Июнь 2010 года надолго запомнится приморцам масштабной облавой на членов кировской банды, или "приморских партизан", как их почти сразу окрестили журналисты. Перекрытые дороги, танки в лесу, 1,3 тысячи полицейских, штурм с участием ОМОНа – Приморье на какое-то время превратилось практически в зону боевых действий. А затем 3,5 года судов, обвинительный приговор, большие сроки заключения, смягчение наказания, пересмотр дела и освобождение двух подозреваемых на свободу. Все семь лет в обществе не утихали страсти вокруг "приморских партизан", кто-то до сих пор считает их бандитами, кто-то борцами за справедливость. В годовщину штурма дома в Уссурийске с "приморскими партизанами" ИА PrimaMedia вспоминает историю "кировской банды".
Перекрытые дороги, 1,3 тысячи полицейских, ОМОН, вертолеты и танки
Первые упоминания о банде вооруженных до зубов преступников, нападающих на полицейских, появились в прессе 7 июня 2010 года. Именно в этот день в Приморье был объявлен план "Перехват". В ночь на 8 июня в СМИ появилась информация о нападении на патрульную машину возле села Хвалынка. Тогда были тяжело ранены два милиционера. Нападавшие открыли по ним огонь из машины.
В тот же день полицейские задержали подозреваемого в нападении на милиционеров. Однако позже выяснилось, что никакого отношения к преступлениям "приморских партизан" он не имеет и его отпустили.
К операции по обезвреживанию преступников подключился ОМОН, спецназ ФСБ, также были задействованы вертолеты. Участвующие в операции силовики получили приказ — в случае обнаружения бандитов стрелять на поражение.
Дело "приморских партизан" вызвало широкий общественный резонанс. Фото: РИА PrimaMedia
9 июня отряд из 150 милиционеров был отправлен в Кировский район на поиски банды. В то время как вся милиция искала преступников, жители Спасского и Кировского районов были готовы поддержать беглецов в их борьбе.
В этот же день бандитов окружили в приморском поселке Горные ключи. Прилегающий лес был полностью оцеплен силами милиции и спецназа. В самом поселке жители замерли в ожидании предполагаемых перестрелок. Дороги перекрыли, а жителей пускали в окружную. Милиция усилила охрану детских лагерей из-за поиска вооруженных бандитов. Тогда же отец участника банды Романа Савченко попросил приморских генералов УВД и ФСБ отменить приказ стрелять на поражение.
Вечером появилась информация, что партизаны, возможно, движутся в сторону Владивостока, чтобы скрыться в большом городе, либо могут прорваться за пределы края, чтобы перебраться на Запад. На тот момень в спецоперации по их поимке было занято уже более 1,3 тысячи человек.Силовикам была поставлена четкая задача — обезвредить группировку до 12 июня. Вдоль трассы через каждые 200 метров стояли вооруженные милиционеры. Помимо этого в край согнали танковые взводы.
Вечером, 10 июня, Следственный комитет официально сообщил о задержании одного из участников банды – Романа Савченко. Позже в его доме был организован обыск. В Кировском районе ввели комендантский час.
11 июня список подозреваемых пополнился еще одной фамилией. Полиция объявила, что в состав банды входит Владимир Илютиков. Днем был задержан второй подозреваемый – Максим Кириллов.
Штурм дома с "приморскими партизанами"
Кульминацией всего этого переполоха стал штурм дома в Уссурийске, где спустя пять дней усиленных поисков обнаружили "приморских партизан". В доме на улице Тимирязевская, 73 11 июня находились пятеро: Александр Ковтун, Максим Кириллов, Владимир Илютиков, Андрей Сухорада и Александр Сладких. Им было предложено сдаться, но они открыли огонь, после чего было принято решение пойти на штурм.
Ближе к 15.00 появилась информация, что бандиты взяли в заложники продавщицу, укрывшись в помещении продуктового магазина, расположенного в доме. Один из участников банды, Владимир Илютиков, сдался. В результате перестрелки ранили одного из гражданских. Движение на федеральной трассе Владивосток-Хабаровск было полностью парализовано из-за штурма боевиков.
Дом, в котором держали оборону "приморские партизаны". Фото: РИА PrimaMedia
К 17.00 следственный комитет подтвердил, что в ходе спецоперации убиты Андрей Сухорада, Александр Сладких. Позже стало известно, что они покончили с собой. Переговоры с Александром Ковтуном продолжались около трех часов. Все это время целый район вокруг дома был оцеплен. Но толпы зевак неотступно дежурили вместе с оперативниками, ожидая экшена. На переговоры к главарю банды выехала мать и адвокат, которым удалось уговорить его сдаться. После Ковтуна увезли в отделение на допрос.
Первый суд
Первое слушание уголовного дела "приморских партизан" состоялось 23 января 2013 года. Объемы уголовного дела в отношении шести подсудимых: Александра Ковтуна, Вадима Ковтуна, Романа Савченко, Максима Кириллова, Владимира Илютикова, Алексея Никитина – насчитывали десятки томов.
