Победителем престижного соревнования педагогического мастерства в Уссурийске стала учительница информатики и черчения Юлия Осипова. Педагог школы № 25 пришла в профессию случайно и вот уже 24 года с мелом, указкой в одной руке и компьютерной мышкой в другой обучает современных школьников. О трех китах педагогики, кнопках на стуле и о том, как мечта наряжать людей в красивую одежду сменилась школьной партой, педагог рассказала в интервью корр. ИА UssurMedia.
От актрисы до модельера: о детских и юношеских мечтах
— Ну, понятно, что в самом раннем детстве все мальчики мечтали стать космонавтами, а девочки – актрисами, и без мечты об актерской стезе в моей жизни не обошлось. В более сознательном возрасте я уже точно выбрала для себя, кем хотела стать – инженером-конструктором. Хотела создавать одежду и красиво одевать людей. На одном "хочу" все не остановилось, хотела – стала, точнее, окончила Благовещенский политехнический институт, но вот людей так и не нарядила. Была такая шутка, когда оканчивали школу, все разъезжались, раньше ведь не документы разъезжались, а люди, это сейчас все наоборот. Шутили, что когда окончу институт, приеду и буду директором местной швейной фабрики. Выучилась, приехала, а швейной фабрики нет. Тогда судьба распорядилась иначе.
Случайная неслучайность: из инженера-конструктора в педагоги
— В государстве были такие условия, когда инженера-конструкторы, те люди, которые создают новую, красивую одежду, оказались не нужны. Все фабрики закрылись, и вакансии были только на государственных службах. По окончании Благовещенского политехнического института меня пригласили в школу преподавать ИЗО, черчение и технологию, так как в нашем вузе была мощная база, и все предметы, связанные с этими науками, мы изучали досконально. Мест для работы инженером-конструктором не было, поэтому я и пошла в школу, пошла и осталась. С тех пор прошло уже 24 года.
Интерактив. Фото: из личного архива Юлии Осиповой
Колесить по стране с учительским мелом и указкой сложнее, чем кажется
— Муж военнослужащий, поэтому побывала во многих школах, во многих населенных пунктах, время пришло – приехали в Уссурийск. Здесь я живу всего пятый год, в Приморском крае восемь лет, а до этого были другие места, так как школы есть везде, и ни разу не было такого, что не нужен был педагог. Единственно, преподаватели требовались разных исциплин, и из-за этого пришлось освоить новые предметы: ИЗО, черчение, технология, основы религиоведения, информатику, МХК. Когда переезжаешь, сложнее всего расставаться с учениками, это то, к чему невозможно привыкнуть.
"Три кита педагогики"
— Как говорят великие педагоги, "если ты знаешь методику, то предмет преподавания не имеет значения". Чтобы преподавать предмет, нужно знать методику, педагогику и содержание предмета. Методика стоит впереди, так как это главный фундамент педагогического мастерства. У нас сейчас такая осоьенность работы, что даже если ты работаешь не в школе, всегда появляется много нового, что своевременно необходимо осваивать, чтобы твои ученики не застали тебя врасплох. К современному ребенку нельзя прийти неподготовленной, будешь выглядеть бледно и неинтересно.
Урок. Фото: из личного архива Юлии Осиповой
Ученик сейчас и 24 года назад: о репетиторстве и каверзных вопросах
— Я бы не сказала, что современные школьники стали задавать более каверзные вопросы или чаще ставят в неловкое положение. Вспоминаю школьников 2000-х, и, знаете, они задавали не менее запутанные вопросы. Всегда хватает и отсутствия дисциплины, и неожиданных диалогов. Мне кажется, современные школьники более успокоенные. Раньше дети больше к чему-то стремились, сегодня же современные дети более загружены, но уже вне школы, и загруженность порой даже бестолковая, если разобраться. Ладно, если это целенаправленный интерес: спорт, творчество, но сейчас большую тенденцию получило репетиторство. Считаю, что не совсем это нужная загруженность. Почему? Да потому, что непонятно, какой это репетитор, благо если хороший, а с другой стороны, в школе тоже детей готовят, и не хуже. Причин много, по которым нанимают репетиторов. С одной стороны, случаются ситуации, когда школьник плохо усваивает предмет, и родители как палочку-выручалочку ищут репетитора, или когда по уважительным причинам ребенок пропустил много новой информации, которую освоили сверстники, и надо быстро наверстать. Если подойти вплотную к теме экзаменов, то здесь следующие размышления. Это оправданные стремления. В любом случае каждый решает сам для себя: надо или нет. Я не противник репетиторства, просто стоит относиться к этому разумно.
