Небольшой парк на улице Лермонтова в Уссурийске давно стал излюбленным местом для прогулок и фотосессий горожан. Сюда часто приезжают молодожены. В народе его прозвали "Суворовским парком" и лишь немногие знают, что на самом деле это сквер 40-летия Победы. А история скрытого среди деревьев мемориала известна еще меньшему числу уссурийцев. В сквере захоронены останки участников советского блицкрига 87-летней давности, защитивших интересы своей страны и граждан. Бойцы уссурийского гарнизона тогда вошли в состав ударной группировки войск. Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге завершился 22 декабря 1929 года подписанием договора, по которому статус-кво на КВЖД был восстановлен, а права СССР сохранены. Взглянуть на события тех лет через историю памятника в уссурийском сквере своим читателям предлагает ИА UssurMedia.
Справка: КВЖД – Китайско-Восточная железная дорога, построенная русскими в первые годы ХХ столетия. Обслуживала Порт-Артур и была кратчайшим путем между Забайкальской и Уссурийской железными дорогами. Вокруг существовала полоса отчуждения, считавшаяся русской территорией, где действовали русские законы и была своя валюта. После революции в России получила статус совместного советско-китайского предприятия. В 1935 году СССР продал КВЖД Маньчжоу-Го. Окончательно передана Китаю 31 декабря 1952 года. Мемориал в сквере 40-летия Победы. Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Политическая сторона конфликта на КВЖД
КВЖД с момента ее постройки всегда оставалась важным стратегическим объектом. После Октябрьской революции 1917 года она стала предметом спора крупнейших мировых держав. В 1924 году были установлены дипломатические отношения между СССР и Китаем, при этом КВЖД признавалась совместным советско-китайским коммерческим предприятием. Но из-за гражданской войны в Китае произошли значительные изменения внутриполитической обстановки.
В это же время КВЖД почти полностью превратилась в советское предприятие. Приход Чан Кайши к власти в Китае стал переломным моментом в истории дороги. Взятый им курс на уменьшение советского присутствия обернулся объявленной губернатором Маньчжурии национализацией КВЖД. Было объявлено, что КВЖД стало "не только коммерческим предприятием для Советов, но и линией проникновения большевизма в Китай". С декабря 1928 года маньчжурские власти начали предпринимать попытки по захвату дороги.
Протестующие против действий белокитайцеа на КВЖД рабочие Никольск-Уссурийского. Фото: Алексей Кушешвили (из экспозиции уссурийского музея)
Обострились противоречия между белой эмиграцией и советской колонией Китая. По данным китайских источников, к 1929 году количественное соотношение между эмигрантами и советскими гражданами было приблизительно одинаковым: из 57 тысяч русских, проживавших в Харбине, советских граждан было 27 тысяч, а эмигрантов – 30 тысяч человек.
Справка: История нынче многомиллионного города Харбина началась с первого русского барака в железнодорожном поселке Сунгари в 1898 году.
Предыстория советского блицкрига
В феврале 1929 года, в Никольск-Уссурийский прибыл маршал Семен Будённый. Бытует мнение, что его визит в самом начале обострения советско-китайских отношений был не случаен. Он выезжал с инспекцией к границе, сохранились фотографии с пограничниками и уссурийскими кавалеристами. Причем, ряд командиров 9-й отдельной Дальневосточной кавалерийской бригады служили с маршалом еще во времена Гражданской войны в Первой конной армии.
Семен Будённый в Никольск-Уссурийском. Фото: Алексей Кушешвили (из лекционного фонда краеведческого музея Уссурийска)
Летом 1929 года Советский Союз начали "выдавливать" с КВЖД. Участились систематические налеты полиции, убийства русского персонала. 10 июля КВЖД была полностью захвачена китайцами, разгромлены все советские государственные организации. 17 июля СССР разорвал отношения с Китаем. Китайские власти арестовали около двух тысяч служащих КВЖД и госучреждений. Специально для советских граждан был создан концлагерь Сумбэо. Начались массовые увольнения и отток советского персонала дороги.
Китайская армия находилась в полной боевой готовности. В воздухе запахло войной. На станцию Суйфэньхэ из глубины Китая пришли 10 эшелонов солдат и четыре бронепоезда. Ситуация стала развиваться стремительно.
Китайские военнослужащие. Фото: из лекционного фонда краеведческого музея Уссурийска
Приморская группировка войск Особой Дальневосточной армии
Военные приготовления и провокации со стороны Китая на границе принимали все более широкие масштабы. В августе 1929 года Реввоенсовет СССР отдал приказ о формировании Особой Дальневосточной армии, развернутой от Забайкалья до Приморья тремя группировками — в Забайкалье, Приморье и на сунгарийском направлении. Командующим ОДВА назначался Василий Блюхер.
Советское руководство поставило перед ОДВА задачу упреждающими ударами разгромить группировки китайских войск, выдвинутые к нашей границе, и тем самым обеспечить безопасность страны на Дальнем Востоке, а также восстановить положение на КВЖД, существовавшее до 10 июля.