"Партизаны" обвинялись по 11 статьям Уголовного кодекса — в убийствах, бандитизме, кражах, посягательстве на жизни и в других преступлениях, которых в общей сложности в материалах дела было около 30.
В ходе судебного процесса Приморский краевой суд прекратил уголовное преследование подсудимых за пять незначительных преступлений. Подсудимым "простили" несколько краж паспортов, незаконное проникновение в дом, а также прекратили преследование Александра Ковтуна за побег из-под стражи.
Уголовное дело в отношении "приморских партизан" в общей сложности рассматривалось в Приморском краевом суде целый год. В итоге присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт. Предполагаемого лидера убивавшей сотрудников милиции группы Александра Ковтуна, а также Никитина и Илютикова суд приговорил к пожизненному заключению, Романа Савченко — к 25 годам колонии, Кириллова — к 22 годам, а Вадима Ковтуна, которого присяжные не признали членом группы, — к 8 годам и 2 месяцам.
"Приморские партизаны". Фото: РИА PrimaMedia
Следствием и судом тогда было установлено, что в 2009 году Александр Ковтун совместно с Андреем Сухорадой создали устойчивую вооруженную группу, в которую были вовлечены еще несколько человек.
Считалось, что в сентябре 2009 года в районе кладбища в окрестностях поселка Кировского они совершили убийство четырех человек и похитили у них наркотические средства. Скрывая улики, злоумышленники сожгли автомобиль одного из потерпевших.
В феврале 2010 года на улице Давыдова во Владивостоке злоумышленники совершили, пожалуй, самое резонансное преступление: убили милиционера, а также похитили оружие, удостоверение и деньги.
27 мая 2010 года, чтобы завладеть оружием и боеприпасами, злоумышленники убили милиционера в селе Ракитное, похитили имущество и скрылись. С той же целью 29 мая 2010 года на трассе "Спасск-Дальний–Варфоломеевка" они совершили вооруженное нападение на сотрудников ГИБДД.
"Приморские партизаны". Фото: РИА PrimaMedia
Первый приговор "партизанам" был обжалован в Верховном суде РФ в мае 2015 года. Наказание смягчили. Так, пожизненно осужденные Александр Ковтун и Илютиков должны будут провести в колонии строгого режима 25 лет, Савченко — 24 года, Кириллов — 19 лет. Кроме того, в мае 2015 года Верховный суд направил во Владивосток на пересмотр один из самых важных эпизодов уголовного дела, по которому проходили Алексей Никитин и Вадим Ковтун, — об убийстве в сентябре 2009-го четверых наркоторговцев неподалеку от поселка Кировский.
Пересмотр убийств на конопляном поле
Пересмотр дела в отношении пяти подсудимых (Александр Ковтун, Вадим Ковтун, Алексей Никитин, Максим Кириллов, Владимир Илютиков) начался в марте этого года. Им вменялось убийство четырех местных жителей (Пономаренко, Макаренко, Соловьева и Наумова), охранявших посевы конопли. Гособвинение настаивало, что мотивом для убийства послужила корысть: по версии следствия, подсудимые похитили у убитых ценные вещи и наркотические вещества, а автомобиль сожгли, чтобы скрыть улики.
Следствие утверждало, что в тот день Вадим Ковтун подвозил некоторых членов банды к указанному ими месту и знал, что они планировали, после чего уехал по своим делам. А Алексей Никитин непосредственно принимал участие в расправе над потерпевшими и в сокрытии улик. Оба этих подсудимых не фигурировали в других делах "кировской банды". И именно от исхода этого дела и решения присяжных завесила их дальнейшая судьба.
В ходе прений, адвокаты отмечали нестыковки в деле и отсутствие железных доказательств со стороны обвинения. Многие аспекты вызывали ряд вопросов.
Как отмечали адвокаты, в машине, в которой по версии следствия, подсудимые перевозили погибших, не нашли ни следов крови, ни единого отпечатка членов банды. На месте той стоянки, где якобы происходила кровавая бойня, не было обнаружено ни пуль, ни гильз, ни следов борьбы.
Выпущенные на свободу Никитин и Вадим Ковтун. Фото: РИА PrimaMedia
Однако главным аргументом для присяжных стало то, что найденные тела не были должным образом идентифицированы и опознаны. В результате пересмотра дела 20 июля 2016 года присяжные вынесли оправдательные вердикт, а Вадим Ковтун и Алексей Никитин были отпущены из-под стражи в зале суда.
Однако прокуратура обжаловала итоговое судебное решение по данному делу в Верховном Суде. Позиция государственного обвинения при повторном судебном слушании осталась прежней, "фигуранты причастны к убийству жителей Кировского района в сентябре 2009 года".
26 декабря 2016 года Верховный суд отменил оправдательный приговор и направил дело на новое рассмотрение. Вадим Ковтун и Алексей Никитин в настоящее время находятся под подпиской о невыезде. Присяжных для пересмотра дела "приморских партизан" не могут собрать до сих пор.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Суд над "приморскими партизанами", которых "взяли" в Уссурийске, стартует вновь