В 2000-м году уссурийский бизнесмен Александр Митус нашел для себя новое направление в бизнесе: поставка спецтехники из Японии. А в 2018 году его предприятие стало резидентом СПВ по ремонту ретро-автомобилей. Как произошел такой скачок, чем руководствовался предприниматель, открывая столь необычный проект на территории Уссурийска, Александр Митус рассказал корр. ИА UssurMedia.
— Александр Павлович, многие вас знают в городе как предпринимателя, который первым в Уссурийске занялся созданием наружной рекламой, а вы теперь с головой ушли в ремонт техники и восстановление ретро-автомобилей.
— Что я наблюдал на протяжении многих лет? Производством в городе мало, кто занимался. На мой взгляд, Уссурийск по-прежнему сохраняет звание торгового города, а вот промышленным его назвать сложно. Не каждый может встать за прилавок и торговать. Я решил, что нужно создавать предприятия, на которых появятся рабочие места для жителей округа. Мы начали налаживать производство с разваленных пустых цехов, где не было ни одного станка, а сегодня оснастили их самым необходимым оборудованием. За годы удалось создать завод собственными руками. Если кого-то удивляет выбранное направление, то тут все просто объясняется, тяга к технике у меня с детства.
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: из личного архива Александра Митуса
— До тех пор пока не стали резидентом СПВ, вы не обращались за государственной поддержкой?
— За время работы я не обращался за государственной поддержкой, так как решил, что стоит рассчитывать на собственные силы.
— Все-таки к вам не сразу пришла мысль о производстве, начинали с торговли спецтехникой?
— Когда решил изменить сферу деятельности (Александр Митус – предприниматель, основавший рекламное агентство "Стэп"), действительно, начал с закупки техники и ее восстановления. В то время отталкивались от экономической ситуации, впрочем, как и всегда, и потребность в хорошей качественной технике была очень высока. Поняли, что можем освоить ремонт спецтехники: на эти услуги появился спрос. Поэтому и стали налаживать производство. Но объем работы на заводе постоянно варьируется, и чтобы цеха не простаивали, а предприятие развилось, необходимо придумывать что-то новое. Разработали еще два направления.
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: из личного архива Александра Митуса
— Одно из них восстановление ретро-автомобилей?
— Мастерской по ремонту ретро-автомобилей два года, это еще очень молодое направление. Почти год я вынашивал идею и только потом приступил к ее реализации. Но пока мы только создаем основу этого направления, закладываем его фундамент, работаем над репутацией. К тому же сейчас появились дополнительные возможности, связанные с развитием Дальнего Востока, появлением территорий опережающего развития. Столь активная регистрация резидентов и нас навела на мысль — воспользоваться преференциями, которые предоставляет государство.
— Резидентом свободного порта Владивосток вы стали совсем недавно. Были трудности при регистрации?
— Нет, процедура оформления документов прошла быстро. Мы стали единственным на Востоке предприятием, реставрирующим ретро-автомобили.
— Для нашей территории слишком нетипичное направление.
— Это правда. Но мы сразу ориентировались на заказы из-за границы, понимая, насколько пока у нас не развита эта отрасль.
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: из личного архива Александра Митуса.
— Кто ваши заказчики?
-Основной поставщик ретро-автомобилей фирма из Японии. Это вдвойне ответственно, думаю, не стоит объяснять, как японцы относятся к качеству, как его строго контролируют. Допустим где-то оплошность — "потеряем лицо", как говорят наши заказчики. После этого к ним можно больше не обращаться. К тому же они побывали у нас на предприятии. Увидев, как ведутся работы, остались довольны.
— В Японии мода на ретро-автомобили?
— Они очень бережно относятся к прошлому, и часто их автомобильные пристрастия связаны с машинами, выпущенными много лет назад. Кстати, ретро-автомобили ценятся во всем мире. Естественно, что главной целью их восстановления является продажа. Однако мы не имеем к этому никакого отношения, наша сфера только реконструкция.
— Вы показали в цеху "консервную банку", иначе и не назовешь кузов авто, разъеденный ржавчиной. А следом продемонстрировали уже восстановленный автомобиль. Глазам не веришь. Как удалось найти специалистов, способных выполнить подобную работу?
— Очень сложно, люди привыкли работать в гаражах и отвыкли работать на предприятиях дисциплинированно, поэтому найти, к примеру, опытного слесаря без вредных привычек очень сложно. На предприятии создан технический отдел, очень тесно мы работаем с сельскохозяйственной академией, они помогают нам в расчетах и технически сложных проектах. Кстати, преподаватели и студенты работали вместе с нами и над созданием болотоходов. К сожалению, их производство сейчас приостановлено. У одной из компании-производителя обнаружили многочисленные нарушения и под запрет попали все остальные.
