Село Первомайское в Приморском крае, прогремевшее на всю страну скандалом с "авторитетной лекцией" в местной школе, выглядит сегодня, как сотни вымирающих деревень по всей стране. Сюда ведут 7 километров разбитой дороги от райцентра, поселка Михайловка. Асфальт в сторону Первомайского "убили" грузовики, доставляющие стройматериалы на объекты ТОР "Михайловский".
Само село — это в большинстве своем ряды покосившихся деревянных лачуг, среди которых затерялись полтора десятка двухэтажных капитальных домов, местная администрация, школа, библиотека, детский сад. Главная улица с названием, конечно же, Ленинская и памятник трактористам, проложившим первую борозду в совхозе имени Сун-Ят-Сена.
Остальные улицы тоже с до боли знакомыми названиями ушедшей эпохи: Пионерская, Советская, Октябрьская, Маяковского, Гагарина, Островского, Лазо, Школьная, Луговая, Дубковская. И улица Новая, ничем не отличающаяся от других.
На окраинах Первомайского — обветшалые призраки инфраструктуры когда-то процветавшего сельского хозяйства. На улице взрослых людей почти не встретить. О том, что избы обитаемые, говорит разве что вывешенное во дворе белье и наколотые дрова. В противном случае ветхость и убогость строения точно говорила бы о том, что строение нежилое. А вот что бросается в глаза — множество детворы. Едва ли не половина всего населения деревни. Из полутора тысяч жителей села только в одной местной школе учатся 300 человек, а есть еще коррекционная школа-интернат и детский сад. Есть в Первомайском и пара коттеджей, сильно отличающихся от серого, унылого большинства дряхлых домишек своим, можно сказать, роскошным видом.
Встречаются здесь хоть и старенькие, но приличного вида домики, покрашенные в нарядные цвета, с низкими окнами в резных ставнях. Ухоженные дворы и "малые архитектурные формы" из старых автомобильных шин на фасаде, окружающие эти дома, тоже характеризуют хозяев жилья как "путевых" селян.
Безработица и яма вместо клуба
О том, кто и как живет в селе Первомайское, немного и с исключительной осторожностью в выборе слов рассказал Александр Ухаботин, глава Суньятсенского сельского поселения (в него входят села Первомайское, Новое, Родниковое, Степное и Дальнее).
По его словам, жителям здесь заниматься почти нечем.
"В Первомайском бизнеса как такового нет. Предприятий тоже нет. Есть строительство двух крупных объектов в ТОР "Михайловский". Там некоторые заняты. У нас с села Первомайское до Уссурийска, где можно найти работу, автобус в одну сторону стоит больше 100 рублей. То есть человеку, чтобы съездить на работу, нужно потратить больше 200 рублей. А ему ведь еще и поесть что-то надо. Сколько для этого человек должен зарабатывать? Как мне один житель сказал, можно хорошо заработать за счет подсобного хозяйства — огород, выращивание свиней, крупного рогатого скота. В среднем люди держат 15-20 соток земли. Вспашка огорода стоит 3000 рублей. Потом прополка, копка, окучка. А если человек уже пожилого возраста? То же самое с домашним хозяйством — некоторые выращивают, допустим, одну свинюшку для себя, одну на продажу, но корма сейчас очень дорогие. Я к чему — к тому, что сейчас взрослые заняты попытками заработать денег, а дети в основном предоставлены сами себе", — рассказал глава поселения.
70% родителей в Первомайском — безработные, половина из них — "злоупотребляют" — такую статистику привел Александр Ухаботин.
"В Первомайском до недавнего времени было две школы — начальная и средняя. Я не говорю о коррекционной, она относится к краю. В школе были секции тхэквондо, кудо. Мои ученики в школе занимали призовые места в крае, России, в мире. Но прошло сокращение, убрали ставки тренеров. Сейчас есть секции волейбола и баскетбола, их ведет учитель физкультуры. У него большая нагрузка, много охватить он не может.
