От первой уссурийской школы ФЗУ до «кузницы кадров» страны: РЖДК отметил 93 года

Фоторепортажи

От первой уссурийской школы ФЗУ до «кузницы кадров» страны: РЖДК отметил 93 года

Общество

23.11.2016

Уссурийск, 23 ноября, UssurMedia. 93 года назад порог первой уссурийской школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), основанной на базе Главных железнодорожных мастерских (ныне - Локомотиворемонтный завод - прим. ред.), переступили 20 мальчишек – будущих слесарей по ремонту паровозов. Так 15 ноября 1923 года началась история учебного заведения, которое стало главной «кузницей кадров» для железнодорожных предприятий всего Дальнего Востока. За эти долгие годы простая школа ФЗУ выросла до училища, а затем до лицея и колледжа. Бессменным директором Регионального железнодорожного колледжа (РЖДК) на протяжении вот уже 40 лет является Леонид Петрович Липперт. Под его умелым руководством колледж растет и развивается. Об истории учреждения, современной жизни и планах к приближающемуся 95-летнему юбилею – в материале ИА UssurMedia.

Начало пути: школа фабрично-заводского ученичества

15 ноября 1923 года по решению Дальневосточного совета по образованию рабочих подростков на станции Никольск-Уссурийская была открыта железнодорожная школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Первыми учениками школы стали 20 уссурийских парней – будущих слесарей по ремонту паровозов. В то время ФЗУ переезжало несколько раз, а с 1927 года основательно разместилось по улице Чичерина, 146. Дом этот был построен в 1900 году и принадлежал купцу Бородину, который  эмигрировал в Канаду в начале прошлого века. По сей день РЖДК базируется в этом историческом здании, расширенном и надстроенном в соответствии с веянием времени.

9-ый выпуск Никольск-Уссурийской школы ФЗУ, 1932 год Фото: предоставлено РЖДК
9-ый выпуск Никольск-Уссурийской школы ФЗУ, 1932 год
Фото: предоставлено РЖДК



В то время паровозоремонтным специальностям в школе обучались рабочие различных мастерских и депо города. До обеда занятия проходили в учебных кабинетах, а после обеда – в паровозном депо. Кроме этого, ученики помогали перестраивать здание бывшего железнодорожного собрания в клуб, которому присвоили имя Чумака. Своими силами ребята  отремонтировали отправленный на свалку паровоз ОВ-710.

Как уссурийские рабочие бригады победу ковали

Предвоенные годы стали переломными для ФЗУ.  Для того, чтобы увеличить резерв рабочей силы, решено было подключить и подростков. Ребят набирали как на добровольной основе, так и по мобилизации. В 1940 году школа ФЗУ г. Ворошилова была реорганизована в школу фабрично-заводского обучения металлистов (ФЗО) № 9. Из-за начавшейся войны сроки подготовки молодых рабочих сократились до четырех-пяти месяцев. Только за весну 1942 года выпустились более 400 токарей и слесарей, причем успешно заканчивали школу и юноши, и девушки.

В августе 1943 года в г. Ворошилове были организованы вагоносборочные мастерские – нынешнее выгонное рефрижераторное депо. Они предназначались  для сборки платформ, транспортеров, кислотных цистерн, которые поступали из США и Канады в разобранном виде. В это тяжелое военное время рабочие бригады формировались из стариков, подростков и женщин.  Уссурийцы собирали по 40 вагонов в сутки,  работали, не покладая рук, по 12 часов в две смены.

Аттестат выпускницы ФЗО № 9 по специальности токарь Фото: представлено РЖДК
Аттестат выпускницы ФЗО № 9 по специальности токарь
Фото: предоставлено РЖДК



«В группе токарей было 39 девочек и один мальчик. Занимались в две смены, так как всего было три станка. После жизни в голодной деревне, где приходилось собирать оставшиеся колоски на рисовых полях, одежду шить из самотканого полотняного рядна, жизнь в школе казалась масленицей: трехразовое питание, белые простыни. Когда шли строем по проспекту Блюхера, нас дразнили «фазаны», но мы гордились своей формой», - вспоминала выпускница школы ФЗО №9 Мария Скиба.

