Один из трех россиян за последние полгода сталкивались с нарушением своих прав в повседневной жизни. Чаще всего это происходит при покупках товаров в магазинах, а также в сферах здравоохранения и ЖКХ. Но отстаивать свои права 74% пострадавших не готовы. Эксперты считают причиной этого отсутствие эффективного механизма защиты своих прав у граждан и высокий уровень терпения, что приводит к их правовой пассивности, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на материалы газеты "Известия".
По результатам исследований аналитического центра НАФИ, в целом о нарушении прав в течение полугода сообщили 28% респондентов. Среди жителей Москвы и Петербурга их доля составляет 36%, а в других городах-миллионниках — 37%. Причем 11% обратившихся указывают, что у них было пять и более таких случаев в течение полугода.
Среди тех, кто сталкивался с нарушениями своих прав, 33% признались, что они были связаны с розничной торговлей. Например, покупателям отказывали в возврате некачественного товара. 32% отметили нарушение своих прав в сфере ЖКХ и медицины — когда стоимость услуг оказывалась завышенной.
Реже опрошенные сообщали о нарушениях в сфере транспортных услуг (13%), связи (12%), общественного питания и финансовых услуг (по 10%).
Отвечая на вопрос, что они предпринимали, когда их права были нарушены, большинство участников исследования (32%) сообщили, что обращались за советом к близким. 26% в такой ситуации искали информацию в интернете. К услугам профессиональных юристов прибегали лишь 13% опрошенных, а 11% самостоятельно изучали законы и постановления.
По данным юридической компании "Амулекс", совместно с которой проводилось исследование, механизм жалоб использовал лишь каждый пятый пострадавший: напрямую к нарушителям обращались 11%, в вышестоящую инстанцию — 6%, в прокуратуру и Роспотребнадзор — 2%. При этом граждане с высшим образованием писали жалобы вдвое чаще, чем те, кто не оканчивал вуз (28% против 15%).
А 74% никаких активных действий при нарушениях их прав не предпринимали (среди людей с высшим образованием их доля составила 67%).
— Результаты исследования демонстрируют правовую пассивность наших граждан — чаще всего "решение" вопроса с нарушением прав заканчивается обсуждением ситуации с близкими и друзьями, не переходя в правовую плоскость, — прокомментировала "Известиям" данные опроса гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — С одной стороны, это связано с отсутствием знаний и навыков в области защиты собственных прав даже по самым бытовым вопросам. С другой — с нашим высоким уровнем терпения.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Роспотребнадзор Приморья назвал бухты, где нельзя купаться
Приморцы высказали Счетной палате РФ недовольство услугами ЖКХ