Начало пути: школа фабрично-заводского ученичества
15 ноября 1923 года по решению Дальневосточного совета по образованию рабочих подростков на станции Никольск-Уссурийская была открыта железнодорожная школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Первыми учениками школы стали 20 уссурийских парней – будущих слесарей по ремонту паровозов. В то время ФЗУ переезжало несколько раз, а с 1927 года основательно разместилось по улице Чичерина, 146. Дом этот был построен в 1900 году и принадлежал купцу Бородину, который эмигрировал в Канаду в начале прошлого века. По сей день РЖДК базируется в этом историческом здании, расширенном и надстроенном в соответствии с веянием времени.
9-ый выпуск Никольск-Уссурийской школы ФЗУ, 1932 год
Фото: предоставлено РЖДК
В то время паровозоремонтным специальностям в школе обучались рабочие различных мастерских и депо города. До обеда занятия проходили в учебных кабинетах, а после обеда – в паровозном депо. Кроме этого, ученики помогали перестраивать здание бывшего железнодорожного собрания в клуб, которому присвоили имя Чумака. Своими силами ребята отремонтировали отправленный на свалку паровоз ОВ-710.
Как уссурийские рабочие бригады победу ковали
Предвоенные годы стали переломными для ФЗУ. Для того, чтобы увеличить резерв рабочей силы, решено было подключить и подростков. Ребят набирали как на добровольной основе, так и по мобилизации. В 1940 году школа ФЗУ г. Ворошилова была реорганизована в школу фабрично-заводского обучения металлистов (ФЗО) № 9. Из-за начавшейся войны сроки подготовки молодых рабочих сократились до четырех-пяти месяцев. Только за весну 1942 года выпустились более 400 токарей и слесарей, причем успешно заканчивали школу и юноши, и девушки.
В августе 1943 года в г. Ворошилове были организованы вагоносборочные мастерские – нынешнее выгонное рефрижераторное депо. Они предназначались для сборки платформ, транспортеров, кислотных цистерн, которые поступали из США и Канады в разобранном виде. В это тяжелое военное время рабочие бригады формировались из стариков, подростков и женщин. Уссурийцы собирали по 40 вагонов в сутки, работали, не покладая рук, по 12 часов в две смены.
Аттестат выпускницы ФЗО № 9 по специальности токарь
Фото: предоставлено РЖДК
«В группе токарей было 39 девочек и один мальчик. Занимались в две смены, так как всего было три станка. После жизни в голодной деревне, где приходилось собирать оставшиеся колоски на рисовых полях, одежду шить из самотканого полотняного рядна, жизнь в школе казалась масленицей: трехразовое питание, белые простыни. Когда шли строем по проспекту Блюхера, нас дразнили «фазаны», но мы гордились своей формой», - вспоминала выпускница школы ФЗО №9 Мария Скиба.
В годы Великой Отечественной войны выпускники училища направлялись на самые важные для обороны страны отрасли производства. Ими было отремонтировано 10 тысяч вагонов, проложено 2 тысячи железнодорожных путей.
Из школы – в училище, из училища – в лицей и колледж
В 1947 году крепкий коллектив школы и возросшая материальная база позволили перейти на более высокий уровень подготовки учащихся: школа ФЗО-9 была реорганизована в Железнодорожное училище № 2. Ежегодно оно выпускало 200 человек молодых рабочих по специальностям: слесарь-паровозник, кузнец, котельщик, токарь, слесарь-инструментальщик.
Практика в цехе локомотивного депо, 1958 год
Фото: предоставлено РЖДК
В 1959 году Железнодорожное училище было переименовано в Городское профессиональное училище №16. В 60-е и 70-е годы одной из первоочередных задач оставалось повышение профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения училища.
Токари, 1968 год
Фото: предоставлено РЖДК
Важным звеном в работе по повышению специальной подготовки кадров профтехучилищ стало вовлечение их в систему вечернего и заочного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.
В непростые годы перестройки и послеперестроечный период происходили структурные изменения в подчиненности профшколы на местном и федеральном уровнях. Началось внедрение государственных образовательных стандартов обучения. Комплект учебно-программной документации ПУ № 16 был признан в числе лучших училищ края. Основными специальностями в этот период были помощник машиниста локомотива, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда, механик рефрижераторных установок и поездов (секций), сварщик, бригадир-путеец.
Группа №128 по профессии «Помощник машиниста локомотива», 2002 год
Фото: предоставлено РЖДК
К 2000 году более 30 тысяч учащихся закончили училище со времени его образования. Из них четвертая часть – помощники локомотива (электровоза, тепловоза).
В 2010 году ГОУ НПО «Профессиональное училище №16» получило статус лицея, а уже в 2013 лицей стал колледжем. Вот уже 40 лет бессменным руководителем РЖДК является Леонид Петрович Липперт. Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ, почетный железнодорожник, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, – имя Леонида Петровича известно по всему Приморью.
