В начале учебного года все российские школьники начиная с 6 класса будут проходить профориентационные тесты, разработанные в рамках проекта "Билет в будущее". Об этом рассказали в союзе "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)", который выступает оператором проекта. Акцент в тестах сделан на экономику будущего и цифровые профессии — многие участники смогут опробовать их на практике. Эксперты согласны с необходимостью практических занятий, но отмечают, что для осознанного выбора профессии этого всё же недостаточно, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на официальные материалы "Известия".
От привычных заданий на профориентацию, которые сегодня проходят школьники, тестирование в рамках проекта "Билет в будущее" отличается в первую очередь масштабом, подчеркивают в пресс-службе WorldSkills Russia. Кроме того, в нем будут использованы современные методики, разработанные при участии "профессиональных представителей реального сектора".
— 1 сентября всем школьникам страны 6–11 классов представится возможность пройти тестирование по проекту "Билет в будущее". Это профориентационный тест, в процессе которого с помощью специально составленных вопросов и методик будут определены склонности и таланты учащихся. Не менее 100 тысяч из них в этом году получат возможность не только узнать результаты теста, но и попробовать себя в профессии под началом опытных наставников. Предполагается, что это будет серия практических занятий по выбранным специальностям, — сообщили в пресс-службе "Молодых профессионалов".
В рамках проекта профессии разделены на два блока — цифровые и аналоговые. Каждый участник примерит на себя как минимум по две из двух блоков. По цифровым специальностям запланированы онлайн-курсы с педагогом-тьютором продолжительностью до месяца. По аналоговым — практика на площадке, которая займет 1,5-4 часа.
Проект ориентирован на экономику будущего, в него уже включено более 30 профессий, опробованных на чемпионатах WorldSkills Junior и DigitalSkills.
— Ставка делается на цифровые технологии, новые отрасли и профессии, а также модернизацию существующей экономики — ведь "цифра" приходит и в привычные сервисные профессии, — рассказали в WorldSkills Russia.
Среди направлений, которые включат в проект — интернет вещей, 3D-моделирование, прототипирование, блокчейн и информационная безопасность. Кроме того, будет и небольшой блок классических профессий, таких как столярное и ювелирное дело, технология моды и парикмахерское искусство.
— Наша основная цель заключается в том, чтобы создать для школьников возможность как можно раньше определиться с профессией и пройти профессиональную стажировку непосредственно в ведущих промышленных компаниях страны, а также получить гранты на приобретение практических навыков. Такая возможность должна быть у школьников из всех 85 регионов России, — подчеркнула, в свою очередь, гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
К проекту уже привлечено несколько образовательных учреждений, включая центр "Сириус" и детские технопарки "Кванториум", а также центры компетенций WorldSkills Russia, вузы и колледжи. Предполагается и участие крупнейших работодателей, но название компаний пока не раскрывается.
Существующая система не позволяет подросткам осознанно выбрать профессию, соглашаются эксперты по профориентации, педагоги и социологи. Причем неважно, прошли школьники тесты или нет, — тестирования недостаточно, чтобы сделать осознанный выбор, подчеркивает руководитель оргкомитета образовательной выставки "Навигатор поступления" и гендиректор компании Maximum Михаил Мягков.
Практические занятия повышают шансы прочувствовать профессию и правильно сориентироваться. По мнению ректора Российского университета кооперации Сергея Гиля, наиболее эффективный формат — работа с наставниками в режиме профессиональной пробы. В беседе с "Известиями" эксперт отметил, что сейчас бизнес активно занимается этим вопросом, но, как правило, программы заточены под конкретные предприятия и специальности. В целом же компании готовы включаться в процесс, но им не хватает площадок, где это можно было бы делать совместно.
Помимо практики, для правильной профориентации школьникам нужна психологическая готовность делать осознанный выбор, считает руководитель проекта "Я — профессионал", завкафедрой факультета социальных наук НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
— У сегодняшних выпускников такой готовности нет. В большинстве случаев поступление на ту или иную специальность — это либо выбор родителей, либо веяние моды, — заметила она.
Нынешние подростки часто инфантильны, они привыкли быть "под зонтиком школы", при этом хотят мало работать и много зарабатывать, подчеркнула Валерия Касамара. Чтобы решить проблему, следует работать с психологией и мотивацией детей, запустив в школах соответствующие программы тренингов.