В годы Великой Отечественной войны выпускники училища направлялись на самые важные для обороны страны отрасли производства. Ими было отремонтировано 10 тысяч вагонов, проложено 2 тысячи железнодорожных путей.

Из школы – в училище, из училища – в лицей и колледж

В 1947 году крепкий коллектив школы и возросшая материальная база позволили перейти на более высокий уровень подготовки учащихся: школа ФЗО-9 была реорганизована в Железнодорожное училище № 2. Ежегодно оно выпускало 200 человек молодых рабочих по специальностям: слесарь-паровозник, кузнец, котельщик, токарь, слесарь-инструментальщик.

Практика в цехе локомотивного депо, 1958 год Фото: предоставлено РЖДК
Практика в цехе локомотивного депо, 1958 год
Фото: предоставлено РЖДК



В 1959 году Железнодорожное училище было переименовано в Городское профессиональное училище №16. В 60-е и 70-е годы одной из первоочередных задач оставалось повышение профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения училища.

Токари, 1968 год Фото: представлено РЖДК
Токари, 1968 год
Фото: предоставлено РЖДК



Важным звеном в работе по повышению специальной подготовки кадров профтехучилищ стало вовлечение их в систему вечернего и заочного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.

В непростые годы перестройки и послеперестроечный период происходили структурные изменения в подчиненности профшколы на местном и федеральном уровнях. Началось внедрение государственных образовательных стандартов обучения. Комплект учебно-программной документации ПУ № 16 был признан в числе лучших училищ края. Основными специальностями в этот период были помощник машиниста локомотива, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда, механик рефрижераторных установок и поездов (секций), сварщик, бригадир-путеец.

Группа №128 по специальности «Помощник машиниста локомотива», 2002 год Фото: предоставлено РЖДК
Группа №128 по профессии «Помощник машиниста локомотива», 2002 год
Фото: предоставлено РЖДК



К 2000 году более 30 тысяч учащихся закончили училище со времени его образования. Из них четвертая часть – помощники локомотива (электровоза, тепловоза).

В 2010 году ГОУ НПО «Профессиональное училище №16» получило статус лицея, а уже в 2013 лицей стал колледжем.  Вот уже 40 лет бессменным руководителем РЖДК является Леонид Петрович Липперт. Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ, почетный железнодорожник, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, – имя Леонида Петровича известно по всему Приморью.

Директор РЖДК Леонид Липперт Фото: предоставлено РЖДК
Директор РЖДК Леонид Липперт
Фото: предоставлено РЖДК



- Годы пролетели незаметно. Мне приходилось слышать от людей, которые долго и плодотворно работают на одном и том же месте, что им это надоедает. Однако я должен сказать, что наша работа интересна каждый день: подпитываешься новыми веяниями от мальчишек, и сам находишь какие-то решения. На сегодняшний день я абсолютно уверен в том, что в нашем учреждении работает та команда, о которой может мечтать каждый руководитель. Я горжусь нашим коллективом, мы понимаем друг друга с полуслова. Мне приятно, что мы выросли из железнодорожного училища ТУ № 16 в Региональный железнодорожный колледж, но не просто поменяли вывеску на входе в учебное заведение, а повысили уровень и качество образования, улучшили материально-техническую базу, - отметил Леонид Липперт.

Коллектив РЖДК на краевой спартакиаде Фото: предоставлено РЖДК
Коллектив РЖДК на краевой спартакиаде
Фото: предоставлено РЖДК



РЖДК готовит кадры не только для Локомотиворемонтного завода, но и для локомотивного депо, для многих железнодорожных предприятий Уссурийска и других городов, ведет подготовку и переподготовку, повышение квалификации рабочих и служащих, начиная от Тынды, заканчивая Владивостоком.