Директор РЖДК Леонид Липперт
Фото: предоставлено РЖДК
- Годы пролетели незаметно. Мне приходилось слышать от людей, которые долго и плодотворно работают на одном и том же месте, что им это надоедает. Однако я должен сказать, что наша работа интересна каждый день: подпитываешься новыми веяниями от мальчишек, и сам находишь какие-то решения. На сегодняшний день я абсолютно уверен в том, что в нашем учреждении работает та команда, о которой может мечтать каждый руководитель. Я горжусь нашим коллективом, мы понимаем друг друга с полуслова. Мне приятно, что мы выросли из железнодорожного училища ТУ № 16 в Региональный железнодорожный колледж, но не просто поменяли вывеску на входе в учебное заведение, а повысили уровень и качество образования, улучшили материально-техническую базу, - отметил Леонид Липперт.
Коллектив РЖДК на краевой спартакиаде
Фото: предоставлено РЖДК
РЖДК готовит кадры не только для Локомотиворемонтного завода, но и для локомотивного депо, для многих железнодорожных предприятий Уссурийска и других городов, ведет подготовку и переподготовку, повышение квалификации рабочих и служащих, начиная от Тынды, заканчивая Владивостоком.
- Ежегодно мы проводим работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в отношении примерно 800-900 человек. В этом году мы открыли новую специальность – сервис на транспорте – железнодорожном и автомобильном. Мы гордимся тем, что у нас достаточно большое количество почетных работников профессионального образования, есть и такие, которые имеют высшую квалификационную категорию. Гордимся успехами наших обучающихся, которые, начиная с учебы в нашем заведении, «выросли» до руководящих должностей, - рассказал Леонид Петрович.
На региональном конкурсе профессионального мастерства World skills
Фото: предоставлено РЖДК
От выпускника до «миллионера» и основателя династии
Один из выпускников колледжа – Николай Андреевич Гуменюк. Он поступил в учебное заведение в далеком 1963 году, когда был проведен первый набор на специальность «Помощник машиниста тепловоза», а в 1965 году закончил его. Николай Гуменюк стал машинистом тепловоза, затем машинистом-инструктором, был делегатом XXVII съезда партии. Он - почетный железнодорожник, награжден орденами «Трудовой славы» II и III степени.
- Я поступил на выбранную профессию случайно, увидев объявление в газете «Коммунар» о наборе на первый курс. Но профессия определила всю мою жизнь. После первого курса мы поехали на практику в Хабаровск, потому что только там были тепловозы. Оттуда я ушел в армию. После армии в 1968 году пришел на работу в уссурийское депо, - вспоминает Николай Гуменюк.
Очередной выпуск
Фото: предоставлено РЖДК
С 1985 года и до ухода на пенсию Николай Гуменюк работал машинистом-инструктором, получив заслуженный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн км». Теперь в кругу коллег почетного железнодорожника зовут «миллионером». Сегодня машинистом-инструктором работает его сын Николай, который пошел по стопам отца.
- Профессия тяжелая, но интересная и романтическая. И на пенсии я не остался без любимой работы – около 10 лет трудился в родном колледже мастером производственного обучения, передавал опыт молодому поколению. Я очень доволен, что работал в таком дружном коллективе профессионалов и свою жизнь посвятил железной дороге, - отметил Николай Гуменюк.
РЖДК сегодня
На сегодняшний день на базе РЖДК можно получить пять профессий: слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), машинист локомотива, машинист холодильных установок. Кроме того, можно обучиться на таких специальностях, как сервис на транспорте (по видам транспорта), монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям), техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Студенты колледжа не только занимаются учебой, но и активно участвуют в городских акциях и мероприятиях, занимаются благотворительной деятельностью, являются активными участниками конкурсов профессионального мастерства, спортивных соревнований, походов, живут яркой и насыщенной жизнью, полной незабываемых эмоций и впечатлений.
РЖДК занесен в федеральный реестр «Всероссийской книги почета»
Фото: предоставлено РЖДК
Сегодня Региональный железнодорожный колледж с уверенностью смотрит в будущее, успешно сотрудничает со многими предприятиями города и края, среди которых и крупные градообразующие, и предприятия малого и среднего бизнеса. За высокий профессионализм и добросовестный труд коллектива, значительные успехи в подготовке квалифицированных рабочих кадров для экономики Приморского края образовательное учреждение награждено почетными грамотами Законодательного собрания Приморского края, занесено в федеральный реестр «Всероссийской книги почета» и является «Ведущим образовательным учреждением России».
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Педагог из РЖДК получила статус «лучший учитель» и денежный приз
Будем работать четко, как часы – и.о. директора Уссурийского ЛРЗ