Быть или не быть: об экзаменах и социальном лифте
— У нынешней экзаменационной системы есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, выпускники получают шанс поступить в вузы своей мечты, к примеру, с Дальнего Востока переехать на обучение в Москву – социальный лифт. С другой стороны, если раньше мы учили детей выражать свою точку зрения, то теперь экзаменационная система приводит к тому, что от детей это не особо требуется, а жаль. Введение сочинения как раз решает тот пробел, о котором сказала ранее.
Оружие современного учителя далеко не указка
— Главное оружие учителя какое? Слово. Беседуем, объясняем. Также важно наладить личностные отношения, так как во многом отношение к тебе как к учителю, твой авторитет, отношение к предмету определяется тем, каким ты предстаешь в глазах ученика, и здесь важно заслужить его доверие к себе.
Быть педагогом — это призвание или работа?
— Не понимаю фраз "я не работаю учителем, я живу этим", мне кажется, что это слишком высокопарно и пафосно. Прежде всего, надо быть человеком, а если ты человек в поступках и мыслях, то ты точно понимаешь, что работу, которая возложена на тебя, ты должен выполнять хорошо, по возможности очень хорошо, и понятно, что к работе надо относиться с душой, развиваться в той сфере, которой посвятил свою жизнь.
"Кнопки на стул не подкладывали и дверь дегтем не мазали, но вспомнить есть что"
— Когда ты приходишь в новый класс, это всегда "первый" урок для тебя, это всегда оценивающий взгляд со стороны учеников, кто-то пытается проявить себя и не всегда с хорошей стороны. Мой первый урок в школе был в Благовещенске, это были старшие параллели, огромные классы, первый урок черчения в девятом классе, где за партами сидят уже возмужавшие парни и взрослые девчонки, конечно, и коленки тряслись, и голос дрожал. Однако со временем все плохое забывается и остается только хорошее.
Кумиры в педагогике, и чьи методы преподавания пошли в ход работы
— Мне очень импонируют методы и философия преподавания Макаренко, так как всегда получалось так, что где бы я ни работала и в каком регионе ни была, у меня всегда очень сложные классы. Социальный состав, поведение, успеваемость – было с чем справляться. Методы Макаренко – это единственные методы, которые помогают действовать в таких классах, и они реально работают. Коллективно-творческое дело, доверие и провокация – то, что срабатывает всегда.
Каким должен быть настоящий педагог?
— Настоящий учитель, прежде всего, должен быть человеком, по возможности хорошим человеком и уметь не только учить, но и учиться. Знаете, есть такая хорошая фраза: "Первые пять лет учитель портит детей, еще пять – учится, следующие пять уже учит". Поэтому, чтобы стать серьезным педагогом, нужна, наверное, вся жизнь, а мой стаж 24 года – это не предел.
Совет сегодняшним выпускникам: идти или не идти в педагоги?
– Если есть ощущение, что это твое, надо идти, невзирая ни на что. Потому что жизнь – штука короткая, и в старости ты начнешь задаваться вопросом, а что ты сделал для мира. Может, посадил дерево, а может, еще и воспитал несколько поколений детей. Я постоянно вспоминаю Джерома Сэлинджера и его культовое произведение "Над пропастью во ржи". Там есть эпизод, когда дети бегают по полю, а на краю стоит главный герой и не дает им шагнуть в пропасть. Наверное, если бы Холден Колфилд вырос, он бы стал учителем. Потому что как раз в этом и заключается призвание педагога, именно здесь его место на земле.