О роли женщины в истории, о судьбоносных семейных решениях и строительстве огромного бизнеса в интервью с одно из самых заметных бизнесвумен в современной России — Анной Цивилёвой. После назначения её мужа — Сергея Цивилёва — вице-губернатором, а потом и губернатором Кемеровской области, она возглавила управление огромной угледобывающей компанией ООО "Колмар Груп", — сообщает ИА UssurMedia.
Расширенная версия интервью в тексте:
По стопам родителей-врачей
— У меня вопрос самый простой и обычный. Как писали в умных книжках: все мы родом из детства. Вот скажите, вы же тоже родом из детства. О чем мечтали в детстве? И эти мечты когда стали осуществляться? И осуществились ли они?
— Я родилась в семье врачей третьим ребенком, младшим. Мои родители были хирургами и часто по ночам дежурили. Мы оставались одни поочередно: то с мамой, то с папой. Поэтому были всегда очень самостоятельны. Никогда не забуду те вкусные ужины, которые нам готовил папа к вечеру, когда мы были уже очень голодны. Это был отварной картофель и салат из лука. Он брал репчатый лук, резал целое блюдо, шпарил кипятком, чтобы убрать горечь, добавлял соль и растительное масло. Вкуснее этого ничего не было. Конечно, это были и приготовленные мясные блюда. Он – охотник. Часто баловал мясом. Это утка, лосятина, куропатка, заяц. Он это не доверял маме и всегда готовил сам. В детстве мы всегда интересовались медициной. У нас в семье основа была – это здоровый образ жизни. Несмотря не то, что родители были врачами, мы крайне редко принимали лекарства.
— А вот над картошкой дышали?
— Дышала. Банки нам ставили, горчичники ставили. Ноги мы грели. Народными средствами нас ставили на ноги буквально за два вечера. Я не помню, чтобы в школе больше чем два дня я пропустила занятия. Мы всегда были здоровы.
— Вам не хотелось не ходить на уроки, пользуясь какой-нибудь болезнью?
— Очень хотелось.
— Вы делали?
— Мы с моей близкой подругой, чтобы пропустить контрольную, решили заболеть. Мы поочередно выходили босиком на балкон, в снег. И стояли там, пока не замерзли.
— Получилось?
— Нет. Я не заболела, и на контрольную все-таки пришлось идти.
В семье всегда были медицинские научные книги. Когда я была маленькая, я их просматривала. Старше стала читать эту литературу и всегда восхищалась нашим Творцом, который создал этот уникальный живой организм. Поэтому с детства я точно знала, что стану врачом и пойду точно по той же стезе, какой шли мои родители.
Я поступила в мединститут, его окончила, стала врачом-психиатром. Какое-то время работала по специальности. Но после рождения ребенка, к сожалению, в конце 90-х годов, перешла в медицинский бизнес. Потому что зарабатывание денег, к сожалению, стало актуальной проблемой во многих семьях. Это не обошло и нас. Закончила и получила второе высшее – экономическое.
— В РУДН?
— Нет, в Университете управления. В РУДН я получила еще одно образование – управление здравоохранением.
"Мы не имели никакого наследия после приватизации, мы строили в чистом поле, практически с нуля"
— Как все-таки от медицинского бизнеса и в угольную сферу?
— Волей судьбы, стечением неких обстоятельств. У меня супруг являлся одним из акционеров угледобывающей компании. Но в 2014 году, когда был экономический кризис в мире и резкое падение цен на уголь, компания находилась в предбанкротном состоянии. В семье было принято решение, что супруг из акционеров займет должность генерального директора и возьмет стратегию управления компанией в свои руки. было принято решение разработать собственную стратегию по развитию нашего бизнеса. Ему это удалось. Компания сейчас развивается, идет именно по той стратегической направленности, которая была задана, даже с некоторым опережением. Сейчас наша компания – это крупнейший холдинг, один из крупнейших в России, по добыче и переработке коксующихся углей. Это развитая инфраструктура, свои железнодорожные подъездные пути, станции, склады под хранение угля. Мы построили уже две обогатительных фабрики мощностью 2,6 миллионов тонн по переработке рядового коксующегося угля. Начали строительство новой 12-миллионной фабрики, аналогов которой пока не существует в России.
Мы не имели никакого наследия после приватизированных объектов, построенных в Советском Союзе. Мы это строили в чистом поле, практически с нуля. И к 2021 году мы действительно становимся компанией №1 в России по добыче и переработке коксующихся углей.
Врач-психиатр в "угольном бизнесе"
- Врач-психиатр — профессия необычная. Помогает ли она вам в управлении людьми? И много ли среди нас неуравновешенных людей? психически нездоровых. Вы как специалист может с первого взгляда определить.
