– Участковый – это универсальный солдат, он занимается всем: начиная от плановой проверки подучетных лиц, до выезда по сообщениям граждан и документирования любых составов преступления. Очень интересная работа, но, в то же время, самая сложная в полиции. Когда приходят новые сотрудники, они говорят: «Андрей Павлович, объясните мне работу участкового», а я им отвечаю, что два дня подряд буду рассказывать, и все равно всего не расскажу – столько информации!
На связи мы все круглосуточно, у каждого участкового телефон, буквально, на подушке лежит. А жалобы от граждан идут постоянно и абсолютно на все. Каждый день просят выселить кого-то, часто – кошечку снять с дерева. Потоком идут жалобы по разделу участков – люди готовы 10 см отвоевывать, или соседское дерево на их территорию ветки перекинуло. А когда в городе гастролировал цирк со световым шоу и начал светить в небо прожекторами, один бдительный дедуля сообщил нам о визите инопланетян! Отдельных «любителей» пожаловаться на соседей знает уже вся дежурная часть. Но, как бы там ни было – реагировать мы обязаны, даже на такие «несерьезные» происшествия. Если честно, хотелось бы, чтобы серьезных вообще не было.
И.Д. Исмаилов, 23 года служит участковым
Фото предоставлено пресс-службой ОМВД РФ по Уссурийску
В нашу службу иногда приходят ребята – фильмов насмотрятся и даже не представляют, что их ждет, пока не подежурят на опорном пункте. Но тот, кто здесь выдерживает, готов уже ко всему, к любым эмоциональным нагрузкам. Они отдают годы жизни этой работе. На Слободе есть 7-й опорный пункт, там служит старший участковый уполномоченный Имран Исмаилов. Его стаж – уже 23 года! Валерий Шарафулисламов – чуть поменьше, около 20 лет. Сергей Жмакин, тоже 20 лет в наших рядах, начинал с патрульно-постовой службы.
Я сам отдал этому делу 21 год. Бывало всякое, даже под нож попал, лет десять назад. Мы с напарником поехали задерживать подозреваемого, а он на нас кинулся. У него в руках холодное оружие, а у меня только папка с документами. Ну, ничего, скрутили его, связали крепко, обошлось без ранений. Потом, правда, долго отписывались «служебками», хотя сделали все правомерно. Врукопашную боролись, немало было случаев, а вот пистолет применять не приходилось.
Раньше как было: участковый – это «Царь и Бог». Бабушки нас и сейчас так воспринимают, но очень многое изменилось в законодательстве. Например, работу с жалобами на нарушение тишины и спокойствия сейчас возложили на административную комиссию. Гражданам не совсем понятно, где искать помощи ночью, и они звонят в дежурную часть. Мы выезжаем, регистрируем, опрашиваем людей и по почте направляем материал в административную комиссию. А они уже вызывают виновника и составляют протокол. Но люди-то недоумевают, они ждут от нас немедленного принятия мер.
С.В. Жмакин - участковый с 20 летним стажем
Фото предоставлено пресс-службой ОМВД РФ по Уссурийску
Все равно, хочется сказать гражданам, чтобы не стеснялись к нам обращаться даже в таких ситуациях, чтобы не думали, что не поможем. Все, что необходимо сделать по закону – все будет проведено, и мы уже разъясним, куда обращаться дальше, мы обязаны это делать.
Отдельный случай, так называемые «домашние дебоширы». Здесь нам, наоборот, дали рычаг воздействия. Раньше происшествия, когда, например, муж жену обидел, относились к категории частного обвинения, и гражданина просто ставили на учет. А сейчас мы этим не ограничиваемся: если три и более раз в течение года инцидент повторяется, может быть применена статья 117 «Истязание», за это могут и «посадить». Обязательно нужно заявлять, если хотите помощи. Даже если до суда примиритесь – профилактика будет хорошая для такого дебошира.
Вообще, самое сложное в нашей работе – не объемы бумаг, даже не опасность, а общение с самыми разными людьми. Это не каждый выдержит. Вроде бы и в школе неплохо учился, вроде бы и способный, но на практике не получается. Мы обязаны выслушать, спокойно и беспристрастно, вежливо и корректно разъяснить все, не склоняясь ни к какой стороне – таково требование закона. Он един для всех.
В.Р. Шарафулисламов, около 20 лет на службе участковых
Фото предоставлено пресс-службой ОМВД РФ по Уссурийску
Контингент подучетных у нас очень сложный. Это и лица, состоящие под административным надзором: убийцы, насильники, осужденные за тяжкие и особо тяжкие составы преступления, рецидивисты по опасным и особо опасным преступлениям. Таких у нас в Уссурийском городском округе 210 человек – самое большое количество в крае! Они обязаны не только «на отметку» ходить, но и находиться в ночное время дома. Мы, весь отдел: участковый, наряды и оперуполномоченные это контролируем. Далее, лица, формально попадающие под надзор и лица, условно-осужденные – тоже немаленькая категория, около 700 человек. Кроме того, лица, привлеченные к административной ответственности за незаконный оборот наркотиков. Под нашим постоянным контролем и нарушители общественного порядка, и семейные дебоширы, и несовершеннолетние – все, кто состоит на учете. Итого – около 2 тысяч человек, это немало. Плюс владельцы оружия – 4,7 тысяч. Раз в год, если нет жалоб и нарушений, мы проверяем каждого из них.
А нас по штату всего 63 человека. С учетом отпусков, больничных и некомплекта личного состава на службу заступают где-то 30-35 человек. И по приказу стоит перед нами более 1 тысячи задач. Выполнить все кажется невозможным, но мы стараемся. За 10 месяцев окончено уголовных дел только по статье 116 «Побои» на 1150%! По превентивным составам, которые предупреждают более тяжкие преступления, окончено и раскрыто дел больше, чем во всем Владивостоке. Нам бы времени в сутках побольше!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Участковый из Уссурийска стал участником краевого этапа всероссийского конкурса
Беседа с полицейскими в Уссурийске: шесть мифов о работе ППС