Произведение, как и само название "Элегантность ежика", совместило в себе несочетаемые, казалось бы, на первый взгляд, вещи: творчество Льва Толстого и культуру Японии, задумчивые размышления о жизни и уверенные рассуждения о смерти, пожилую консьержку и 12-летнюю девочку-подростка. В рубрике ИА UssurMedia "Книга выходного дня" — второй роман французской писательницы Мюриель Барбери, он пронизан постоянными отсылками к различным книгам, музыкальным композициям, картинам и фильмам, поэтому чтобы понять смысл и предугадать финал, предстоит изрядно "пораскинуть мозгами".
Стереотипное мышление, стереотипные люди, стереотипные поступки. Приходится прятаться под маской цинизма и безразличности, скрывая свою утонченную натуру.
Действие романа разворачивается в доме номер семь по улице Гренель, восьмиквартирном элитном доме для буржуазных семей. Это своего рода уменьшенная модель высшего общества, состоящего, по большей части, из снобов и гордецов. Уже почти 12 лет здесь живет и работает мадам Рене Мишель. Богатые люди не видят в ней никого, кроме самой обычной консьержки. В этом же доме проживает и 12-летняя девочка Палома Жосс, умная, но уже разочаровавшаяся в окружающих людях и в жизни.
Что может быть общего у этих двух разных по возрасту и социальному положению людей? Оказывается, очень многое, к примеру, обе они — виртуозные обманщицы. Какой смысл в золотой рыбке Паломы? И чего ожидать в финале французского романа: хеппи-энд или смерть героев?
Рене 54 года, и 12 из них она проработала консьержкой. Женщина довольно беспристрастно оценивает свою внешность ("вдова, некрасивая, толстая, на ногах косточки, а изо рта разит по утрам, как из помойки"), но при всем этом Рене настоящий ценитель искусства, философии и хороших фильмов. Совершенно не желающая быть изобличенной в данных пристрастиях, внешне она ведет жизнь именно той консьержки, стереотипы о которой у всех прочно сидят в голове: толстый кот, постоянно включенный бубнящий телевизор и запах плохой еды. Однако кота она назвала Львом – в честь Толстого, своего любимого писателя; телевизор она не слышит, поскольку в другой комнате с большой жадностью изучает идеализм Канта, пытается осилить феноменологию Гуссерля и в итоге приходит к выводу, что та "гроша ломаного не стоит".
Уклад жизни двух главных героинь меняется, как только в доме появляется новый жилец — богатый и умный японец Какуро Одзу, и дальше все переворачивается сверх на голову.
Это роман о любви, философии, подростковом недетском пытливом уме и проблеме "отцов и детей". Барбери рассуждает о сложных вещах с такой простотой, что "Элегантность ежика" приобретает оттенок неуловимой иронии, что только идет на пользу роману.