— Да, все навыки, которые я имела раньше, помогают мне сейчас. По поводу того, много ли сумасшедших – нет. Когда я работала в психиатрической больнице, то там такая специфика есть. Сейчас, слава богу, меня окружают люди здоровые, профессиональные, очень интересные, от которых я также учусь и черпаю много полезного. Когда ты создаешь человеку комфортные условия труда, когда человек, работая у тебя, может самореализоваться, и понимает свою значимость, понимает свой вклад, который внес в компанию, оно делает человека самого по себе намного лучше. Оно открывает в нем все то положительное, которое в нем дремало раньше, и он не имел возможности это реализовать.
О роли женщины в истории
— Что можете сказать о роли женщины в истории? ведь неслучайно сегодня – не самый простой период жизни в России. И в правительстве, и в политике очень много женщин. Можете это прокомментировать?
— Роль женщины велика в обществе. Мы знаем, что, например, сейчас, в обстановке некой напряженности политической, мне кажется, что женщины как раз могли бы оказать очень важную услугу и иметь важное значение для нормализации этих отношений. Причем как политических, так и экономических. Вспомните, во время Холодной войны была Саманта Смит. Дети, женщины, как послы мира, должны здесь привносить именно то, чего не хватает мужчинам, которые порой заигрываются в своей силе. Как сейчас модно говорить: играя и показывая мускулы. Я – за грамотный тандем между мужчиной и женщиной. Когда используются качества как женщины: ее интуиция хорошая, ее адаптация хорошая, быстрая реакция на смену каких-либо вводных, — в то же время стратегическое мышление, глубина продумывания с мужской стороны. Мы должны объединяться и больше привлекать женщин и к управлению в бизнесе, и в государстве.
— Как вы отнеслись к тому, что супругу предложили стать вице-губернатором? И впоследствии, когда его назначили губернатором, как вы отнеслись к тому, что он решил перейти из бизнеса в политику?
— Это было тяжелое решение, которое мы принимали совместно. Как раз компания вышла из этого пике, когда мы стремительно шли к дефолту, к банкротству, и сейчас компания стала успешной, интересной, инвестиционно привлекательной. Тем не менее, он принял это предложение, поскольку глубоко патриотичный человек. И все свои знания, умения, энергию и опыт, который у него есть, он принял решение реализовать в таком трудном регионе промышленном, как Кузбасс. Поскольку он перешел на должность заместителя губернатора по промышленности, которая, несмотря на то, что это промышленный регион, была вакантна больше года. Вы знаете, что тогда случились трагические события, которые изменили эти планы. Вообще перевернули ситуацию. Получилось так, как получилось. Он принял этот вызов. По законодательству он не имеет право заниматься бизнесом. Поэтому он подарил эти акции мне путем дарения. Сейчас я занимаюсь развитием этой компании.
— Получается, что будущему кемеровскому губернатору повезло, что у него такой крепкий тыл. Еще вопрос о личном, если позволите. А как вы с ним познакомились?
— Нас познакомили наши хорошие друзья. Поэтому знакомство было закономерным. Через людей я знала о нем много хорошего, и он знал обо мне много хорошего. Так получилось, что мы стали вместе.
"Защита экологии – это дорогостоящие инвестиции"
— На Дальнем Востоке последние полтора-два года активно идет волна протестов экологов, населения. Они против перевалки угля открытым способом. Вы что по этому поводу думаете? Это первый вопрос. И что вы предполагаете сделать на месте своего порта: открытую или закрытую перевалку?
— Вопросы экологии очень важны и необходимы. Они должны решаться. Если мы хотим развивать этот бизнес, увеличивать его, мы должны обязательно закладывать расходы на то, чтобы мы были современными и учитывали экологические вопросы. Иначе мы не сможем развиваться долгие годы. Защита экологии – это дорогостоящие инвестиции. Но крупный бизнес и инвесторы обязаны закладывать их в свои промышленные объемы. У нас будет современный порт. Да, у нас инвестиционно дорогие объекты и именно по этой причине. У нас будет вестись закрытая перевалка угля с использованием пылепоглотителей. Это и защитные водяные пушки. Поэтому все, что можно использовать в опыте защиты экологии в порте, мы будем использовать. И это оборудование у нас уже проплачено. Ждем поставку.
— А где порт у вас будет?
— Это Хабаровский край, Ванино. Бухта Мучка.
— Основные потребители продукции – это все-таки Россия или АТР?