Коррекционная школа — молодцы. Они каждый год заливают каток, дети со всего села к ним ходят кататься. Нам должны были в прошлом году построить клуб. Вырыли яму. До сих пор эта яма стоит. Обещают в этом году клуб поставить. Клуб будет стоять. Но мы знаем, что зачастую что-то построят, а работать в нем некому. Я очень боюсь, что эта нагрузка ляжет на администрацию поселения. Потому что к нам приходят профессионалы, с педагогическим образованием. Я бы и рад, но чем им платить — неизвестно. А на селе родители сами не готовы оплачивать кружки и секции своим детям. Уровень доходов очень низкий. Многие дети ездят в школу искусств и центр детского творчества, в спортшколу в Михайловку автобусом. Но не каждый родитель одного ребенка отпустит. Тем более, что дорога плохая, бывает, что автобусы часто ломаются и не ходят", — рассказал Ухаботин.
Глава отметил, что у него есть свои мечты по поводу благоустройства села. Так, помимо клуба, здесь должен появиться новый парк по программе "Городская среда". Александр Ухаботин верит, что на месте пустыря появятся лавочки, дорожки и стадион с беговыми дорожками и уличными тренажерами. Правда, о шансах переизбраться на новый срок Ухаботин говорит со скепсисом, вспоминая, что "после той грязи, какая вылилась на него после этой истории с лекцией в школе, могут и не переизбрать".
Во всем виноваты интернеты
По мнению Александра Ухаботина, на поведение и мировосприятие сельских детей крайне негативно влияет просочившийся в деревню интернет и контент развлекательных телеканалов. Он подчеркивает, что из-за того, что "дети просто брошенные" родителями, часто их воспитанием занимаются гаджеты.
"Родители, чтобы как-то детей обеспечить, покупают им телефоны, часто такие, на которых уже есть интернет. И это оказывается единственным развлечением детей. Родители покупают телефон и не следят, как и где в интернете находятся их дети. Вот простой пример. На многих телеканалах такую грязь показывают. Буквально на прошлой неделе я смотрел про здоровье с Малышевой. Но что такое — на первом канале показывают женские половые органы. Я попросил выключить. Или вот по ТНТ. Одна из героинь фильма "Ольга" — ее слова: "Ребята, если вы обиделись, вы часто пишете друг другу в личку. А не проще ли по личику заехать?" Молодежь смотрит эти каналы. Россия — многонациональная страна и к тому, что в мире происходит, мы должны противостоять, сохранить свою ячейку, свое самосознание, свой путь к истине", — уверен Александр Ухаботин.
По его словам, именно об этом и была та самая скандальная лекция в первомайской школе. По словам главы, о том, что "происходят издевательства старших мальчиков над младшими с сексуальным подтекстом" он узнал от местных жителей, которые пришли к нему и попросили принять участие в решении проблемы.
"Корю себя, что не остановил директора"
По словам Александра Ухаботина, разобраться в ситуации с приставанием старшеклассников к младшекласснику решили трое мужчин, жители села. У одного из них дочка пойдет в первый класс в этом году, у другого сын учится в этой школе. Они пришли к главе с просьбой организовать встречу с директором образовательного учреждения.
Ухаботин уклонился от ответа на вопрос об имидже этих мужчин в селе (некоторые называли их "смотрящими за селом") и о том, почему именно они должны были пообщаться с детьми, сославшись на то, что он "не местный" и нет времени на выяснение подобных обстоятельств.
"Насчет имиджа в деревне у этих людей ничего не могу сказать. Я не местный, я работаю здесь с 2007 года. Как я сказал, люди удалены от центров, негатива много, а по поводу этих людей... У меня дом — работа, работа — дом. Когда работал директором, в школе часто задерживался, приходил первым, уходил последним. Я не могу голословно сказать на кого-то плохое или хорошее. Для меня все являются жителями села вне зависимости от того, что о нем говорят. Будь вы хоть семи пядей во лбу, всегда найдется тот человек, который скажет про вас плохо. И эта одна ложка дегтя испортит бочку меда. Если вы что-то о ком-то плохое услышали, возможно, это правда, а, возможно, и нет. А я не могу мешать личное и рабочие моменты. Вы же меня спрашиваете, как главу. Как глава поселения, я могу сказать только, что все для меня — жители деревни", — ответил глава.