- Ежегодно мы проводим работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в отношении примерно 800-900 человек. В этом году мы открыли новую специальность – сервис на транспорте – железнодорожном и автомобильном. Мы гордимся тем, что у нас достаточно большое количество почетных работников профессионального образования, есть и такие, которые имеют высшую квалификационную категорию. Гордимся успехами наших обучающихся, которые, начиная с учебы в нашем заведении, «выросли» до руководящих должностей, - рассказал Леонид Петрович.

На региональном конкурсе профессионального мастерства World skills Фото: предоставлено РЖДК
На региональном конкурсе профессионального мастерства World skills
Фото: предоставлено РЖДК



От выпускника до «миллионера» и основателя династии

Один из выпускников колледжа – Николай Андреевич Гуменюк. Он поступил в учебное заведение в далеком 1963 году, когда был проведен первый набор на специальность «Помощник машиниста тепловоза», а в 1965 году закончил его. Николай Гуменюк стал машинистом тепловоза, затем машинистом-инструктором, был делегатом XXVII съезда партии. Он - почетный железнодорожник, награжден орденами «Трудовой славы» II и III степени.

- Я поступил на выбранную профессию случайно, увидев объявление в газете «Коммунар» о наборе на первый курс. Но профессия определила всю мою жизнь. После первого курса мы поехали на практику в Хабаровск, потому что только там были тепловозы. Оттуда я ушел в армию. После армии в 1968 году пришел на работу в уссурийское депо, - вспоминает Николай Гуменюк.

Очередной выпуск Фото: предоставлено РЖДК
Очередной выпуск
Фото: предоставлено РЖДК



С 1985 года и до ухода на пенсию Николай Гуменюк работал машинистом-инструктором, получив заслуженный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн км». Теперь в кругу коллег почетного железнодорожника зовут «миллионером». Сегодня машинистом-инструктором работает его сын Николай, который пошел по стопам отца.

- Профессия тяжелая, но интересная и романтическая. И на пенсии я не остался без любимой работы – около 10 лет трудился в родном колледже мастером производственного обучения, передавал опыт молодому поколению. Я очень доволен, что работал в таком дружном коллективе профессионалов и свою жизнь посвятил железной дороге, - отметил Николай Гуменюк.

РЖДК сегодня

На сегодняшний день на базе РЖДК можно получить пять профессий: слесарь по ремонту и обслуживанию подвижного состава, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), машинист локомотива, машинист холодильных установок. Кроме того, можно обучиться на таких специальностях, как сервис на транспорте (по видам транспорта), монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям), техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Студенты колледжа не только занимаются учебой, но и активно участвуют в городских акциях и мероприятиях, занимаются благотворительной деятельностью, являются активными участниками конкурсов профессионального мастерства, спортивных соревнований, походов, живут яркой и насыщенной жизнью, полной незабываемых эмоций и впечатлений.

РЖДК занесен в федеральный реестр «Всероссийской книги почета» Фото: предоставлено РЖДК
РЖДК занесен в федеральный реестр «Всероссийской книги почета»
Фото: предоставлено РЖДК



Сегодня Региональный железнодорожный колледж с уверенностью смотрит в будущее, успешно сотрудничает со многими предприятиями города и края, среди которых и крупные градообразующие, и предприятия малого и среднего бизнеса. За высокий профессионализм и добросовестный труд коллектива, значительные успехи в подготовке квалифицированных рабочих кадров для экономики Приморского края образовательное учреждение награждено почетными грамотами Законодательного собрания Приморского края, занесено в федеральный реестр «Всероссийской книги почета» и является «Ведущим образовательным учреждением России».

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Педагог из РЖДК получила статус «лучший учитель» и денежный приз

Будем работать четко, как часы – и.о. директора Уссурийского ЛРЗ
117512
Общество