Красная армия в Приморье к 1929 году была немногочисленной. Во Владивостоке и в Раздольном стояла Первая тихоокеанская стрелковая дивизия, а в Никольск-Уссурийском расквартированы полки 9-й отдельной Дальневосточной кавалерийской бригады. К концу 1929 года они составили Приморскую группировку войск Особой Дальневосточной армии. В своем составе группировка имела 2,8 тысяч штыков, 960 сабель, около 130 пулеметов, 36 орудий, 25 самолетов.
Бойцы Красной армии на КВЖД. Фото: из лекционного фонда краеведческого музея Уссурийска
Там, где в современном Уссурийске сейчас Северный городок, располагался 87-й полк 9-й ОДВ кавбригады, но казармы и конюшни тех времен не сохранились. Кавалерия занимала также казармы в районе нынешнего расположения 70-й гвардейской Духовщино-Хинганской ОМСБр (бывшие казармы УВВАКУ).
С сентября 1929 года эти части уже находились на советско-китайской границе в районе Турьего Рога. Они же и составили основную часть ударной группировки в под Мишаньфу (Мишань). С китайской стороны были развернуты войска Мукденской армии, шестикратно превосходящие их по численности.
Бои под Мишаньфу
Военные историки отзываются о конфликте на КВЖД, как о сравнительно небольшой по масштабу и краткосрочности боевой операции. Но советские войска видели перед собой превосходящие по численности силы противника. Стояла задача – действовать молниеносно. Предстояло захватить ключевые транспортные узлы, обеспечить превосходство на локальных участках, нанести удары по резервам противника и обеспечить себе господство в воздухе.
Блицкриг и разгром китайских войск Особой Дальневосточной армией занял чуть больше месяца: с 12 октября по 20 ноября 1929 года. Он вылился в три последовательные наступательные операции: Сунгарийскую, Мишаньфускую и Маньчжуро-Чжалайнорскую.
Справка: в военном конфликте на КВЖД советские войска впервые применили в бою танк МС-1 (Т-18), а также новый ручной пулемет ДП (Дегтярёва пехотный). Ручной пулемет ДП (Дегтярёва пехотный). Фото: из лекционного фонда краеведческого музея Уссурийска
Боевые действия под Мишаньфу заняли около двух суток. Минобороны РФ на своем сайте сообщает об операции скупо: "Приморская группировка (около4 тысяч человек, 36 орудий, 25 самолетов) разгромила группировкуку противника (5,5 тысяч человек, 6 орудий), овладела Мишаньфу и очистила от китайских войск весь район до реки Мулинхэ".
Из исторических источников известно, что 16-17 ноября советские войска перешли границу. 17 ноября в 6.40 утра 19-й авиаотряд нанес бомбовый удар по аэродрому Мишаньфу, уничтожив четыре самолета.
Кавалеристы 17 ноября совершили марш и с ходу вышли к Мишаньфу, заняв господствующую высоту. К вечеру подтянулись стрелковый батальон и гаубичная батарея, начался штурм города. Китайцы перебросили к месту штурма резервы, но под угрозой окружения были вынуждены отойти за реку. К вечеру 17 ноября Мишаньфу перешел к советским войскам. К исходу 18 ноября Приморская группа войск выполнила поставленные задачи и вернулась на границу СССР.
Захваченные на КВЖД знамена. Фото: из лекционного фонда краеведческого музея Уссурийска
Были разгромлена Первая Мукденская кавалерийская дивизия, часть 7-й пехотной бригады и 42-й пехотный полк противника. Безвозвратные потери китайской стороны в Мишаньфунской операции составили, по разным источникам, от 500 до 1,5 тысяч человек, данные о раненых в также разнятся. В плен попали тысячи китайских военных. В самом Мишаньфу было захвачено 135 пленных.
Приморская группировка обошлась малой кровью. Из уссурийского гарнизона погибло 14 человек, счет раненым шел на десятки. Наибольшие потери понес шедший в авангарде 87-й кавалерийский полк. В районе переулка Западного в Уссурийске, где располагался кавалерийский плац, захоронили погибших: помощника начальника штаба, трех командиров отделений, четверых красноармейцев из 87-го кавалерийского полка и шестерых бойцов из стрелковой Тихоокеанской дивизии и приданных частей. Позже, в 1969 году, останки бойцов РККА перенесли в гарнизонный сад на улицу Лермонтова в Уссурийске (нынче сквер 40-летия Победы).
Захоронение бойцов РККА в районе Северного городка до 1969 года. Фото: из архива краеведческого музея Уссурийска
Известно об еще одном захоронении бойцов Приморской группировки ОДВА в братской могиле во Владивостоке, на Морском кладбище (первый участок, улица Патрокл).
Как итог, 1 декабря 1929 года в Никольск-Уссурийский прибыл представитель китайского правительства для предварительных переговоров. Через день он подписал, а 5 декабря губернатор Маньчжурии утвердил Уссурийский протокол об урегулировании конфликта. 22 декабря 1929 года в Хабаровске был подписан протокол, восстановивший положение на КВЖД, существовавшее до начала конфликта.
Редакция ИА UssurMedia благодарит за помощь в подготовке материала коллектив краеведческого музея Уссурийска и лично Сергея Сугак.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Новое ажурное ограждение появится в уссурийском сквере 40-летия Победы
Мемориал погибших на КВЖД красноармейцев облагородили силовики Уссурийска