Он отметил, что обратившиеся к нему мужчины настояли на участии Ухаботина в решении вопроса на том основании, что это "его территория" и он ответственный за то, что тут происходит.
"Когда мы поговорили в кабинете у Елены Борисовны (директор школы — прим. ред.), я увидел в ее глазах испуг, и она предложила собрать мальчиков, чтобы поговорить с ними. Я себя корю и очень долго буду корить, что не остановил ее. Она очень хороший человек, хороший педагог и профессионал, но люди есть люди, и часто эмоции над нами берут верх. И она предложила. И я буду корить себя до последнего, что не остановил, не схватил ее за руку, ведь не надо было этой встречи. Ну не надо было... Пусть бы провели беседу в школе. О том, что я не остановил Елену Борисовну, буду корить себя очень долго.
По времени разговор со школьниками был короткий, по содержанию — длинный. Я вам клянусь, что ничего уголовного в нем не было. Началось все с того, что мы живем в России, и недопустимо, чтобы возникали такие ситуации, такие связи, как в Америке, в западных странах. Мы даже коснулись немного библейской темы, что Бог создал Адама и Еву и должно быть все так, как запланировано природой. Еще сказали, что самое плохое — это когда это все достигается силой", — рассказал Ухаботин.
Он добавил, что, вероятно, такие беседы должны вести не жители села, а специальный педагог. Но детский психолог в районе — один на 15 школ, и находится он в основном в райцентре.
А что такое АУЕ?
В беседе с корреспондентами агентства на вопрос, не является ли унижение младших школьников старшими результатом распространения среди молодежи симпатии к тюремной "эстетике" и так называемому "АУЕ", Александр Ухаботин поинтересовался, что означает эта аббревиатура и сообщил, что о таком течении он знает только из интернета.
"После того, как прочитал в интернете, стал смотреть, что обозначает это АУЕ. Здесь, на данной территории, я думаю, что и в Приморском крае, этого нет. У нас есть так называемые отморозки, которые хотели бы жить по этим понятиям. Я не знаю, как их правильно назвать. Называть их людьми нельзя. В основном это молодежь, которая сбивается в какие-то группы. И каждый из нас может с ними столкнуться. А об АУЕ я узнал только в интернете. Среди наших школьников такого нет. Я работал 8 лет в Михайловской школе, здесь работаю, мне приходилось ездить по району. Часто я встречался с директорами школ со всего края. Я не слышал ничего про АУЕ. Я с этим не знаком, и у нас этого точно нет", — заявил глава поселения.
Примечательно, что во время прогулки по окрестностям села корреспонденты агентства заметили в нескольких метрах от спортивной площадки, прилегающей к корпусам коррекционной школы-интерната, большую надпись, сделанную на стене здания черным спреем — то самое "АУЕ".
Что касается криминального прошлого (или настоящего) некоторых участников лекции в первомайской школе, Ухаботин подчеркнул, что "пока вина человека не доказана, он является невиновным".
"По поводу смотрящих. Что такое слово смотрящий? Мы будем в уголовную лексику лезть? Непрофессионалу туда лезть не надо", — попросил глава поселения.
Покинув село Первомайское, журналисты ИА PrimaMedia отправились в Михайловку, где в этот день в районном суде состоялся суд по уголовному делу над одним из мужчин, принимавших действенное участие в "лекции о половом воспитании" в местной школе, прошумевшей на всю страну. Приморца судят за стрельбу по людям в поселковом баре, и он уже признал свою вину частично, но прокурор настаивает на продолжении процесса. С подробности процесса над Дмитрием и его виденьем "урока по понятиям" агентство знакомило своих читателей ранее.