Первый учебный месяц в школах Уссурийска позади, и за это время многие первоклассники уже успели привыкнуть к новому образу жизни. Однако, как уверяет психолог Елена Толика, некоторым детям нужно больше времени, чтобы принять статус школьника. Чтобы адаптация к учебному процессу проходила плавно, без слез и стрессов, некоторые родители обращаются за советами к психологам. В беседе с корр. ИА UssurMedia Елена Валентиновна ответила на вопросы, волнующие родителей школьников.
![Е.В. Толика](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/1621/1620129.jpg)
Е.В. Толика. Фото: Алина Матвеева, ИА UssurMedia
– Первый класс — это зачастую стресс для ребенка, а вот часто ли Вы сталкиваетесь с тем, что родителям нужна помощь психолога?
– На самом деле с началом учебного года для всей семьи наступает период испытаний длительностью до шести месяцев или даже до года. Школьное обучение – это систематические физические, интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки. Кроме того, у родителей появляются пять основных задач: материально обеспечить школьника всем необходимым, ежедневно приводить вовремя ребенка в школу, следить за здоровьем первоклассника, контролировать процесс учебы и его результаты, а также оказывать и поддержку ребенку.
Обычно к психологам родители обращаются, если у детей начинаются какие-то проблемы. Видите ли, в наше время ощущается повышенный фон перфекционизма. В погоне за целью сделать своего ребенка лучшим, родители считают, что неуспехи детей скрыты в них самих. Но зачастую корень проблемы кроется в близком окружении школьника.
![Школа, дети](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/1621/1620130.jpg)
Школа, дети. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
– С началом учебы в школе меняется режим дня ребенка, появляются новые обязанности. Как психологически адаптировать ребенка к учебе?
– Все зависит от того, с каким багажом ребенок пришел к школе, а, именно, насколько по возрасту сформированы его высшие психические функции. Кстати, рекомендации по адаптации будут полезны и взрослым, и детям. Вот некоторые из них:
— наладьте и себе и ребенку режим дня;
— не нагружайте младших школьников дополнительными занятиями (если у ребенка проблемы со здоровьем или повышенная тревожность, не рекомендуется посещение группы продленного дня);
— обеспечьте ребенку спокойный досуг без перевозбуждения (развлекательные центры, шумные компании и активный отдых не рекомендуются) и дневной сон;
— следите за режимом питания и сна, а утренний подъем должен проводиться заблаговременно, чтобы ребенок спокойно смог собраться в школу без криков и ссор;
— больше бывайте на улице и двигайтесь;
— оборудуйте для ребенка дома учебное место (важно, чтобы оно было эргономичным, простым, безопасным, чистым и эстетичным);
— транслируйте ребенку спокойствие и уверенность, вспомните себя школьником и как преодолевали трудности;
— не сравнивайте ребенка и его результаты с успехами других детей;
— заканчивайте день позитивно и не напоминайте о предстоящих трудностях.
![Прописи](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/1621/1620131.jpg)
Прописи. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
– Сейчас родители дошколят делятся на два лагеря.Одни усиленно обучают детей в различных развивающих центрах, чтобы ребенок был готов к учебе в будущем, а другие считают, что нельзя лишать детей детства, и всему их научат потом в школе. Какая точка зрения, Вам, как психологу, кажется более правильной?
– С точки зрения психологии все должно быть вовремя. Отделы головного мозга созревают для учебы к 7 годам. Но это не значит, что до этого времени не нужно заниматься с ребенком. Дети должны развивать высшие психические функции, получать знания об окружающем мире и так далее. Вопрос здесь больше в том, что современные школы хотят видеть за партами в первом классе учеников, умеющих читать, писать и считать. Поэтому родители и готовят своих детей в специализированных центрах.
– Перед зачислением в школу ребенка обычно тестирует психолог. Какие параметры определяют эти тесты?
– Они позволяют оценить уровни развития психологических качеств ребенка, которые необходимы для нормального включения в школьную жизнь и обучения. В целом психолог рассматривает умственную готовность к школе, мотивационную готовность к школе, эмоционально-волевую готовность к школе и готовность к общению с одноклассниками и учителем.
– Многие родители задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет? Как понять, что ребенок готов к учебе в школе?
– Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но родителям стоит обратить внимание на три момента. Первый – готов ли дошкольник физически и психологически к учебе. Присмотритесь, выполняет ли ребенок задания взрослого, если даже они ему не очень нравятся, умеет ли налаживать контакт со взрослыми и другими детьми. К тому же, если малыш часто болеет или имеет какие-то хронические заболевания, то лучше не стоит торопиться.
![Школа](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/1621/1620133.jpg)
Школа. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Второй момент – владение знаниями и умениями, необходимыми будущему первокласснику. Некоторые родители думают, что если дети умеет читать и считать, то они совершенно готовы в школе. Но это не так. Сейчас есть целый список требований для будущих первоклассников.
Третий момент – характер и темперамент ребенка. Слишком гиперактивным детям будет сложно усидеть 40 минут на уроке, а слишком медлительные ребята рискуют отстать от других учеников класса.
Центр развития и психологической поддержки "Лада" находится по адресу: г. Уссурийск, ул. Тимирязева, 2 (со стороны ул. Агеева), оф. 307, 308, 309 Телефон: 8(914) 723-42-83. Сайт: lada7.ru
В центре предоставляются услуги психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога, репетитора начальной школы. Также ведутся занятия йоги для детей и взрослых и адаптивной гимнастики.