— Когда мы начинали бизнес, мы продавали коксующийся уголь по цене энергетического. В основном это шло на внутренний рынок. Теперь мы имеем возможность выходить на экспортные рынки. И распределение нашей продукции идет где-то 40% на внутренний рынок и 60% на экспорт. В основном это страны АТР. Связано это с тем, что мы очень логистически близко расположены к тому региону. Есть ряд поставок, долгосрочных контрактов. Мы продаем в Европу. Это такой крупнейший металлург, как "Алсерол метал". У нас сейчас заключены долгосрочные контракты с основными ведущими потребителями угля. Это и "Баустио"(Китай), "Джийфи"(Япония). Сейчас мы ведем переговоры с Южной Кореей, Вьетнамом, Индией. После запуска в конце 19 года собственного порта у нас появится возможность загрузки крупнотоннажных судов, отправки нашего концентрата в более далекие регионы и освоения такого привлекательного рынка, как Индия.
"Государство оказывает колоссальную поддержку"
— Вот у нас Дальний Восток объявлен территорией опережающего развития. За последние несколько лет произошли серьезные изменения с точки зрения создания условий для ведения бизнеса. Сейчас наступил второй этап создания условий для жизни людей. Компания "Колмар групп" ощущает на себе внимание государства в хорошем смысле этого слова? Стало легче работать?
— Безусловно.
— В чем это выражается?
— Это выражается в том, что государство предоставляет бизнесу ряд преференций и возможностей, которыми мы воспользовались. Это и создание ТОР. Наши горно-обогатительные комплексы являются якорными резидентами ТОР "Южная Якутия". Наш порт входит в состав СПВ. Это льготы по налогообложению.Государство нам выделило субсидию на строительство инфраструктуры наших ГОКов и портов. Это строительство ЛЭП, железнодорожных станций. Это важно и емко в финансовом плане. Все эти методы дали нам возможность рассматривать бизнес как перспективный. В том числе мы активно работаем с Фондом развития ДВ, который тоже предоставляет некое финансирование, например, для закупки горно-шахтного оборудования.
— А конкретно можем коснуться? В каких цифрах можно выразить поддержку?
— Например, Фонд развития ДВ нам выделил 4 миллиарда рублей на закупку горно-шахтного оборудования.
— Это возвратные средства?
— Обязательно. Но эти средства даются под очень небольшой процент. То есть не такой, который предоставляют банки, а гораздо выгоднее. Это очень для нас существенно и важно, когда ты вкладываешь огромные инвестиции. Это субсидии государства. Недавно было принято решение выделить 6,7 миллиарда рублей на строительство инфраструктуры наших ГОКов. Это колоссальная поддержка, когда ты вкладываешь большие инвестиции. Развивать в тех климатических условиях, куда мы вошли, крайне тяжело.
— Мягко говоря, прохладно.
— Да. Мы находимся в районе высокогорья. Высота – 850 метров над уровнем моря. Строить в горах тяжело. Плюс это тяжелые климатические условия, когда зимой минус 50 и ниже. Стоит такой мороз где-то месяц, что затрудняет ведение работ. Бетонные работы невозможно вести. Отказывает техника в такие морозы, просто замерзают дизельные двигатели. И мы вынуждены простаивать. Тем не менее, мы удачно реализуем этот проект. Это поддержка, которую нам дает государство, для нас очень важна.
"Люди на ДВ должны на льготных условиях покупать квартиры и брать ипотеку"
— Как с людьми у вас ситуация обстоит? С ДВ люди больше выезжают, чем приезжают. Я сам – дальневосточник с двух лет. Несмотря на то, что объявлена политика привлечения людей на ДВ, тем не менее, обратного потока пока нет. Как вы решаете задачу? Сколько платите людям денег, чтобы они в Якутию ехали? Какие пряники обещаете?
— Мы себе четко даем отчет в том, что без развития социальных направлений, без создания для людей комфортных условий для проживания и работы мы не сможем работать и развивать наше производство. Важной и затратной статьей у нас в компании заложено развитие социальных проектов. Мы вкладываем много средств в развитие города. Мы строим жилой фонд: общежития, малосемейные квартиры. Мы их предоставляем нашим сотрудникам, которые переезжают. Мы оплачиваем перелет человека, который желает работать на нашем производстве, и членам его семьи. К 2021 году штат наших сотрудников должен возрасти на 9 тысяч. Это их семья, их дети. Умножьте в три раза. Средний возраст нашего сотрудника – 39 лет. Как правило, это молодые люди со своими семьями, с 2-4 детьми. Потому мы должны думать о трудоустройстве их жен, о предоставлении мест для учебы детям. Мы даем целевые направления для обучения в вузах детям наших сотрудников. Развиваем колледж, который готовит наших будущих сотрудников. Мы сейчас продумываем создание учебного центра на наших ГОКах, который бы сразу готовил наших будущих сотрудников.
— Что-то напоминает советский угольный трест.