— Как сотрудники завода отреагировали на появление нового направления?
— Реакция была неоднозначной. Некоторые смеялись и не верили, что возможно многолетний хлам, каким порой кажутся пришедшие авто, превратить в дорогой автомобиль. Когда же из цеха на своем ходу вывели первый ретро-автомобиль, сомнений больше не осталось. Не так давно мы закончили работу по реконструкции автомобиля Volvo 264 TE, их было выпущено всего 335 штук. Тот, что реконструировали, когда-то возил посла ГДР в Японии.
К беседе подключился руководитель направления по восстановлению ретро-автомобилей, фанат своего дела Юрий Меновщиков:
— Восстановление автомобиля можно сравнить с филигранной ювелирной работой. При восстановлении мы стараемся использовать аутентичные детали, то есть которые были выпущенные в то время. Для этого ищем деталь и в России, и за рубежом. Если уже невозможно найти, понятно, что выпуск многих давно прекращен, то восстанавливаем, используя при производстве оригинальные чертежи и схемы. У детали-новодела должны быть те же свойства, что и у оригинала.
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: ИА UssurMedia
— Где берете схемы?
— Поиск информации занимает немало времени в ходе реконструкции. Ищем у производителей, к примеру, у "Мерседес Бенц". Они владеют конкретной документацией. Кроме того, есть специалисты и в европейской части страны, занимающиеся ретро-автомобилями. Когда вообще невозможно найти информацию о детали, занимаемся ревес-инжинирингом. Поэтому работа в удовольствие, тут нет однотипных задач, каждая деталь индивидуальна. К определенной модели автомобиля необходимо подобрать свою. Процесс можно сравнить с подбором костюма или примеркой платья, подбором аксессуаров. Только времени на это уходит в несколько раз больше. Бывает, что находим необходимые детали в России. Но порой рентабельнее и дешевле привезти комплектующие из-за границы. Когда видишь, что подарил вторую жизнь машине, она снова готовится двинуться в путь, это такой адреналин!
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: из личного архива Александра Митуса
— Какой сейчас в работе самый "пожилой" ретро-автомобиль?
— Пожалуй, "Мерседес 600", эта модель выпускается с 1963 года. Она представительского класса для высокопоставленных чиновников. Отсюда роскошь и комфорт салона, который нам предстоит воссоздать. Есть, конечно, и попроще – "Мерседес 300", но тоже раритетный "дедушка". Здесь придется покорпеть. Только для восстановления одних деталей из красного дерева потребуется пройти несколько этапов. Отмечу, у каждой партии автомобилей свой цвет, своя комплектация, и нам нужно попасть, что называется, "тон в тон".
— Говорят, что старинные автомобили самые натуральные?
— В старых авто часто использовали настоящие ткани, обычно кожу. Наша задача их найти или воссоздать точь-в-точь. Кстати, поиск ткани тоже целя история. Приходится "гоняться" за ними по всему миру.
— Сколько человек работает над восстановлением ретро-автомобилей?
— В проекте задействовано 16 человек.
— Сколько вы уже восстановили ретро-авто?
— Пока восстановлено два и еще два на выходе.
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: из личного архива Александра Митуса
— Александр Павлович, получается, что ретро-автомобиль должен дважды пересечь границу России. Таможня дает на это добро?
— Поначалу было между нами недопонимание, но я обратился к руководству Владивостокской таможни, объяснил ситуацию, предоставил документы и услышал вопрос: "Чем вам помочь?" После этого вопросов не возникало. Мы наладили сотрудничество.
— Получается, что предприятие из Уссурийска фактически занимается налаживаем международных связей. Поднимает престиж города за границей?
— Оспаривать этот факт не буду. Для нас очень престижно, что ретро-автомобили, восстановленные на уссурийском предприятии "Стэп-авто" руками уссурийских техников, разойдутся по всему миру. Надеемся, что это поднимет не только престиж завода, но и всего городского округа.
Восстановление ретро-автомобилей. Фото: из личного архива Александра Митуса
— Что еще не хватает предприятию для "набора высоты"?
— Необходимо техническое дооснащение. Хотя мы нашли выход, наладив деловые отношения с заводами в Арсеньеве "Прогресс" и" Аскольд". Однако остро стоит проблема с подбором специалистов.