Более половины студентов вузов в России совмещают учебу и работу. Основная часть трудится не по специальности, большинство работают в первую очередь ради денег. Такие данные приводят исследователи НИУ ВШЭ в аналитическом докладе "Российская молодежь: образование и наука" за 2017 год. Эксперты сходятся во мнении, что работа не по специальности отвлекает молодежь от учебы и приводит к снижению качества образования. Чтобы решить эту проблему, одни специалисты предлагают повысить стипендии, другие — расширить взаимодействие между работодателями и учебными заведениями, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на материалы газеты "Известия".
По данным исследования ВШЭ учебу и трудовую деятельность совмещает 51% студентов вузов. В среднем они уделяют работе 27 часов в неделю, или 70% стандартной 40-часовой рабочей недели. Более половины (54%) работающих студентов трудятся для удовлетворения своих финансовых нужд. И только 28% — для получения опыта, который впоследствии оценит работодатель. При этом 60% студентов устроились не по специальности.
Для работодателя опыт работы выпускника важнее, чем его диплом, показало то же исследование. При найме молодого специалиста компании оценивают наличие профильного опыта в 4,2 балла из 5. Второе место по значимости разделили такие критерии, как наличие любого диплома о высшем образовании (3,3 балла) и любого опыта работы у выпускника (3,1 балла). Получение диплома о высшем образовании в престижном вузе было оценено в 2,4 балла, а "красный" диплом — всего в 2 балла.
Заместитель директора Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Николай Шугаль уточнил, что исследование проводилось на основе данных общероссийского опроса. В нем приняли участие 3,3 тысячи студентов и около 1 тысячи работодателей из 50 регионов страны.
Николай Шугаль полагает, что для ранней адаптации студентов к нынешним требованиям компаний необходимо развивать формы кооперации между вузами, профессиональными образовательными организациями и работодателями.
— В целом нужна серьезная проработка механизмов дуальной модели обучения (предполагает организацию практики в компаниях. — "Известия"), целевого обучения. Также целесообразно обновить хотя бы формат самих производственных практик с ориентацией на результат, — отметил эксперт.
Заведующая отделом мониторинга экономики образования ВШЭ Наталья Бондаренко обратила внимание на то, что студенты готовы совмещать работу и учебу в первую очередь для поддержания своего уровня жизни.
— Но работодатели, предполагая, что у молодых людей пока нет достаточных профессиональных знаний и опыта, не всегда берут их в штат. Как правило, студенты сообщали, что занимались оказанием услуг, вспомогательной работой в офисе или осваивали рабочие профессии, — сообщила Наталья Бондаренко.
Она отметила, что большинство студентов считают, что совмещение учебы и работы не влияет на их успеваемость. Но объективно об этом могут судить только преподаватели вузов.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко считает, что студентам, обучающимся по программам бакалавриата, лучше все время посвятить получению знаний. А вот в магистратуре трудовая деятельность по специальности только приветствуется, она необходима для получения профессионального опыта.
Председатель российского профсоюза студентов Алексей Казак полагает, что молодежь вынуждена подрабатывать из-за низких стипендий — государственная академическая стипендия для учащихся вузов сейчас составляет около 1,5 тысяч рублей в месяц. Исправить ситуацию, по мнению эксперта, может только повышение ее размера до прожиточного минимума. По данным за II квартал этого года, он составил 10,3 тысяч рублей в среднем по стране.
Ранее исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что треть молодых безработных имеет высшее образование.