— Абсолютно верно. Мне тоже напоминает. Тем не менее, это был положительный опыт нашей страны, который дал возможность построить много. Обязательно нужна поддержка государства. Это важно. Чтобы люди могли на льготных условиях покупать квартиры в ипотеку и оставаться жить этих регионах. Обязательна логистическая направленность. То есть это строительство аэропорта, автодорог, ЖД. Расстояния огромные. Преодолевать их нужно, имея логистику. Если нас поддержат, если государство будет нам помогать, то ДВ будет развиваться эффективно и принесет большую пользу стране.
— Как сегодня можно добраться до Нерюнгри? Поездом?
— Нет. Туда летают прямые рейсы из Москвы. Два раза в неделю. Этого недостаточно. Мы как раз просим, чтобы нам добавили и количество рейсов, и количество авиакомпаний, которые будут туда летать.
— А кто туда летает?
— "Якутия".
— Сколько стоит билет?
— Эконом-класс – 60 тысяч. Это очень дорого. Это серьезная проблема. Наши работники плюс семья слетать на отдых – это очень дорого. Мы датируем эти переезды. Но все-таки нужно делать, чтобы эти регионы были конкурентными. Порой слетать в Египет, Таиланд и какие-то другие отдаленные регионы гораздо дешевле, чем из Москвы на ДВ.
— Получается, вы датируете компанию "Якутия" таким способом.
— Мы датируем перелеты наших сотрудников, чтобы они у нас работали и имели возможность отдохнуть, оздоровиться. Это необходимость.
О "женщинах-горняках"
— Вас можно назвать женщиной-горняком? Много вообще женщин в этой профессии? Я встречал женщину-портовика. Это меня поразило в самое сердце. Женщина, работающая на локомотиворемонтном заводе. Бригадир. У нее 50 мужиков, и они ее все слушаются. А вот в горнорудной отрасли много женщин? Есть ли таковые в Нерюнгри?
— Конечно, у нас большое количество женщин. Если в процентном соотношении, то 30% женщин. Среди шахтеров женщин нет. Это тяжелый физический труд. По своим физиологически возможностям женщина не сможет справиться с этой профессией. Но операторы установок, медицинские работники, лаборанты – это все сугубо женская профессия. Мы строили фабрику "Денисовская" мощностью 6 миллионов тонн при участии крупнейшей госкорпорации Китая "Авик". Это авиационное машиностроение. Вице-президент этой компании – женщина, которую, как вы говорите, слушается очень большое количество мужчин. У нас с ними положительный опыт. После открытия фабрики, когда мы шли по производству, она была искренне удивлена, почему сварщики у нас мужчины. Говорит: "Это у нас сугубо женская профессия. Нет лучше сварщика, чем женщина. Она наиболее аккуратна, дотошна, четко исполнит сварку любого объекта. Мы крайне редко берем мужчин". Видите, какие перспективы открываются для наших женщин.
— Из каких регионов кадры привлекаете?
— Это Хабаровский край, Читинская область, Ростовская область, Республика Коми, Забайкальский край. Мы приняли ряд шахтеров из шахты "Мирной", в которой случилась трагедия.
— Украинцы не едут?
— Едут. Это Донецкая народная республика. Там люди оказываются часто без работы и с удовольствием переезжают к нам. Мы обратились за помощью государству по вопросу решения их трудоустройства. Сейчас организация патента на работу занимает больше месяца. А люди уже приезжают, им нужно платить за жилье, получать зарплату, кормить семьи. Мы бы очень хотели, чтобы эта процедура была как можно более ускорена.
"Если человеку представилась возможность прожить неординарную жизнь, он обязан ее использовать"
— Мы с вами коснулись вскользь темы, кем вы хотели стать в детстве. Эта мечта сбылась или еще впереди? О чем вы мечтаете? Вы рассказывали о развитии. Вы очень любите это дело. Это ли мечта?
— Всем тем, кем я хотела стать и хочу, я стала. Есть такое понятие, что наши мечты – это семена наших поступков. Если говорить о том, какие бы я видела сейчас основные задачи, то мне нужно сохранить семью, вырастить и воспитать достойных детей, помочь им встать на ноги. Для меня важен вклад в развитие нашей страны. Как могу, сколько могу, на каком уровне, но я стараюсь и искренне верю в предназначение России и в значимость людей, которые живут в нашей стране. И насколько бы я могла, я хотела бы внести вклад и в это направление. Пусть это будет ДВ, пусть это будет Нерюнгри. Но если я что-то сделаю для улучшения жизни конкретных людей, которые работают на нашем производстве, это будет для меня очень большой подарок. Как сказал Жак-Ив Кусто: "Если человеку представилась возможность прожить неординарную жизнь, он обязан ее использовать". Да, жизнь иногда предлагает нам неожиданные вопросы, испытания. Но нужно с благодарностью это воспринимать, не бояться, не ставить себе ограничений. И обязательно самосовершенствоваться, неважен возраст и пол. Вперед – дерзайте! Всем желаю удачи!