри – выберут победителей в каждой из номинаций. Победители конкурса получат грант до 1,2 млн рублей на реализацию своих проектов.

Финалистам конкурса предстоит в ноябре выступить с презентациями – рассказать о себе, о потенциале проекта, раскрыть жюри бизнес— и финансовую модель. Отмечу также, что

все полуфиналисты в ходе конкурса получают возможность участвовать в наших обучающих семинарах, а финалисты – в программе профессионального развития "Инкубатор", где помощь проекту окажут наставники из компаний-партнеров, например, Tele2. Финалисты могут участвовать в программе от 1 до 3 лет.

— Партнерство фонда "Навстречу переменам" и Tele2, надо понимать, носит стратегический характер?

— Tele2 поддерживает нас финансово, предоставляет наставников и консультантов из числа сотрудников компании.

Кроме того, Tele2 продвигает проекты наших конкурсантов с помощью благотворительного сервиса (18+) для своих абонентов, идея которого, кстати, принадлежит сотруднику оператора. С помощью этого сервиса абоненты-физлица Tele2 могут каждый день добровольно перечислять со своего счета небольшую сумму в фонд. И каждую неделю подписчику сервиса присылают истории наших участников и их проектов.

— А какие это могут быть истории? Например, в Приморском крае уже есть проекты, получившие поддержку фонда?

— Приморье в конкурсах предыдущих лет уже дало нам несколько человек, вышедших в полуфинал, участники представляли Владивосток и поселок Славянка.

Одна из таких участников – известная в крае Ольга Богушева, руководитель реабилитационного центра "Лео" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ольга создала этот центр в 2017 году, развивает его, она очень успешна в привлечении грантовых средств. Проект устойчив финансово: для расширения и развития они используют гранты, а для поддержания постоянной деятельности – набор платных услуг.

Смысл здесь в том, что попробовать себя в нашем конкурсе может любой человек, который хочет делать жизнь детей лучше и нацелен на устойчивое развитие.

В ходе глубинных интервью с участниками программы "Инкубатор" мы выявили, что заполнение заявки – очень полезная часть программы. Так что я бы посоветовала подавать заявку всем желающим.

— А есть ли более масштабная история – из тех, которые могут и вдохновить ваших потенциальных конкурсантов, и дать им какие-либо подсказки и лайфхаки для победы в конкурсе?

— Есть такая история. В конце 2015 года заявку на конкурс подали Алла Маллабиу и Зоя Бойцева– мамы детей, родившихся с нарушением слуха. Алла и Зоя успешно реабилитировали своих детей. Однако им было важно помочь таким же как они – родителям, которые столкнулись с проблемой и не знают, что им делать и куда обратиться за помощью. Ведь 90% детей с нарушенным слухом рождаются в слышащих семьях, и это всегда неожиданность.

Алла и Зоя подали заявку с идеей театральных реабилитационных постановок для детей после кохлеарной имплантации.

На отборочных этапах они доработали идею и выиграли конкурс. За 3 года они реализовали более 10 программ помощи детям с нарушенным слухом, и некоторые из проектов стали инновационными не только для России, но и для мировой практики, например, проект дистанционной реабилитации после кохлеарной имплантации, доступный даже для жителей отдаленных городов и деревень.

Эта история – очень хороший пример того, как из намерения и идеи получается решение, полезное для большого количества людей.

От ИА PrimaMedia отметим, что в 2018 году конкурсе фонда поддержки инициатив в сфере детства "Навстречу переменам" приняли участие 298 социально-предпринимательских проектов, направленных на помощь детям. За все время существования фонда в России (с 2012 года) поддержанные им социальные предприниматели и активисты изменили к лучшему жизнь более 350 тысяч детей и подростков.

Партнер фонда "Навстречу переменам" – мобильный оператор Tele2 – с 2016 года запустил благотворительный сервис (18+), с помощью которого клиенты Tele2 со всей России помогают социальным предпринимателям. Сегодня пожертвования поступают из всех регионов присутствия компании. По итогам 2018 года наиболее активными пользователями сервиса стали жители Москвы и Санкт-Петербурга, Пермского края, Ростовской, Иркутской и Челябинской областей, а также Нижегородской области и Кузбасса. За год абоненты Tele2 перечислили в поддержку проектов фонда более 5 млн рублей, абоненты Tele2 макрорегиона "Байкал и Дальний Восток" пожертвовали в пользу фонда почти полмиллиона рублей.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia