Неожиданный результат получила редакция ИА UssurMedia, организовав голосование за рейтинг учителей Уссурийска. Всего уссурийцами был заявлен 61 педагог, среди которых как учителя общеобразовательных школ, так и работники частных образовательных центров. С самого запуска народного рейтинга в лидеры выбился преподаватель китайского языка из частной языковой школы China Class Иван Федорович Крестников. Корр. ИА UssurMedia решила узнать, в чем заключается секрет успеха ультрасовременного преподавателя китайского языка.
— Иван Федорович, когда в ходе голосования вы так стремительно стали выходить в лидеры, редакцию это даже насторожило. Как вы объясняете свой успех?
— Дело в том, что для учителей общеобразовательных учреждений проводятся различные конкурсы профессионального мастерства, а для педагогов дополнительного образования их практически нет. Могу сказать, что я был бы готов каждый год показывать и свою методику обучения иностранного языка в конкурсах профессионального педагогического мастерства, но для нас пока нет такой возможности. И все же открыться более широкому кругу горожан и рассказать о своих достижениях хотелось. Голосование, организованное на сайте UssurMedia, стало одновременно и возможностью, и откликом моих учеников, а также их родителей. Кстати, о рейтинге я тоже узнал от одного из своих учеников. Не буду скрывать, что обратился с просьбой к ребятам и родителям поддержать меня. Тем не менее каждый из них голосовал по собственному желанию. К тому же на рынке дополнительного образования Уссурийского городского округа немало педагогов высокого уровня, профессионалов своего дела, хотелось, чтобы о них узнали уссурийцы.
— Мы с вами солидарны в этом случае и решили, что с учителем, который возглавил рейтинг ИА UssurMedia, обязательно надо познакомиться. Сколько лет вы уже преподаете китайский язык?
— В 2010 году я окончил с отличием восточный факультет УГПИ, ныне Школа педагогики ДФВУ, и сразу же стал преподавать. Как и многие, начал с репетиторства. Так случилось, что мой первый ученик, с которым я начал заниматься, Данил Серобаба, добился высоких результатов. В 2016 году в Институте Конфуция в ДВФУ впервые проводили конкурс по китайскому языку среди школьников Приморского края – отборочном туре всемирного конкурса для школьников "Китайский язык – это мост", и мы победили в этом лингвистическом соревновании. После победы отправились в Москву, где команда Дальнего Востока представляла весь Приморский край. В столице команда Данила заняла третье место. И для Уссурийска это стало достижением. За активное участие Данила наградили бесплатной языковой стажировкой в Поднебесную, губернатор Миклушевский лично вручил Данилу Серобаба свидетельство стипендиата губернатора Приморского края 2016 года, а спустя год Генеральный консул КНР во Владивостоке официально пригласил Данила на консульский прием 2018 года, это была большая честь для нас. Сейчас Данил Серобаба продолжает образование в ведущем университете города Ханчжоу. Сегодня по его стопам пошли и другие мои ученики – куда бы я ни приехал в Поднебесную, обязательно зайду в гости на чашечку чая к будущим специалистам со знанием китайского языка.
Иван Крестников и Данил Серобаба. Фото: Из личного архива Ивана Крестникова
Иван Крестников и Данил Серобаба. Фото: Из личного архива Ивана Крестникова
— За 8 лет практики, случайно, не подсчитывали, сколько учеников пришли учиться у вас китайскому языку?
— Официально могу сказать, что опыт моей работы – 27 тысяч проведенных занятий, более 500 успешно обученных учеников. У некоторых выпускников уже и дети появились!
— Как вы стали преподавателем иностранных языков?
— Истоки надо искать в детстве. Будучи родом из Уссурийска, моя семья несколько лет жила на Сахалине, я хорошо учился в школе. За успехи в учебе наградили путевкой в Японию. Настолько яркими были мои впечатления, тогда мне показалось, что развитие страны опережает время. У нас в группе была переводчица, я наблюдал, как легко она общается с иностранными жителями. Как знание языка изменило всю ее жизнь. Она жила и работала в Японии. Меня это вдохновило на изучение японского языка, я, как говорят, загорелся этой идеей. Это было в 6 классе.
Иван Крестников. Фото: Из личного архива Ивана Крестникова
- Такой переворот в сознании в подростковом возрасте серьезно на вас повлиял. Но большинству подростков не хватает упорства, а вы не свернули со своего пути.
— Да, в то время, когда мои сверстники гоняли мяч во дворе, я по самоучителю и тем книгам, что можно было найти, изучал японский язык, самостоятельно писал иероглифы. Настолько велико было мое желание освоить восточный язык. Так сложилось, верю, что не случайно, после окончания школы моя семья переехала в Уссурийск, и я поступил в пединститут, как раз открыли новую специальность, где изучали восточные языки.
— Сколько языков вы знаете?
— Говорю на китайском, японском, английском.
— Продолжаете совершенствоваться?
— Конечно, с тех пор, как я окончил институт в 2010 году, я ежегодно прохожу курсы повышения квалификации, за 8 лет я прошел обучение более чем в 15 ведущих университетах Китая и России. А в этом году по приглашению правительства КНР выступал с торжественной речью на открытии Всемирного Конфуцианского форума вместе с Президентом Мирового института учителей китайского языка мисс Сяо Лу. С 2012 года с учениками школы мы выезжаем на языковую стажировку в Шанхай, где дети не только учатся, но и повышают свой языковой уровень многократно.
Иван Крестников. Фото: Из личного архива Ивана Крестникова
Иван Крестников с учениками. Фото: Из личного архива Ивана Крестникова
— Распространен стереотип, что выучить китайский язык очень сложно, и для этого потребуется несколько лет?
— В китайском языке 150 тысяч иероглифов, конечно, это не 33 буквы, как в русском алфавите. Но, как и в русском языке, есть мертвая и активная лексика. Сравнимо с тем, что в русском языке есть устаревшие слова. Могу уверить, что редкий житель Поднебесной знает все иероглифы. Но специфика заключаются в том, что они могут правильно произносить слова и читать, но писать могут не все. Поэтому 50 тысяч иероглифов знают профессора и лингвисты. Иностранные специалисты высокого уровня должны знать не менее 5 тысяч иероглифов. Для разговорного общения, если хочешь понимать 90% речи, то желательно знать от трех до пяти тысяч иероглифов. В среднем, для формирования языковой базы требуется 2 года, и это реально в наше время.
— К вам приходят ребята, уже знакомые с языком, или приходится все начинать с нуля?
— Как только начинал свою деятельность, то брал ребят, не имеющих знаний по китайскому языку, сейчас приходят разные ученики, кто-то даже уже говорит. У меня разработана собственная программа, по которой я начинаю работать с учеником любого уровня. Тестируя ребят по своей методике, я понимаю, где появились пробелы в знаниях и как их необходимо заполнить. Я как строю дом: сказать кратко, то формула не так сложна: прошли тему — повторили. Но как в каждой профессии у педагога существуют свои секреты. Урок для меня – это не просто 60 минут, это целая жизнь, ведь каждая минута образовательного процесса расписана от и до.
— С какого возраста следует приступать к изучению китайского языка?
— С точки зрения лингвопсихологии рекомендуемый возраст для изучения иностранного языка 5 лет. Но все-таки, считаю, что более эффективно начинать с 7 лет, когда ребенок социализировался и хорошо может воспринимать информацию. Конечно, тут стоить учитывать множество факторов, способности ученика, его уровень социализации и языковые умения.
— Насколько знаю, вы проводите и индивидуальные, и групповые занятия?
— Отмечу, что группы у нас небольшие: по 6 человек, к тому же в процессе очень удобно — ребята могут работать в двуадах и триадах, общаясь между собой. Хочу обратить внимание, что в идеале любой человек может научиться говорить на любом языке, так устроен наш речевой аппарат, но в чем залог успеха? Иностранный язык нужно изучать в системе, тогда совершенствование происходит постоянно. Были примеры, когда ученики пропускали занятия, система рушилась, приходилось все начинать сначала. Если ученика не пугает ни дождь, ни снег, он не пропускает занятия, то и приходит к высоким результатам.
-Хочу отметить, что в China Class очень уютно.
— Мы специально уделили большое внимание организации максимально комфортной обстановки для обучения. Комфорт – один из важнейших факторов успеха. Для этого мы разработали уникальный дизайн Loft-style, неоднократно консультировались со специалистами от декораторов, дизайнеров и цветопсихологов. В цветовой гамме школы доминирующим является желтый цвет оттенка северного сияния по Палитре "Пантон 2018", который активизирует мышление, память и внимание. Многие могут скептически к этому отнестись, но я наблюдаю, как меняются эмоции ребят, которые заходят в школу. Настрой меняется, у них возникает желание учиться. И результаты сегодня уже на лицо. В этом и уникальность нашей ультрасовременной школы. Кроме дизайна мы уделили особое внимание всем аспектам комфорта – от регулируемой температуры в помещении до 22 градусов, системы светоосвещения в 500 люксов, а также системе очистки и ионизации чистого воздуха. Хочется, чтобы дети всегда были здоровы!
— И техническое оснащение у вас на высшем уровне?
— Техническое оснащение — особая тема для нас. Установили UltraHD экран 60 дюймов, так как демонстрируем большое количество аудио и видеоматериалов. К тому же у ребят появилась возможность писать прямо на экране с помощью компьютерной мышки. Мы можем тренироваться в написании иероглифов. Дети приходят в восторг от такого метода каллиграфии!
Не могу не сказать о мультимедийном фонетическом курсе китайского языка, который был разработан для китайских учеников начальной школы. Считаю, что это уникальная разработка, доступная нашим ученикам.
В следующем году у нас появится смарт-доска нового поколения, уже оформили предзаказ в США. Она будет сообщаться с мобильными телефонами учеников через QR – code или технологию передачи данных NFC, и если ребенок пропустил урок, то все, что мы писали на уроке, тут же отразится на экране мобильного телефона и сохранится в приложении. Современный гаджет позволит болеющему ученику присутствовать на уроке онлайн. Кстати, одновременно таким образом на уроке могут находиться 250 человек.
Думаю, что современные технологии, которые сегодня придумало человечество, необходимо использовать и в обучении. Ребята вовлекаются в образовательный процесс, и, как следствие, это дает высокие результаты.
— Как вы относитесь к современным детям, ведь в век новых технологий современное поколение изменилось на все 360 градусов?
— Несмотря на безграничные возможности и технологии, и возможности быстрого доступа к информации, интеллектуальный уровень снижается, как не печально это слышать. Instagram и другие социальные сети отнимают большую часть времени, плюс постоянные нововведения в ЕГЭ и ОГЭ дают колоссальную нагрузку на школьников. И когда я начинаю свой урок, прекрасно понимаю, что не всегда мой ученик расположен на все 100% к занятию. Сейчас дети быстро утомляемы как физически, так и психически. Однако благодаря самым современным техникам в обучении мне удается держать полное внимание на протяжении всего урока через задания, приемы и упражнения. Спросите моего любого ученика, и он вам скажет, что после урока из школы он выходит с улыбкой, иначе быть не может. Вот здесь и начинается лестница нашего совместного успеха.
Если в ультрасовременной школе работает ультрасовременный учитель, наверное, и все его ученики тоже становятся ультрасовременными?
— С момента презентации первого Айфона в 2007 году в мире произошли колоссальные изменения: открылись новые границы, люди получили возможность войти в широкий языковой мир, а иностранный язык помогает нам интегрироваться с другой культурой, но учителя часто забывают, что новые цели, которые коснулись с изменениями преподавания иностранного языка, требуют другого учителя, других форм работы, средств, приемов, содержания учебников, все должно быть другим. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что мои ученики самые ультрасовременные, и я сделаю все для того, чтобы в будущем они стали самыми успешными людьми в России!